Девиантное поведение подростков с разными типами тревожности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Девиантное поведение подростков с разными типами тревожности»
по дисциплине: «Практическая психология»
2021
45.00 BYN
Девиантное поведение подростков с разными типами тревожности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Практическая психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты подростков по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Средние баллы по шкалам опросника СОП у подростков с разными типами тревожности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты подростков по методике «Шкала тревожности» (О. Кондаш).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты корреляционного анализа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Средние баллы по шкалам опросника СОП у подростков с разными типами тревожности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты подростков по методике «Шкала тревожности» (О. Кондаш).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты корреляционного анализа.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие «девиантное поведение» и его особенности в подростковом возрасте
1.2 Тревожность и ее типы
1.3 Особенности проявления различных типов тревожности в подростковом возрасте
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТРЕВОЖНОСТИ
2.1 Процедура и методы исследования
2.2 Показатели девиантного поведения у подростков
2.3 Характеристика типов тревожности у подростков
2.4 Взаимосвязь девиантного поведения и тревожности у подростков
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время негативные тенденции общественного развития, нестабильность социально-экономической ситуации в обществе вызывают значительный рост асоциальных проявлений, особенно среди молодежи и несовершеннолетних. В Республике Беларусь несовершеннолетними ежегодно совершает¬ся более 10 тысяч преступлений, за совер¬шенные противоправные действия осужда¬ется более 6,5 тысячи. Около 1000 подростков в год уходят из дома, на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних состоит около 18 000 подростков [16]. Поэтому в связи с увеличением количества подростков актуальной является разработка профилактических и коррекционно-реабилитационных программ для лиц с девиантным поведением.
В научной литературе отечественными психологами (Е.В. Змановская, Т.Е. Симончук, Т.А. Фалькович и др.) и социологами (Я.И. Гилинский и др.) убедительно показано, что девиантное поведение не определяется «прирожденными механизмами», обуславливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды и недостатками воспитания. Исследованию предупреждений девиантного поведения посвящены труды А.В. Карпенко, С.И. Подмазина и др. Научной базой для изучения проблем детского и подросткового возраста являются фундаментальные работы Г.С. Абрамовой, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др. ученых. Главными субъективными, или внутренними, факторами проявлений девиантного поведение выступают: возрастные; желание обратить на себя внимание; расхождение между потребностями и возможностью их удовлетворить; стремление получить сильные впечатления; отставание в учебе; попытки самоутверждения в старшем подростковом возрасте; индивидуально-типологические: неспособность личности противостоять вредным воздействиям; характерологические акцентуации; низкий уровень эмоционально-волевого контроля; отсутствие навыков бесконфликтной взаимодействия; недостаточная уверенность старшего подростка в себе.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие «девиантное поведение» и его особенности в подростковом возрасте
Поведение, которое отклоняется от норм, установленных в группе, от требований к выполняемой роли, вызывает научный интерес с позиций анализа факторов его образования. История анализа проблемы девиантного поведения позволила выделить различные его трактовки.
Девиантное поведение – система поступков, отклоняющихся от общепризнанной или подразумеваемой нормы психического здоровья, права, культуры и нравственности. В.Д. Менделевич трактует девиантное поведение как систему поступков либо только единичные поступки, которые вступают в противодействие принятым в обществе нормам и проявляется это в нарушении протекания психических процессов, в нарушении адаптации, девормации самоактуализации и снижении от нравственного контроля над собственными поступками [15, с. 18].
Причины девиантного поведения подростков Т.А. Фалькович [20] разделила на традиционные и конкретные. Среди традиционных форм: деформации в развитии, формировании и оформлении личности; влияние социальных и культурных аспектов, образа жизни и специфики семейного воспитания; участие в неформальных объединениях асоциальной группы, наличие в группах подростков антисоциально установленных норм; воздействие средств массовой информации, пропагандирование половой распущенности.
Как было указано, Т.А. Фалькович выделены определенные типы девиантного поведения [20]:
- девиации, которые обусловлены отклонением от норм психического здоровья. Сюда можно отнести лиц с эмоциональными, психическими и личностными отклонениями;
- поведение, которое нарушает устоявшиеся в обществе правовые, социальные, этические нормы.
Т.А. Фалькович были выделены и описаны типичные виды девиантного поведение, характерные для подростков. Классификация проводилась таким образом: прогулы каких-либо уроков либо полностью дней); уходы из дома; воровство; ограбления насильственного характера; драки и стычки; грубость и споры с классным руководителем, другими педагогами, директором и заместителями школы, ссоры с членами семьи, конфликты с одноклассниками и т.д.; употребление запрещенных веществ, курение, употребление алкоголя; отклонения в сексуальном поведении; суицидально направленное поведение [20, с. 56].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТРЕВОЖНОСТИ
2.1 Процедура и методы исследования
Цель исследования: установить взаимосвязь между девиантным поведением и разными типами тревожности у подростков.
Гипотеза исследования: для подростков с разными типами тревожности характерны различные проявления девиантного поведения.
Выборка исследования: 35 подростков в возрасте 14-15 лет, из них 20 девочек и 15 мальчиков.
Методы эмпирического исследования: тестирование, методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Обработка данных производилась в Microsoft Excel и специализированной программе SPSS 23.0.
Психодиагностические методики:
1. Методика «Шкала тревожности» (О. Кондаш). Цель: методика позволяет выявить различные типы тревожности. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких- либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во - первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во- вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Методика включает ситуации трех типов: ситуации, связанные со школой, общением с учителями; ситуации, актуализирующие представление о себе; ситуации общения. Соответственно типы тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Также методика позволяет диагностировать один из видов скрытой тревожности «чрезмерное спокойствие» [14].
2. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел).
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании обзора научной литературы по проблеме исследования, понятие «девиантное поведение» трактуется как система поступков или отдельные поступки человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам.
Тревожность трактуется как склонность человека переживать тревогу, которая характеризуется низким уровнем формирования данной реакции. Тревожность выступает как один из базовых параметров при выделении индивидуальных различий. Тревожность представляет собой личностную особенность, заключающуюся в чрезмерно легком формировании состояния тревоги. Выделяют тревожность по различным видам ее проявления. В частности, изменяющиеся в отдельных ситуациях проявления тревожности получили название ситуативной. Специфическую особенность личности, которая может проявлять данного вида тревожность, называют «ситуативная тревожность». Также описана личностная тревожность как устойчивая характеристика личности. Выделяют общую и частную тревожность, адекватную или неадекватную. Тревожность также имеет определенные возрастные специфические характеристики. Они обнаруживаются в ее источниках, а также в содержании, некоторых типичных формах проявления и механизмах защиты. Для каждого определенного возрастного периода выделены и описаны области, которые могут вызывать повышение уровня тревоги не зависимо от наличия внешней угрозы.
У подростков признаками тревожного состояния оказываются выраженные изменения привычных стратегий поведения, движений, мимики, особенностей речи, функционирования работы внутренних органов, частоты сердечных сокращений, повышение или снижение артериального давления, изменение ритма дыхания, повышение интенсивности потоотделения, изменение режима сна и бодрствования. При этом состояние повышенной тревожности может отрицательно воздействовать на навыки критического анализа имеющейся ситуации, при этом лишает человека, которое совершило правоотношение, определенной возможности анализировать ситуацию и сознательно принимать решение. Схожим по психологическому содержанию к состоянию тревоги является состояние страха.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М. : Просвещение, 2013. – 520 с.
2. Белоусова, И.С. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков / И.С. Белоусова. – Запорожье : ЗГПУ, 2014. – 95 с.
3. Беляева, А.Б. Профилактика девиантного поведения подростка в семье / А.Б. Беляева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2014. – №4. – С. 15 – 16.
4. Гилинский, Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений»: монография / Я.И. Гилинский. – СПб. : «Юридический центр Пресс», 2017. – 528 с.
5. Деветьярова, И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий / И.Н. Деветьярова // Вектор науки. – 2011. – №3. – С. 99 – 101.
6. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. – СПб.: Питер, 2015. – 167 с.
7. Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. – М. : Академия, 2013. – 288 с.
8. Карпенко, А.В. Методическое обеспечение преодоления девиантного поведения / А.В. Карпенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 121–125.
9. Корзун, С.А. Представления подростков о причинах и содержании межличностных конфликтов / С. А. Корзун // Психологическое благополучие современного человека : материалы Международной заочной научно-практической конференции (20 марта 2019 г.) / Отв. ред. С. А. Водяха. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т , 2019. – С. 155-160.
10. Лакреева, А.В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков / А.В. Лакреева, Л.. Варуха // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 141–146.
11. Матафонова, Т.Н. Подростковая преступность как проблема современного общества / Т. Н. Матафонова, Л. Н. Золотарева, Е. В. Колесникова [и др.] // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 4-6.
12. Подмазин, С.И. Как помочь подростку с трудным характером / С.И. Подмазин. – К. : НПЦ Перспектива, 2016. – 160 с.
13. Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/
14. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М.Прихожан // Психологическая наука и образование. – 2008. - №2. – С.38-48.
15. Прихожан, А.М Психология тревожности: дошкольный и младший школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2007.
16. Психология развития : учебник / Под ред. Т.Г. Маркоцинской. – М. : Издат. центр «Академия», 2015. – 528 с.
17. Симончук, Т.Е. Девиантное поведение в подростковом возрасте / Т. Е. Симончук // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. –2016. – №1. – С. 202 – 203.
18. Соловьянюк-Кротова, В. Г. Стратегии профилактики девиантного поведения старшеклассников / В.Г. Соловьянюк-Кротова // Журнал практического психолога. – 2010. - №2. – С. 45-52.
19. Степанов, С.С. Тревожность и ее проявления / С.С.Степанов // Семья и школа. – 2014. - №1. – С.136-148.
20. Татунец О.И. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема и аспект социальной работы // Гуманитарный трактат. – Кемерово, 2019. – С. 12-14.
21. Терещенко, Е.Е. Проблема девиантного поведения и пути ее решения / Е.Е. Терещенко // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – №8. – С. 96 – 99.
22. Усенков, Е.В. Деструктивные изменения личности в генезисе аддиктивного поведения подростков / Е.В. Усенкова // Научно-практический журнал. Махачкала. – 2013. – №6 (9). – С. 83–86.
23. Фалькович, Т.А. Подростки XXI века / Т.А. Фалькович. – М. : ВАКО, 2016. – 256 с.
24. Фрейд, З. «Я» и «Оно». Избранные работы / З. Фрейд; пер. Л. Голлербах. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 165 с.
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 2017. – 384 с.
26. Якунькова, А.В. Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства / А.В. Якунькова // Молодой ученый. – 2017. – №11. – С. 120 – 129.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты подростков по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Средние баллы по шкалам опросника СОП у подростков с разными типами тревожности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты подростков по методике «Шкала тревожности» (О. Кондаш).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты корреляционного анализа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Средние баллы по шкалам опросника СОП у подростков с разными типами тревожности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты подростков по методике «Шкала тревожности» (О. Кондаш).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты корреляционного анализа.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты