Психологическая характеристика личностной позиции мужчин и женщин
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологическая характеристика личностной позиции мужчин и женщин»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Психологическая характеристика личностной позиции мужчин и женщин
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Менеджмент недвижимости, ООО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие личностной позиции в психологии
1.2. Специфика полоролевой идентичности мужчин и женщин
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования психологических особенностей личностной позиции мужчин и женщин
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изменения, происходящие в непосредственном и глобальном окружении как общества в целом, так и отдельного индивида, создают и новые возможности для развития, и новые угрозы. Для одних открывающиеся возможности являются стимулом и ориентиром, а других они заставляют смириться с новыми обстоятельствами, отказаться от инициативной деятельности и подавляют волю. Составляя планы (на день или на долгую перспективу), принимая решения, человек взвешивает, посильны ли намеченные цели для него самого или главным условием их достижения является та или иная совокупность внешних, не зависящих от него обстоятельств, и остается надеяться на судьбу или случай.
Вместе с тем, в современном обществе существует объективная потребность в людях, обладающих субъектной жизненной позицией: активных, ответственных, творческих, компетентных, способных управлять событиями своей жизни, осуществляющих активное преобразование себя и окружающей действительности. У современного человека должно быть сформировано целостное отношение к окружающему миру и к самому себе, что проявляется в его мыслях, словах и поступках. Личностная позиция – это не просто способность, а готовность действовать определенным образом.
Личность в зависимости от воздействия окружающей среды, своих потребностей, интересов, мировоззрения, ценностей, ценностных ориентаций, морально-психологических установок, убеждений, стремлений, уровня знаний и многих других факторов занимает в общем или в данной конкретной ситуации по данному общественного явления или процесса определенные проявления личностной позиции, которая может быть активной или пассивной.
Активная личностная позиция представляет собой устойчивую позицию личности, направленную на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии со своим убеждение, взглядов и представлений личности. Она может быть, как положительная, так и отрицательная. Положительная активная жизненная позиция ориентирована на моральные нормы общества, на утверждение конструктивных и продуктивных моделей развития общества и уменьшения влияния разрушительных механизмов. Негативная личностная позиция состоит в том, что не всегда активны и деятельны люди тратят свои усилия на положительные поступки, их действия могут приносить вред окружающим и им самим.
В связи с эти важно изучить особенности личностной позиции мужчин и женщин, которая определяет их жизненный путь, успешность социальной адаптации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие личностной позиции в психологии
В словаре практического психолога термин «позиция» определяется как: 1) устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляемая в соответствующем поведении и поступках. Позиция - развивающееся образование; ее зрелость характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью; 2) интегральная, самая обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре [29, с. 185].
В современной психологи сложились различные взгляды на понятие личностной позиции. Понятие позиции является многомерным и разноплановым. Выделяются две основные тенденции рассмотрения понятия позиции: как объективного положения в группе и как субъективного отношения.
Понятие личностной позиции рассматривается, прежде всего, в точки зрения субъективного подхода, у истоков которого стояли А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова-Славская и др. Здесь большое внимание уделяется активности, которая лежит в основе личностной позиции. Вместе с тем, активность субъекта как внутренняя, так и внешняя должна иметь адаптивный характер. Адаптивная – это активность, которая подчиняется определенной цели, требованиям, правилам и соответствует внешним условиям. Дезадаптивная-спонтанная активность, которая исходит из внутренних импульсов и выходит за рамки того, что требует окружающая реальность, конкретная жизненная ситуация [14, с. 105].
Большое значение в развитии субъектности играет совокупность психологических качеств личности, а также сфера жизнедеятельности, в которой она проявляет свою активность. На значимость данного условия развития субъектности указывал А.В. Брушлинский, который определял субъектность как «системную целостность всех сложнейших и противоречивых качеств человека, которая формируется в ходе исторического и индивидуального развития. Индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов своей активности» [28, с. 50].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления психологических особенностей личностной позиции мужчин и женщин нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление психологических особенностей личностной позиции мужчин и женщин с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ООО «Менеджмент недвижимости». В исследовании приняли участие 70 человек в возрасте 20-30 лет, из них 35 мужчин и 35 женщин.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между типом гендера и уровнем ответственности мужчин и женщин.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Полоролевой опросник» С. Бем (адаптация И.С. Клециной) [23].
Цель: изучение типа гендера, определение степени андрогинности, маскулинности и феминности личности.
Методика позволяет выявить следующие типы гендера: ярко выраженный маскулинный, маскулинный, ярко выраженный феминный, феминный, андрогинный.
К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость самостоятельность, уверенность в себе. К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что личностная позиция – это системное образование, выражающее форму отношения личности к собственной жизни и форму ее организации, которая находит свое отражение в уникальном и индивидуальном способе взаимодействия с миром. Личностная позиция характеризуется двумя базовыми измерениями – осознанностью и активность. Под осознанностью понимается степень рефлексивного выделения себя личностью из потока своей жизни. Активность жизненной позиции личности выражается в способности управлять событиями своей жизни и активно в них действовать. Ответственность является высшим личностным образованием, сложным феноменом, который характеризует личностную позицию.
Полоролевая идентичность представляет собой осознание себя в связи с социокультурными определениями мужественности и женственности, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик. Различное соотношение маскулинных и феминных черт личности образуют три типа гендера: маскулинный, феминный и андрогинный. Маскулинные и фемининные черты личности являются основой психологических и поведенческих особенностей, отличающих мужчин от женщин. В зависимости от типа гендерной идентичности формируется стиль поведения, отношение к себе и к другим людям.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что большинство мужчин и женщин обладают андрогинным типом гендера – они успешно сочетают в себе как маскулинные, так и феминные качества, характеризуются с одной стороны, мягкостью, спокойствием, доверчивостью, уступчивостью, эмпатией, с другой стороны – уверенностью в себе, лидерскими качествами, напористостью, независимостью, самостоятельностью и склонностью защищать свои интересы. При этом, у значительной части мужчин выявлен маскулинный тип гендера, что говорит о наличии типично мужских качеств. У значительной части женщин выявлен, феминный тип гендера, что указывает на наличие у них типично женских качеств. В результате сравнения было установлено, что на достоверном уровне у мужчин более выражены типично мужские качества личности, а у женщин – типично женские качества. Большинство мужчин обладает средним уровнем ответственности. Женщины характеризуются высоким уровнем ответственности – они обладают ярко выраженным свойство личности, отражающим гарантирование достижения результата собственными силами на основе самостоятельно принятого решения, осознанного долга и совести.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 312 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Н. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 456 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2010. – 523 с.
4. Багдай, Е.В. Рефлексивная позиция личности как средство решения задач профессионального образования / Е.В. Багдай // Вестник Костромского государственного университета. – 2007. – № 2. – С. 120-126.
5. Бем, С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст] / Пер. с англ. − М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. − 336 с.
6. Бендас, Т.В. Гендерная психология [Текст] / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер. – 431 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 563 с.
8. Воробьева, А.Е. Сущность понятия «личностная позиция» и ее характеристика / А.Е. Воробьева // Евразийский союз ученых. – 2015. - № 2. – С. 21-22.
9. Дресвянина, А.В. Понятие «гендерная идентичность»: сущность и основные исследовательские подходы [Текст] / А.В. Дресвянина // Вестник СФУ. – 2009. – № 4. – С. 115-119.
10. Ильин, Е.П. Пол и гендер [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.
11. Кашапова, Г. И. Ответственность как социально-психологический феномен и уровни ее развития / Г. И. Кашапова // Казанский педагогический журнал. – 2012. – № 2. – С. 1-7.
12. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика [Текст] / И.С. Клецина. – СПб.: Алетейя, 2004. – 309 с.
13. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспиров. – М: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.
14. Коломиец, О.В. Теоретическое обоснование психологического конструкта «субъектная жизненная позиция» / О.В. Коломиец // Мир науки. Педагогика и психология. –2019. – Т. 7, № 6. – С. 105-113.
15. Кон, И.С. Мужчина в меняющемся мире / И.С. Кон. – СПб.: Питер, 2009. – 561 с.
16. Леонтьев, А.Н. Лекции п общей психологии / А.Н Леонтьев. –М.: Смысл, 2000. – 509 с.
17. Леонтьев, Д.А. Жизненная позиция личности: от теории к операционализации / Д.А. Леонтьев, А.Е. Шильманская // Вопросы психологии. – 2019. – № 1. – C. 90-100.
18. Леонтьев, Д.А. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации / Д.А. Леонтьев, Е.В. Калитеевская, Е.Н. Осин // Личностный потенциал: структура и диагностика. – М.: Смысл, 2011. – С. 611-641.
19. Лубовский, Д.В. Понятие внутренней позиции и непрерывность развития на протяжении жизненного пути / Д.В. Лубовский // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 128–138
20. Лучкина, Т.В. Профессионально-личностная позиция молодого учителя в современной школе / Т.В. Лучкина // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. – 2009. – № 6. – С. 90-98.
21. Малкина-Пых, И.Г. Гендертолная терапия (справочник практического психолога) / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.
22. Перченко, Е.Л. Особенности гендерной идентичности мужчин и женщин / Е.Л. Перченко // Череповецкие научные чтения. – Череповец, 2017. – С. 124-126.
23. Полоролевой опросник (С.С. Бем) / Под ред. И.С. Клециной // Практикум по гендерной психологии. – М., 2003. – С. 277–280.
24. Прядеин, В.П. Психодиагностика личности: избранные психологические методики и тесты: монография / В.П. Прядеин. – Сургут: РИО СургГПУ, 2013. – 245 с.
25. Риккер, Ю.О. Основные подходы к исследованию понятия «гендерная идентичность» в истории науки [Текст] / Ю.О. Риккер // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 142-147.
26. Романовская, В.С. Гендерная идентичность и гендерные стереотипы [Текст] / В.С. Романовская // Теория и практика общественного развития. – 2005. – № 2. – С. 63-66.
27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 541 с.
28. Селезнева, М.В. Сравнительный анализ понятий «субъект» и «субъектность» в зарубежной психологии / М.В. Селезнева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2015 – № 2. – С. 47–53.
29. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 635 с.
30. Ухтомский, А. А. Доминанта души / А. А. Ухтомский. - Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000. – 605 с.
31. Хасанова, С.А. Стереотипы маскулинности и феминности в современном обществе / С.А. Хасанова // Концепт. – 2014. – Т. 20. – С. 1411–1415.
32. Чуркина, Н.А. Андрогинная идентичность как способ адаптации человека в современном обществе [Текст] / Н.А. Чуркина // Вопросы теории и практики. – 2017. – № 1. – С. 147-151.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты