Правовое регулирование экономики в условиях цифровизации
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовое регулирование экономики в условиях цифровизации»
по дисциплине: «Информационное право»
2021
45.00 BYN
Правовое регулирование экономики в условиях цифровизации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Информационное право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
1.1 Понятие цифровой экономики
1.2 Специфические элементы цифровой экономики
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
2.1 Проблемы правового регулирования экономики в условиях цифровизации
2.2 Пути совершенствования правового регулирования экономики в условиях цифровизации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Что же такое экономика и способна ли она быть цифровой? Слово «economy», берущее свое начало в латинском, в русском языке означает «хозяйство». Как следствие, экономика представляет собою не что иное, как систему хозяйствования или иными словами – совокупность хозяйственных отношений в сочетании со средствами производства, необходимыми для возникновения, изменения и прекращения таких отношений, и необходимыми для этого ресурсами. Юристы, следуя за экономистами, систему экономических отношений делят на два основных уровня: макроэкономику – национальную экономику (хозяйство) государства в целом и микроэкономику – экономику (хозяйство) отдельного субъекта общественных отношений. Национальная экономика – это хозяйство страны, его состав, структура, взаимосвязи отдельных элементов; это комплекс, составляющие которого представляют собой специфические общности, а микроэкономика, это хозяйство отдельных экономических единиц, под которыми подразумеваются «потребители, рабочие, инвесторы, землевладельцы, деловые фирмы – фактически любой отдельный человек, организация или предприятие, которое играет определенную роль в функционировании нашей экономики». Юридически структура национальной экономики и системные связи внутри нее имеют универсальный характер в любой стране мира и закреплены в нормах международного права и в национальном законодательстве о статистике и техническом нормировании и стандартизации.
Экономика (хозяйство) выполняет три важнейшие функции:
– производственную, выражающуюся в производстве материальных и нематериальных благ;
– транзакционную (функцию обмена), выражающуюся в обмене произведенными материальными и нематериальными благами между субъектами общественных отношений;
– перераспределительную, выражающуюся в выполнении государством функции перераспределения произведенного обществом блага посредством фискального, финансового и хозяйственного механизмов между различными социальными группами в целях достижения социального и экономического равновесия. При этом, как констатируют экономисты, основой жизнедеятельности общества является производство – процесс со-здания материальных и нематериальных благ, состоящий из двух взаимосвязанных элементов: производственных сил и экономических отношений.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
1.1 Понятие цифровой экономики
Цифровая экономика (веб-, интернет-экономика, электронная экономика) — экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях[1], связанная с электронным бизнесом и электронной коммерцией, и производимых и сбываемых ими цифровыми товарами и услугами. Расчёты за услуги и товары цифровой экономики производятся зачастую цифровой валютой (электронными деньгами).
Цифровая трансформация — это не только инвестиции в новые технологии (искусственный интеллект, блокчейн, анализ данных и интернет вещей), но и глубокое преобразование продуктов и услуг, структуры организации, стратегии развития, работы с клиентами и корпоративной культуры.
Цифровая экономика также квалифицируется как «нематериальный капитализм», который способствует неравенству и социальному разделению. В 2017 году Хаскель и Уэстлейк опубликовали книгу «капитализм без капитала», в которой высказываются опасения по поводу неспособности политиков адаптироваться от перехода традиционной экономики к но-вой экономике, основанной на нематериальных активах. Начиная с сере-дины 2000-х годов, компании инвестируют больше в «нематериальные активы», такие как брендинг, дизайн и технологии, чем в машины, оборудование или недвижимость.
Такие компании, как Uber, не владеют автомобилями, они владеют программным обеспечением и данными. Кофейни и тренажерные залы полагаются на брендинг, чтобы помочь им выделиться из толпы. Фармацевтические компании имеют огромные бюджеты на маркетинг, а также исследования и разработки[17].
Цифровая трансформация (англ. digital transformation, DT или DX) — это трансформация бизнеса путем пересмотра бизнес-стратегии, моде-лей, операций, продуктов, маркетингового подхода, целей и т. д. путем принятия цифровых технологий. Она призвана ускорить продажи и рост бизнеса[1].
В отличие от традиционного производства, где предельные издержки производства снижаются после первой произведенной единицы, что не от-носится к программному обеспечению. Как только первая единица произведена, такая как данные, страховка, электронные книги, даже фильмы, остальная часть производства практически бесплатна. Поскольку доля мировой экономики, которая не соответствует старой модели, продолжает увеличиваться, это имеет последствия для широкого спектра стратегий[18].
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
2.1 Проблемы правового регулирования экономики в условиях цифровизации
Системные изменения, происходящие в настоящее время в сфере общественных отношений, связываются с прогнозируемым наступлением четвертой промышленной революции, концепция которой предполагает качественные изменения различных сторон человеческой жизни, в особенности экономической. Данные изменения, лежащие в сфере правоотношений, требуют соответствующей трансформации правового регулирования.
Основу изменений составляет цифровизация, однако в настоящее время еще сложно говорить о том, что сформировалось точное понимание данного термина.
Так, с одной стороны, в узком смысле цифровизация означает само преобразование в цифровую форму существующей на иных носителях информации, что позволяет ускорить ее передачу, обработку, упростить хранение. С другой стороны, в широком смысле цифровизация уже предполагает направление общественного развития за счет широты охвата различных сфер жизни, включая производство, научную деятельность, социальную сферу, сферу потребления товаров, работ и услуг, за счет создания особой цифровой среды.
Как отмечают В.Г. Халин и Г.В. Чернова, «цифровизация представляет собой главный современный тренд развития экономики и общества, основанный на переходе к цифровому формату представления информации, который направлен на повышение эффективности экономики и улучшение качества жизни» [3, с. 49-50].
Экономика, основным организующим элементом которой является, собственно, цифровизация, получила название цифровой экономики. Раз-личные определения данного понятия опираются на то или иное проявление составных характеристик, как, например, применение технологий больших данных, Интернета вещей, виртуальной и дополненной реальности.
Цифровизация в настоящее время стала не только инструментом, позволяющим перенести развитие общества на качественно иной уровень, но и вызовом в связи с возможными рисками, что требует соответствующего ответа, в том числе в виде опережающего правового регулирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Идея цифровой экономики, на наш взгляд, – это фикция, цифровой экономики быть не может, поскольку фактически в ней отсутствуют объект, субъекты и содержание. Категорию «цифровая экономика» следует рассматривать не как институциональное явление, а как индикатора состояния национальной экономики. Процессы цифровизации общественных отношений не являются самостоятельными, происходящими в отрыве от иных социальных, экономических и политических процессов. Цифровизация есть один из элементов технологического развития белорусского общества и цивилизации в целом, она также не обладает признаками институционального явления, хотя несомненно является одним из направлений внутренней и внешней политики государства, предполагающим построение высокотехнологичной экономики;
2. Функционирование общества и национальной экономики в условиях цифровизации является объектом государственно-правового воздействия. Сами процессы цифровизации общественной жизни также не могут выпадать из поля зрения государства и подлежат комплексному государственному регулированию. Однако не может существовать «государственного регулирования цифровой экономики» и «государственного регулирования цифрового общества». Регулирование данных явлений и процессов следует осуществлять в комплексе и неразрывно с иными направлениями реализации внутренней и внешней политики, ибо, к примеру, так называемая цифровая среда, выражающаяся в категориях «умный дом», «умный город», «умное производство», является неотъемлемым элементом коммунального и жилищно-коммунального хозяйства, которое функционирует и будет функционировать не только и не столько на основе цифровых технологий (а соответственно, регуляторная функция в данной области не может осуществляться каким-то специализированным органом государственного управления отдельно от Министерства жилищно-коммунального хозяйства или Министерства антимонопольного регулирования и торговли и др.); совершенствование технологий искусственного интеллекта и возникновение категории «правосубъектность искусственных образований» (речь идет о робототехнике) может регулироваться государством в целом и не сможет обойтись без Министерства юстиции Республики Беларусь и др.
1. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции: монография / под ред. А. Ю. Цариковского, А. Ю. Ивано-ва, Е. А. Войниканис. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018.
2. Ачаповская М. З. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках: учеб. пособие. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2014.
3. Бухт, Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики / Р. Бухт, Р. Хикс // Вестник международных организаций. – 2018. – Т. 13, № 2. – С. 143–172.
4. Зайцева, О. В. Оценка потенциала и перспективе занятости молодежи в современных условиях / О. В. Зайцева, Е. В. Ванкевич // Предпринимательство, социальная организация в структурах сети. Опыт и перспективы развития в Центральной и Восточной Европе : XVII Междунар. науч. конф., Люблин, 23–25 мая 2016 г.: сб. науч. ст. / Катол. ун-т Люблина им. Иоанна Павла II. – Люблин, 2016. – С. 211–217.
5. Информационное общество в Республике Беларусь. Статистический сборник. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2019. – URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-iokruzhayushchaya-sreda/informatsionno-telekommunikatsionnyetekhnologii/statisticheskie-izdaniya/index_14278/.
6. Конаневич Ю. Г. Юридические лица. Минск: Ковчег, 2018.
7. Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999.
8. Макроэкономика: учеб. пособие / под ред. И .В. Новиковой. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006.
9. Макроэкономика: учебник / под общ. ред. Л. П. Куракова. М.: Изд-во ИАЭП, 2017.
10. Парк высоких технологий (ПВТ) – URL: http://www.park.by/.
11. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика / пер. с англ. СПб.: Питер, 2002.
12. Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. И. В. Новиковой. Минск: Тетралит, 2014.
13. Гаврин Д.А. Методы правового регулирования в условиях цифровизации / Д.А. Гаврин // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2019. С. 14-16.
14. Залоило М.В. Опережающий характер правотворчества и проблема синхронизации правового регулирования / М.В. Залоило // Ж-л российского права. 2016. № 9. С. 20-29.
15. Халин В.Г. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски / В.Г. Халин, Г.В. Чернова // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 46-63.
16. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции: монография / под ред. А. Ю. Цариковского, А. Ю. Иванова, Е. А. Войниканис. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018.
17. Ачаповская М. З. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках: учеб. пособие. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2014.
18. Конаневич Ю. Г. Юридические лица. Минск: Ковчег, 2018.
19. Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999.
20. Макроэкономика: учеб. пособие / под ред. И .В. Новиковой. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты