Механизм сдержек и противовесов в системе разделения властей Республики Беларусь
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Механизм сдержек и противовесов в системе разделения властей Республики Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Механизм сдержек и противовесов в системе разделения властей Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1 Становление системы разделения властей
1.2 Реализация принципа разделения властей в Республике Беларусь
2 ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ
2.1 Законодательная власть
2.2 Исполнительная власть
2.3 Судебная власть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня большой интерес вызывает вопрос организации и осуществления государственной власти. Это связано с тем, что мировой опыт научил нас тому, что важнейшим условием функционирования и эффективного функционирования государственной власти является принцип децентрализации.
Республика Беларусь, как демократическое унитарное государство в форме правления республики, также признает принцип разделения властей и закладывает основы всего строительства государственной власти. Конституция Республики Беларусь предусматривает, что все государственные полномочия нашей страны делятся на законодательную, исполнительную и судебную.
Актуальность данной темы объясняется тем, что действующий принцип децентрализации практически полностью определяет структуру всей государственной власти белорусского государства.
Именно этот принцип полностью устраняет произвол правительств и их институтов и устраняет монополию власти. Посредством данного принципа полностью исключен произвол власти, ее органов, ликвидирована монополизация власти.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации механизма разделения властей в Республике Беларусь, а также в сфере реализации законодательной, исполнительной и судебной власти.
Предмет исследования – нормы права, а также научная литература, позволяющая охарактеризовать понятие, особенности механизма разделения властей в Республике Беларусь, а также статьи периодических изданий.
Цель работы – на основе комплексного исследования положений литературы исследовать понятие, сущность механизма разделения властей в Республике Беларусь, а также место, роль каждой ветви власти в системе сдержек и противовесов.
1 СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1 Становление системы разделения властей
Теория разделения властей является важнейшей политико-правовой теорией и наиболее обсуждаемой теорией в современной науке. Большинство ученых имеют основания полагать, что разделение властей происходит от идеи ограничения власти государства, которая связана с возникновением первого государства, принадлежащего выдающимся мыслителям древности – Платону, Аристотелю и Цицерону.
Философы того времени искали наилучшую, идеальную форму правления, потому что ни одна из существовавших в то время форм не была такой. Государство рассматривается с хорошей точки зрения, общественный (государственный) интерес совершенно выше, чем индивидуальный.
В своем труде великий мыслитель древности Платон указал на принцип разделения труда в работе государственного аппарата. В работе «Закон» он выделяет верховного монарха, в функции которого входит правильное соблюдение объективно сформулированных законов (законы создаются не человеком, а обстоятельствами, определяющими жизнь всего человеческого существа) [1, с.93].
Другим органом является Совет, целью которого является оказание помощи высшему органу. Судебная власть представлена тремя судьями: судьями по гражданским делам, судьями по уголовным делам и судьями специального суда по смертной казни. Они также наделяют полномочиями высшего надзора за всей государственной администрацией – специальной комиссией по охране. Эти институты обладают различной степенью автономии. Таким образом, согласно Платону, идеальной моделью государства является разделение власти и возможностей государственных институтов [1, с.93].
2 ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ
2.1 Законодательная власть
Статья 6 Конституции Республики Беларусь устанавливает основные принципы формирования и функционирования государственной власти и устанавливает порядок их осуществления на основе законодательных, исполнительных и судебных органов.
Законодательная власть является одной из трех сбалансированных ветвей власти государства. Это совокупность полномочий по принятию законов, а также система государственных институтов, осуществляющих эти полномочия.
В демократических странах законодательная власть может осуществляться не только специальными законодательными органами, но и референдумами, а в некоторых случаях и органами исполнительной власти в порядке полномочий.
В Республике Беларусь законодательной властью наделен Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь, которое является представительным и законодательным органом Республики Беларусь [14].
Слово «парламент» происходит от французского – говорить, то есть это место, где представители народа обсуждают наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни.
М. В. Баглай определяет парламент как высший общенациональный представительный орган государства. Он отмечает, что во всех современных конституциях государств под ним понимается носитель верховной законодательной власти [15, c. 115].
Представительные учреждения возникли еще в феодальных государствах. Но тогда они имели вид совещательных органов при монархе и имели только ограниченные финансовые права. Поэтому можно считать, что парламенты в подлинном их значении возникли в буржуазном государстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в настоящей работе рассматриваются вопросы, касающиеся истории развития принципа разделения властей, структуры, функций, способов формирования ветвей государственной власти в различных странах мира, а также роли и функций ветвей государственной власти Республики Беларусь. Основываясь на этом исследовании, мы можем сделать следующие выводы:
Период становления государственной власти в Беларуси продолжается и сегодня. В некоторых работах ученых закрепление понятия разделения властей имеет свои особенности. Некоторые авторы выделяют более трех государственных ведомств (законодательное, исполнительное и судебное) (избирательность, контроль и др.).
В этой связи Республика Беларусь придерживается классической теории разделения властей, а именно существования трех ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. Еще в глубокой древности люди стремились к письменному закреплению власти, системе управления порядком, его развитию и правовым нормам, регулирующим общественные отношения.
Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти в системе разделения властей, представленные самостоятельными органами в пределах своей компетенции, настолько разнообразны по своей структуре, функциям и методам формирования, что призваны обеспечить эффективное функционирование государственных институтов управления обществом.
1. Платон соч. в 4 томах. – Т. 3. – Часть 1 / под общим. Издание А. Ф. Лосев и В. Ф. Асмус. – Санкт-Петербург: издательство С.-Петербург. ун-та, 2017. – 593 с.
2. Абашмадзе, В.В. Учение о разделении государственной власти и ее критике / В.В. Абашмадзе. – Тбилиси, 2012. – 314 с.
3. Василевич, Г. А. Конституционное право: учеб. пособие / Г. А. Василевич. – Минск: Регистр, 2015. – 192 с.
4. Авакьян, С.А. Размышления конституционалиста. Избранные статьи / С.А. Авакьян. – М.: Изд-во Московского университета, 2015. – 560 с.
5. Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий / Г. А. Василевич. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2016. – 486 с.
6. Фадеев, В.И. Конституционное право: учебник / отв. ред. В.И. Фадеев. – Москва: Проспект, 2015. – 584 с.
7. Беляева, О.М. Теория разделения властей и концепция неотъемлемых (естественных) прав человека через призму учений Дж. Локка / О. М. Беляева // История государства и права. – 2017. – № 18. – С. 3-8.
8. Чиркин, В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты / В. Е. Чиркин // Государство и право. – 2016. – № 8. – С.7-13.
9. Тихомиров, Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение / Ю. А. Тихомиров // Государство и право. – 2019. – № 2. – С. 52-58.
10. Паречина, С. Г. Теории государственной власти / С. Г. Паречина. – М. : Сетевая публикация, 2018. – 140 с.
11. Энтин, Л. М. Разделение властей: опыт современных государств / Л.М. Энтиню – М. Издательская группа ИНФРА, М-Норма, 2015. – 175 с.
12. Косов, Р. В. Теория разделения властей : учебное пособие / Р. В. Косов. – Тамбов : Издательство ТГТУ, 2015. – 80 с.
13. Монтескьё, Ш. О духе законов/ Ш. О. Монтескьё. – М.: Зерцало, 2013. – 672 с.
14. Конституция Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.
15. Баглай, М.В. Конституционное право / Л. М. Энтин [и др.] ; под общ. ред. М. В. Баглая. – М. : Норма, 2015. – 832 с.
16. Чудаков, М. Ф. Государственное право: курс лекций/ М. Ф. Чудакова. – Мн.: АУпПРБ, 2015. – 331 с.
17. Демичев, Д. М. Конституционное право: учебное пособие / Д. М. Демичев. – Минск: Высшая школа, 2016. – 351 с.
18. Корельский, В.М. Теория государства и права: Учебник / В. М. Корельский, В.Д.Перевалов. – М.: Норма, 2019. – 570 с.
19. Василевич, Г. А. Контрольная функция Парламента и местных Советов депутатов Республики Беларусь / Г. А. Василевич. – Минск, 2017. – 84 с.
20. Майсейшин, Н. И. Исполнительная власть в Республике Беларусь: проблемы государственного управления и пути их решения/ Н. И. Майсейшин // Проблемы управления. – 2016. – № 2. – С. 87-89.
21. Дубовицкий, В. Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь / В. Н. Дубовицкий. – Минск: Белорусская наука, 2016. – 141 с.
22. Марченко, М.Н. Соотношение законодательной и исполнительной власти / М. Н. Марченко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. – 2017. – № 6. – С. 3-13.
23. Соколовский, А.А. Исполнительная власть Республики Беларусь/А.А Соколовский. – Мн.: БГУ, 2015. – 266 с.
24. Никеров, Г. И. Судебная власть в правовом государстве (Опыт сравнительного исследования) /Г.И. Никеров // Государство и право. – 2015. - № 3. – C. 12-21.
25. Любашиц, В. Я. Теория государства и права : учебное пособие / В. Я. Любашиц, А. Ю. Мордавцев, И. В. Тимошенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : МарТ, 2014. – 714 с.
26. Тиковенко, А. Г. Принцип разделения властей: теория и практика/ А. Г. Тиковенко // Веснік Канстытуцыйнага Суда. – 2018. – №1. – С. 41-52.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты