Структура познавательного процесса: элементы, уровни, формы
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Структура познавательного процесса: элементы, уровни, формы»
по дисциплине: «Философия»
2021
45.00 BYN
Структура познавательного процесса: элементы, уровни, формы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
Введение
Глава 1 Понятие, элементы и виды познавательной деятельности человека
Глава 2 Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление
Глава 3 Формы абстрактного мышления и их специфика в юридическом познании
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Познание - процесс духовного освоения мира, направленный на поиск истины. Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей своей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы познания.
Структура познавательной деятельности обнаруживает свою синхронность с динамикой практики.
Первым важным условием познания является наличие, прежде всего познающего субъекта с его потребностями, интересами, с его целями и того, что познается, - объекта познания.
Объект же познания есть то, на что направлено познание, о чем нужно получить знание. Познание в этом смысле есть «перенесение» содержания объекта в сознание, точнее преобразование предметного содержания в содержание сознания.
Человек отличается от любого другого живого существа тем, что он способен осознать бытие: он способен в субъективной форме воспроизвести мир объектов, состояний, процессов, а также свое собственное отличие от объектов перед ним.
Такой раздел философии, как гносеология (греч. Gnosis – знание), теория познания, посвящен особенностям субъективного освоения человеком внешнего мира.
В современных исследованиях использование другого, почти эквивалентного термина практикуется при обозначении ряда проблем, связанных с теорией познания, эпистемологией (греческая эпистема – знание).
В общем смысле познание – это процесс приобретения знаний. Это прежде всего процесс отражения реальности и ее объяснения.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ И ВИДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Познание - это особый вид духовной деятельности человека, процесс познания окружающего мира. Она развивается и совершенствуется в тесном контакте с общественной практикой. Знание - это всегда идеальный образ реальности.
Некоторые вещи, которые нужно знать, - это иметь идеальные идеи для интересующей нас темы. Познание и познание делятся на процессы и результаты. По сути, знание - это отражение мира в научных концепциях, предположениях и теориях.
С гносеологической точки зрения познание-это процесс целенаправленного и активного представления действительности в человеческом сознании.
В процессе познания выявляются различные грани бытия, внешняя сторона и сущность вещей, явления окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя [17, c. 122].
Результаты знания остаются не только в сознании конкретного человека, который чему-то научился, но и передаются из поколения в поколение, в основном с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, предметов материальной культуры.
В процессе жизни человек выполняет два типа действий для обучения:
- непосредственно изучает окружающий мир (то есть обнаруживает что-то новое для себя или для человечества);
- познает мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит фильмы, привязывается ко всем видам материальной или духовной культуры).
ГЛАВА 2 ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ: ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Чувственное познание принимает три формы: чувство, восприятие и представление. Простейшей формой чувственного познания является ощущение.
Ощущения возникают в мозгу человека в результате непосредственного воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Это чувство специализировано. Зрительные ощущения дают информацию о форме предметов, об их цвете.
Слуховые ощущения указывают на различные звуковые колебания в окружающей среде.
Осязание позволяет почувствовать температуру окружающей среды, воздействие различных физических факторов на организм, их давление на него и т. д.
Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.
Возможности органов чувств человека ограничены. Они способны отображать окружающий мир в определенных границах.
Например, зрительные ощущения отображают сравнительно небольшой участок электромагнитного спектра с длинами волн от 400 до 740 миллимикрон. Всё, что находится за границами этого интервала, не воспринимается человеческим глазом [12, c. 39].
Есть много фактов, которые говорят об ограниченности других сенсорных способностей человека.
ГЛАВА 3 ФОРМЫ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ И ИХ СПЕЦИФИКА В ЮРИДИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
Абстрактное мышление - это форма косвенного и обобщенного отражения действительности.
С помощью чувственных форм познания мы непосредственно познаем вещи и их свойства (теперь мы видим, что цветок красный, слышим, что море шумит и т.д.).
Абстрактное мышление позволяет нам извлекать из одних знаний другие, не обращаясь непосредственно к опыту, к указаниям органов чувств.
Так, например, по симптомам болезни врач судит о характере заболевания, по данным археологических раскопок ученые судят о жизни людей прошлых веков, по математическим расчетам производится корректировка полетов ракет и т.д. [8].
Мышление - это психологический процесс, отражающий наиболее существенные признаки реальных предметов и явлений, а также наиболее существенные связи и отношения между ними, что в конечном итоге приводит к приобретению новых знаний о мире.
Мышление, как ощущение и восприятие – психический процесс. Однако, в отличии от этих психических процессов чувственного познания, позволяющих познать внешние стороны предметов и явлений (цвет, форма, размеры, пространственное положение), в процессе мышления осуществляется проникновение в суть предметов и явлений с раскрытием различных связей и зависимостей между ними.
Основными формами, с которыми совершаются мыслительные операции при отвлечённом, абстрактном мышлении, являются понятия, суждения и умозаключения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познание - это особый вид духовной деятельности человека, процесс познания окружающего мира. Она развивается и совершенствуется в тесном контакте с общественной практикой. Знание - это всегда идеальный образ реальности.
В процессе познания выявляются различные грани бытия, внешняя сторона и сущность вещей, явления окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.
Чувственное познание принимает три формы: чувство, восприятие и представление. Простейшей формой чувственного познания является ощущение.
Чувство - длительное, устойчивое переживание человеком своего отношения к самому себе и людям, их характеру, поведению, поступкам, а также ко всем окружающим его (человека) явлениям.
Восприятие - это целостный, структурированный чувственный образ объекта, формируемый мозгом из синтеза ощущений. Как и чувство, восприятие является результатом непосредственного взаимодействия органов чувств с объектами внешнего мира.
Представление – третья форма чувственного познания. Если ощущения и восприятия возникают лишь при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с предметом, то представления осуществляются в двух формах – в виде образов памяти и воображения.
1 Андрушенко, В.П. Социология. Наука об обществе. / Под ред. Проф. В.П. Андрущенко — Харьков, 2014. – 236 с.
2 Бачинин, В.А. Философия (О праве осужденного на духовное возрождение) / В.А. Бачинин // Современное право. – 2008. - №2 – С.28-31.
3 Волчек, Е.З. Философия: учеб. пособие/Е.З. Волчек.- Минск: Соврм. шк. - 2006 - 542с.
4 Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. - М.: Феникс, 2017. - 512 c.
5 Гуревич, П.С. Основы философии: Учебное пособие./ П.С. Гуревич. - М.:Из-во «КноРус», 2013- 479 с.
6 Данилов, А.Н. Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н. Данилова. — Мн.: 2010. – 388 с.
7 Дедюлина, М. А. Социальная философия: учеб. пособие / М. А. Дедюлина, В. А. Ивлиев, Е. В. Папченко. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 295 с.
8 Зиммель, Г. Общение: Пример чистой или формальной социологии //Социол. исслед., 2016. - № 2. – С. 13-14.
9 Зотов, А. Ф. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академический проект: Трикста, 2004. – 688 с.
10 Калмыков, В. Н. Философия: учеб. пособие / В. Н. Калмыков. – Минск, 2017. – 319 с.
11 Канке, В. А. Философия : Ист. сист. курс / В. А. Канке. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос. 2000. – 343 с.
12 Лойко, Л.Е. Философия: курс лекций /Л.Е. Лойко.-Минск: Академия МВД Республики Беларусь,2011- 245 с.
13 Лукашевич, В. К. Философия :учеб. пособие / В.К. Лукашевич, В.М. Белокурский и др.; по общ. ред. В.К. Лукашевича.- Минск: БГЭУ,2001.- 431 с.
14 Митрошенков, О. А. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.
15 Попкова, Н. В. Философия: курс лекций / Н. В. Попкова. – Брянск: БГТУ, 2008. – 303 с.
16 Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М. :Гардарики, 2006. – 736 с.
17 Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.
18 Титов, В. Ф. Философия: учебник / В. Ф. Титов, И. Н. Смирнов. – Москва : Высшая школа, 2003. – 288 с.
19 Ядов, В.А. Социология. / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд.,- М.: Издательство Института социологии РАН, 2015. – 384 с.
20 Яскевич, Я. С. Философия. Краткий курс: учебно-методическое пособие / Я. С. Яскевич. – 2-е изд., стереотипное. – Минск: БГЭУ, 2019. – 329 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты