Президент Республики Беларусь как глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Президент Республики Беларусь как глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Президент Республики Беларусь как глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕЗИДЕНТСТВЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 История создания института президентства и его правовые основы
1.2 Теоретические основы института президентства
ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Президент Республики Беларусь в системе органов государственной власти
2.2 Теоретические и правовые основы нормотворчества главы государства
2.3 Президент как глава государства и гарант
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современном значении Президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.
Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.
Главой государства Республики Беларусь выступает Президент. Его правовой статус закреплен Конституцией Республики Беларусь.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время Президент Республики Беларусь – это не только должностное лицо, возглавляющее наше государство, но и тот субъект, который олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, он представляет белорусское государство на международной арене, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь. Все это свидетельствует о важности конституционно-правового статуса Президента Республики Беларусь.
Предоставление полномочий для изданий указов в принципе вполне понятно. Это позволяет вам действовать оперативно, когда парламент по какой-то причине не может так быстро реагировать на ситуацию.
Мы еще не приняли законы, в которых прямо переданы какие-либо права Президенту непосредственно на выпуск декретов. Было бы полезно практиковать выпуск декретов после запроса мнений правительства, высших судебных органов.
Деятельность Президента Республики Беларусь, в том числе и в нормотворчестве – достаточно новый процесс в науке конституционного права, следовательно, рассмотрение его полномочий в осуществлении нормотворчества как единолично, так и вкупе с иными органами – довольно-таки важный вопрос на данный момент.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕЗИДЕНТСТВЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 История создания института президентства и его правовые основы
На сегодняшний день президентство – это неотъемлемый элемент политической системы общества.
Впервые термин «президент» был использован в Конституции США 1787 г. В ней была заложена идея о том, что исполнительная власть полностью возлагается на одно должностное лицо – Президента, который наделен существенным объемом полномочий и занимает ведущее место в политической системе общества. Среди всех европейских государств одними из первых президентскими республиками стали Швейцария и Франция. Это было осуществлено вместе с принятием их Конституций в 1848 г. Впоследствии многие государства также обрели статус президентских республик.
Для Республики Беларусь институт президентства является достаточно молодым. Несмотря на то, что в 1990 г. Республика Беларусь была объявлена суверенным и независимым государством, долгие годы в ней еще сохранялась структура высших органов государственной власти, которая была характерна для БССР.
Такая ситуация была изменена только в 1994 г. вместе с принятием Конституции Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь – это Основной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы, и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений [1].
Учреждение президентства в Беларуси явилось новым этапом развития белорусской государственности и свидетельством восприятия государственно-политических институтов демократических стран. Однако процесс заимствования политических институтов западных демократий не привел к осознанию назначения и функций президентства в политической системе общества.
ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Президент Республики Беларусь в системе органов государственной власти
Суды в Республике Беларусь не имеют права на законодательную инициативу. Основной функцией судов является осуществление правосудия на основе Конституции и законодательства в соответствии с нормативными правовыми актами. Ежегодные обращения Конституционного суда к Президенту и палатам парламента о состоянии конституционной законности имеют большое значение для законотворческого процесса. Они призывают президента принимать необходимые решения [16, с.60].
Инициирование Президентом судебных проверок соответствия нормативных актов Конституции Республики Беларусь. В соответствии с частью 4 статьи 116 Конституции Президент имеет право инициировать проверку в Конституционном суде Республики Беларусь:
– о соответствии законов, международных и иных условий Республики Беларусь Конституции и международно-правовым документам, ратифицированным Республикой Беларусь;
– о соответствии актов межгосударственных образований, в том числе Республики Беларусь, Конституции, международно-правовых документах, ратифицированных Республикой Беларусь, законах и указах;
– о соответствии решений Совета Министров, актов Верховного суда, международного прокурора Конституции, международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Беларусь, законов, указов и декретов;
– по соблюдению любого другого органа, международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Беларусь, законов, декретов и указов [10].
Порядок конституционного судопроизводства определяется законом.
Обеспечение конституционного контроля в отношении актов Президента. В отношении актов Президента – указов и декретов, имеющих нормативный характер, правом обращения в Конституционный Суд Республики Беларусь на предмет их проверки наделены Палата представителей, Совет Республики, Верховный суд Республики Беларусь, Министров Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Институт Президентства в Республике Беларусь выделен в самостоятельную ветвь власти и играет наиважнейшую роль в формировании, функционировании и развитии всего конституционного строя.
На основе всего вышеизложенного можно дать следующее определение понятия «Президент»: «Президент – это Глава государства». Он является высшим должностным лицом Республики Беларусь, которое избирается непосредственно народом и олицетворяет его единство, гарантирует реализацию Конституции, в том числе закрепленных в ней прав и свобод граждан, основных направлений внутренней и внешней политики, представляет государство, в том числе за его пределами, обеспечивает суверенитет государства, национальную и территориальную целостность, стабильность, взаимодействие между органами государственной власти, а при необходимости – посредничество между ними.
Пост Президента Республики Беларусь впервые был введен вместе с принятием в 1994 г. Конституции Республики Беларусь. Однако несмотря на его введение, структура органов государственной власти оставалась такой же, как и при существовании СССР.
В 1995 г. был принят Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь».
В 1996 г. был проведен референдум, целью которого было изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь. В результате данного референдума правовой статус Президента Республики Беларусь был детально регламентирован. Впоследствии его правомочия дополнялись, изменялись.
В 2004 г. был проведен еще один референдум, результатом которого явилась конституционно закрепленная возможность Президента быть переизбранным неограниченное число раз.
1. О нормативных правовых актах: Закон Респ. Беларусь, 17 июл. 2018 г. № 130-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
2. Баглай, М.В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / М.В. Баглай, Ю.И Лейбо. – М.: Норма, 2014. – 832 с.
3. Козак, М.А. Становление института президентства в Беларуси и за рубежом / М.А. Козак // Национальная государственность и европейские интеграционные процессы. – Минск, 2018. – С.1–17.
4. Курак, А.И. Конституционное право Республики Беларусь в таблицах, схемах, определениях: справочное пособие / А.И. Курак. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Белтаможсервис, 2016. – 288 с.
5. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 21 февр. 1995 г. № 3602-XII [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
6. О назначении республиканского референдума: Указ Президента Респ. Беларусь, 7 сент. 2004 г., № 431 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
7. Круглов, В.А. Основы права Республики Беларусь / В.А. Круглов. – Минск: Изд-во МИУ, 2018. – 203 с.
8. Василевич, Г.А. Конституционное право: учебное пособие / Г.А. Василевич. – Минск: Регистр, 2016. – 192 с
9. Паречина, С.Г. Институт президентства: история и современность / С.Г. Паречина, Е.В. Матусевич. – Минск: ИСПИ, 2015. – 163 с.
10. Конституция Республики Беларусь от 15 мар. 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
11. Никулин, В.В. Конституционное право: учебное пособие / В.В. Никулин. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. – 332 с.
12. Катков, Д.Б. Конституционное право: учебное пособие / Д.Б. Катков, Е.В. Корчиго. – М.: Юриспруденция, 2017. – 288 с.
13. Елисеев, Б.П. Институт президентства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук, 12.00.02 / ИБ.П. Елисеев. – М., 2014. – 18 с.
14. Василевич, Г.А. Полномочия Президента Республики Беларусь / Г.А. Василевич. – Минск: «Право и экономика», 2018. – 232 с.
15. Избирательный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 11 февр. 2000 г., № 219-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
16. Ноздрачев, А. Ф. Административное право: фундам. Курс / А. Ф. Ноздрачев. – М.: Акад. изд-во МЭГУ, 2017. – 191 с.
17. Князев, С.Н. Основы государственного управления: учебное пособие / С.Н. Князев, Н.Б. Антонова. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2018. – 415 с.
18. О судоустройстве и статусе судей: Кодекс Респ. Беларусь от 29 июня 2006 г. № 139-З: ред. от 4 января 2014 г. № 121-З [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19. Василевич, Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. Конституционно-правовой статус : учеб. пособие / Г.А. Василевич. – 2-е изд., доп. – Минск : Бип-С, 2016. – 248 с.
20. Демичев, Д.М. Конституционное право Республики Беларусь: учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Высшая школа, 2014. – 351 с.
21. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь / И.И. Мах – Минск : ГИУСТ БГУ, 2016. – 543 с.
22. Постникова, А.А. Административное право Республики Беларусь. / А.А. Постникова А.И. Сухарькова. – Могилев: Краевая типография, 2015. – 172 с.
23. Забелов, С.М. Административное право.: Курс лекций / С.М. Забелов, П.С. Забелов. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2015. – 324 с.
24. Чиркин, В.Е. Сравнительное правоведение / В.Е. Чиркин. – М.: Международные отношения, 2015. – 336 с.
25. Катков, Д.Б. Конституционное право: учебное пособие / Д.Б. Катков, Е.В. Корчиго. – М.: Юриспруденция, 2018. – 288 с.
26. Хутинаев, И.Д. Институт президентства Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 / И. Д. Хутинаев. – М., 2014. – 17 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты