Обращение граждан и юридических лиц как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Обращение граждан и юридических лиц как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении»
по дисциплине: «Управление органами внутренних дел»
2021
45.00 BYN
Обращение граждан и юридических лиц как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Управление органами внутренних дел
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Поделиться
Введение
Глава 1. Понятие и виды обращений граждан и юридических лиц
Глава 2. Порядок рассмотрения заявлений
Глава 3. Обжалование как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Действующее законодательство, устанавливающее порядок рассмотрения обращений граждан, несмотря на предпринятые в последнее время законодателем шаги по более детальной правовой регламентации соответствующих правоотношений, не представляет собой стройной системы правовых норм, которые бы всесторонне, комплексно и полно включали бы в свое содержание административно-процедурные элементы.
Недостатки нормативно-правового регулирования отношений по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц, значительное количество ежегодно направляемых в государственные органы и органы местного управления и самоуправления обращений, возникающие сложности при реализации права граждан и юридических лиц на обращение, несоблюдение должностными лицами порядка рассмотрения обращений обусловливают актуальность избранной темы курсовой работы.
Объектом курсового исследования выступают общественные отношения, складывающиеся при осуществлении должностными лицами производства по обращениям граждан в государственные органы и органы местного управления и самоуправления.
Предмет исследования составляют: административно-процедурные аспекты реализации права граждан и юридических лиц на обращение в государственные органы; научно-теоретическая база и нормативно-практическая основа функционирования производства по обращениям граждан и юридических лиц.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
В Республике Беларусь на конституционном уровне закреплено право каждого, независимо от гражданства, пола, возраста, национальности, социального и материального положения, отношения к религии, политических убеждений, обращаться в государственные органы. При этом указанное право, в свою очередь, может иметь разное легальное воплощение в зависимости от специфики предмета обращения, компетенции назначения государственного органа и др.
Так, в Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция) содержатся следующие положения, раскрывающие вышеназванное право или связанные с ним: «Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается..., обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, ...» (ч. 2 ст. 37); «Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным» (ст. 40); «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение» (ч. 1 ст. 33); «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы» (ст. 34); «Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки» (ч. 1 ст. 60) [4].
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ
В настоящее время порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц (далее – заявители) регулируется в Республике Беларусь широким кругом нормативных правовых актов, важнейшими среди которых являются следующие:
- Конституция Республики Беларусь [4];
- Закон об обращениях, который закрепляет понятие, виды, и порядок работы с обращениями граждан и юридических лиц [14].
- Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее – Указ № 498), в котором установлен ряд дополнительных мер по надлежащему рассмотрению государственными органами и иными организациями обращений граждан и юридических лиц [18].
- Директива Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» [17].
Вместе с тем, анализ правоприменительной практики показывает, что государственный органы зачастую допускают нарушения порядка рассмотрения обращений, что особенно ярко проявляется в деятельности органов местного управления (далее – исполкомы), в связи с чем полагаем необходимым проанализировать порядок рассмотрения обращений (заявлений) на примере их деятельности.
Деятельность исполкомов по рассмотрению обращений заявителей включает в себя ряд направлений:
- собственно рассмотрение обращений заявителей;
- обеспечение соблюдения государственными органами и иными организациями порядка рассмотрения обращений.
ГЛАВА 3 ОБЖАЛОВАНИЕ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
Право заявителя на обжалование в установленном порядке ответов на обращения и решений об оставлении обращений без рассмотрения по существу закреплено в абз. 7 ст.7 Закона об обращениях. Согласно ч. 3 п. 1 ст. 18 Закона об обращениях в случае, если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений либо об оставлении обращений без рассмотрения по существу, в таких ответах указывается порядок их обжалования. Несмотря на продекларированную обязанность разъяснять именно порядок (а не только право) обжалования, вопросы относительно данной процедуры возникают. В первую очередь это связано с недостаточной информированностью граждан, представителей организаций. Разъяснение порядка обжалования зачастую сводится лишь к указанию на право обжаловать ответ в установленном законом порядке.
Непосредственно порядок обжалования ответа на обращение регламентирован ст. 20 Закона об обращениях. Согласно п. 1 ст. 20 Закона об обращениях ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в вышестоящую организацию. Информация о наименовании, месте нахождения и режиме работы вышестоящих организаций размещается в организациях в общедоступных местах (на информационных стендах, табло и (или) иным способом). Указом № 498 утвержден перечень государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения. В данном перечне указаны в том числе вышестоящие организации, куда можно адресовать жалобы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное курсовое исследование позволяет сделать ряд теоретических выводов и практических предложений по совершенствованию законодательства.
1) По своей правовой природе право на обращение представляет собой целостный институт, в содержание которого включаются как общие нормы, так и положения, регламентирующие особенности рассмотрения отдельных видов обращений.
2) В Республике Беларусь требуется принятие единого законодательного акта о порядке рассмотрения обращений в государственных органах, с изъятием из сферы его регулирования только хозяйственно-процессуальных, гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных отношений, отношений, возникающих в связи с производством по делам об административных правонарушениях, а также в связи с конституционным судопроизводством.
3) Исключению коллизий будет способствовать закрепление понятия «обращение» через закрепление его сущностных признаков. Обращение представляет собой просьбу физического или юридического лица, индивидуального предпринимателя, адресованную государству в лице его органов, должностных лиц, об оказании содействия в реализации своих прав, законных интересов либо за разрешением конфликта (спора).
4) Повторные обращения играют важную роль в правоприменительной деятельности. Поступление обоснованных повторных обращений свидетельствует о том, что первоначальное обращение было рассмотрено ненадлежащим образом.
5) Первичное обращение – это обращение, направленное в организацию, индивидуальному предпринимателю по определенному вопросу впервые.
1. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Кодекс Респ. Беларусь, 11 янв. 1999 г., № 238-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 10.12.2020 г. // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. Зиссер, Ю. Правовое регулирование рассмотрения обращений граждан при их подаче через сеть интернет / Ю. Зиссер, Е. Корнушенко // Юрист. – 2006. – № 7. – С. 47-51.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 6 янв. 2021 г., № 91-З : принят Палатой представителей 18 дек. 2020 г. : одобр. Советом Респ. 18 дек. 2020 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.
5. Маслов, Б.В. Институт обращений граждан в административном праве: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 / Б.В. Маслов. – М., 2008. – 24 с.
6. Миселюк, В.М. Пропуск срока обжалования ответа на обращение - основание для отказа в удовлетворении жалобы [Электронный ресурс] / В.М. Миселюк // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
7. Морозов, Н.В. Содержание института обращения граждан РФ и его место в конституционно-правовой доктрине / Н.В. Морозов // Право и политика. – 2012. – № 6. – С. 101-107.
8. Николаев, М.В. Обращения юридических лиц (коммерческих организаций) в органы государственного управления [Электронный ресурс] / М.В. Николаев // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
9. Нилов, Д.Г Стадии рассмотрения обращений граждан в государственных органах / Д.Г. Нилов // Право. Ву. – 2009. – № 3. – С. 41-47.
10. Нилов, Д.Г Совершенствование работы органов местного управления и самоуправления Республики Беларусь с обращениями граждан как средство повышения эффективности их деятельности / Д.Г. Нилов // Интеграция и инновации – 2011: материалы междунар. науч. конф., 9 декабря 2011 года, Поволж. кооп. ин-т Российского ун-та кооперации. – Энгельс: Ред-изд. Центр ПКИ, 2012. – С. 89-92.
11. Новиков, А.В. Обращения граждан: административно-процедурные правовые аспекты: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 / А.В. Новиков. – Воронеж, 2006. – 22 с.
12. Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 26 апр. 2010 г., № 200: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 16.03.2021 г. // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
13. Об обращениях граждан [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 6 июня 1996 г., № 407-XIII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 01.11.2004 г. [утратил силу] // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
14. Об обращениях граждан и юридических лиц [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2011 г., № 300-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2020 г. // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15. Об основах административных процедур [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 28 окт. 2008 г., № 433-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
16. Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 17 февр. 2012 г., № 156: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 05.04.2021 г. // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
17. О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения [Электронный ресурс]: Директива Президента Респ. Беларусь, 27 дек. 2006 г., № 2: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 23.03.2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
18. О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 15 окт. 2007 г., № 498: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 06.01.2021 г. // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19. О нормативных правовых актах [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2018 г., № 130-З // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: Фед. закон, 2 мая 2006 г., № 59-ФЗ: в ред. Фед. закона от 27.12.2018 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2021.
21. Положение о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс]: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 30 дек. 2011 г., № 1786: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 13.10.2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
22. Савоськин, А.В. Обращения граждан в Российской Федерации (конституционно- правовое исследование): автореф. дис. д-ра юрид. наук: 12.00.02 / А.В. Савоськин. – Екатеринбург, 2019. – 44 с.
23. Савоськин, А.В. Обращения граждан как правовая категория / А.В. Савоськин // Науч. ежегодник Ин-та философии и права УрО РАН. – 2017. – Т. 17. – № 3. – С. 85-99.
24. Сергеева, Д.А. Институт обращений граждан в России: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 / Д.А. Сергеева. – Белгород, 2017. – 26 с.
25. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1998 г., № 219-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 06.01.2021 г. // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
26. Широбоков, С.А. Конституционное право человека и гражданина на обращение: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 / С.А. Широбоков / С.А. Широбоков. – Екатеринбург, 1999. – 21 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты