Характеристика социальной дистанции у женщин разного возраста
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Характеристика социальной дистанции у женщин разного возраста»
по дисциплине: «Общая психология»
2021
45.00 BYN
Характеристика социальной дистанции у женщин разного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Шкала социальной дистанции» (Э. Богардус).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица первичных баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица первичных баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Статистическая обработка данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы изучения социальной дистанции у женщин разного возраста
1.1 Понятие «социальной дистанции»
1.2 Возрастные особенности социальной дистанции у женщин
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2 Эмпирическое исследование социальной дистанции у женщин разного возраста
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Отношения являются важной, неотъемлемой частью человеческого существования, определяющей благополучие, комфорт и удовлетворенность жизнью в целом. Одной из характеристик межличностных отношений является расстояние, которое взаимодействующие субъекты устанавливают друг с другом.
Теоретический анализ проблемы помогают выявить наличие противоречий в различных подходах к пониманию дистанции. Понятие дистанции в межличностных отношениях вошло в лексикон гуманитарных наук достаточно давно, но теоретически оно недостаточно проработано. Эмпирических данных для представления механизмов, функций и специфики социально-психологической дистанции достаточно мало. Особенности социально-психологической дистанции во взаимодействии различных категорий людей остаются малоизученными.
Социальное пространство – это теоретическая конструкция, позволяющая анализировать многие актуальные проблемы развития общества, в том числе его консолидации. Социальная дистанция рассматривается как совокупность социальных статусов и расстояний. Их объективные характеристики взаимосвязаны с субъективными показателями, измеряемыми с учетом мнения индивидов. Сбалансированность статусов и расстояний в обществе и приемлемость этой структуры для большинства населения обеспечивают стабильность общества и эффективный социальный контроль. При нарушении этого баланса возникают социальные напряжения, угрожающие стабильности и консолидации общества.
Человеческая деятельность и ее результаты обусловлены не только его стабильными индивидуальными качествами, но и во многом временными сдвигами, которые происходят в его организме и определяются как психофизиологические состояния.
Социальная дистанция – степень близости или расстояния между группами или отдельными лицами в обществе – это сложное понятие, отражающее закономерности личного и социального взаимодействия, степень близости между людьми в обществе и их взаимную симпатию к ценностям и идеалам друг друга.
Глава 1 Теоретические основы изучения социальной дистанции у женщин разного возраста
1.1 Понятие «социальной дистанции»
В 1924 году Роберт Парк определил «социальную дистанцию» как попытку свести к чему-то вроде измеримых терминов степень и уровень понимания и близости, которые характеризуют личные и социальные отношения в целом. Это мера близости или отчужденности, которую человек или группа чувствует по отношению к другому человеку или группе в обществе, или уровень доверия одной группы к другой, а также степень воспринимаемого сходства убеждений [24, с.22].
Термин социальная дистанция был введен известным социологом Георгом Зиммелем. По его мнению, «социальная дистанция» – это понятие, характеризующее положение социальных групп и индивидов в социальном пространстве, их соотношение, то есть уровень их близости или отчужденности, их отчужденности друг от друга, степень их взаимосвязи.
Главное значение социальной дистанции заключается в ее связи с социальным статусом: социальная дистанция любого субъекта возникает как необходимое условие поддержания его социальной позиции, статуса. Отстраняясь от других субъектов и сохраняя эту дистанцию, он устанавливает и поддерживает свою позицию по отношению к ним [6, с.123].
И, как отмечает Э.С. Богардус, автор книги «Социальная дистанция в городе», на протяжении всего своего существования этот субъект изо всех сил борется за сохранение своей позиции, а также за ее улучшение.
Социальная дистанция устанавливается институционально: она может регулироваться законом, обычаями, традициями, определенными социальными установками и многими другими средствами социального контроля. Нарушение социальной дистанции может быть санкционировано как формальным, так и неформальным способом.
Объективно, социальная дистанция отражает реальные различия – экономические, политические, этнические, национальные, многие другие – между группами, членами которых отдельные лица считают себя. Таким образом, социальная дистанция служит неким «каркасом», основой структуры общества, и именно на ее основе выстраивается система социальных статусов и формируются социальные лестницы.
Каждый человек в своем сознании классифицирует окружающих его индивидуумов по различным критериям, тем самым выделяя группы из общества, т.е. разделяя общество на части. В то же время индивид, основываясь на общепринятых установках, выстраивает эти части в иерархическом порядке, не забывая при этом и определить свое место в нем. Этот процесс происходит в сознании каждого человека [3, с.78].
Глава 2 Эмпирическое исследование социальной дистанции у женщин разного возраста
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: БИП (Белорусский институт правоведения). В исследовании приняли участие 60 преподавателей-женщин в возрасте от 25 до 35 лет. Выборка составила две группы исследуемых. Первая группа составила 30 женщин в возрасте от 25 до 30 лет, вторая группа составила 30 человек в возрасте от 31 до 35 лет.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: выявить особенности социальной дистанции у женщин в разном возрасте.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить уровень развития социальной дистанции в двух группах респондентов.
2. Изучить виды социально-психологической дистанции у женщин разного возраста.
3. Сравнить особенности социальной дистанции у женщин до 30 лет и у женщин старше 30 лет.
Методики исследования:
1. Методика «Шкала социальной дистанции» (Э. Богардус).
Цель: изучение длины социальной дистанции. Данная методика состоит из двух списков утверждений, однако для нашего исследования будет использоваться лишь список А.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что социальная дистанция представляет собой определенную степень близости/ отдаленности человека от определенной социальной группы. К основным направлениям социальной дистанции являются такие как социально-психологическую и физиологическую, межличностную и т.д. Каждое направление в рамках изучения позволяет выявить такие особенности как удовлетворение определенных потребностей и выражение определенной степени отношения отдельного человека к определенной социальной группе.
Социальная дистанция женщин на разных возрастных этапах имеет свои специфические особенности. Мы видим, что на начальных этапах развития детей, девочки и мальчики показывают примерно одинаковые особенности в рамках формирования социальной дистанции, однако мальчики более коммуникативны и настроены на коллективную деятельность. С возрастом женщины становятся более властными и активными, что сказывается на увеличение социальной дистанции в процессе трудовой и профессиональной деятельности.
Социальная дистанция – это понятие, характеризующее положение социальных групп и индивидов в социальном пространстве, их взаимоотношения, то есть уровень их близости или удаленности, отчужденности друг от друга, степень их взаимосвязи.
Главное значение социальной дистанции заключается в ее связи с социальным статусом: социальная дистанция любого субъекта возникает как необходимое условие поддержания его социальной позиции, статуса. Оторвавшись от других субъектов и сохраняя эту дистанцию, он устанавливает и поддерживает свою позицию по отношению к ним.
Объективно, социальная дистанция отражает реальные различия - экономические, политические, этнические, национальные и многие другие - между группами, которые отдельные лица считают себя членами. Таким образом, социальная дистанция служит неким «каркасом», основой структуры общества, и именно на ее основе выстраивается система социальных статусов и формируются социальные лестницы.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 363 c.
2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко – М.: ИЦ Академия, 2012. – 264 c.
3. Богардус, Э.С. Социальная дистанция в городе / Э.С. Богардус. – Иллинойс, 2011. – 287 с.
4. Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики / П. Бурдье. – М.: Академия, 2015. – 187 с.
5. Веракса, Н.Е. Социальная психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: ИЦ Академия, 2011. – 224 c.
6. Гусев, А.Н. категория социальной дистанции в творчестве Г. Зиммеля. // Социологические исследования. – №4. – 2009. – С.123-130
7. Денисова, Ю.В. Социальная психология: Учебное пособие / Ю.В. Денисова, Е.Т. Имашева. – М.: Омега-Л, 2011. – 172 c.
8. Духновский, С.В. Дистанция в межличностных отношениях: регуляция и диагностика: монография / С.В. Духновский. – Екатеринбург, 2010. – 236 с.
9. Духновский, С.В. Социально-психологическая дистанция в межличностных отношениях: факторы и регуляция / С.В. Духновский, Л.В. Куликова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – № 2. – С. 14−20.
10. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. – М.: Норма, 2019. – 224 c.
11. Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебник для СПО / Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 442 c.
12. Журавлев, А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М.: Форум, 2011. – 496 c.
13. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 580 с.
14. Калмыкова, О.И. Психологическая дистанция как показатель успешности / О.И. Калмыкова. – М.: Академия, 2014. – 178 с.
15. Корягина, Н.А. Социальная психология. Теория и практические методы: Учебник / Н.А. Корягина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 316 c.
16. Кроник, А.А. Социальная дистанция / Е. А. Кроник. – М.: Академия, 2014. – 289 с.
17. Кузьмина, Е.С. Методы изучения социальной дистанции / Е.С. Кузьмина. – М.: Академия, 2018. – 287 с.
18. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына. – СПб., 2001. – 544 с.
19. Купрейченко, А. Б. Восприятие психологической дистанции различными социальными группами / А.Б. Купрейченко // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. – СПб., 2003. – Т 4. – С. 565-567.
20. Купрейченко, А.Б. Психология доверия и недоверия / А.Б. Купрейченко. – М.: Академия, 2014. – 289 с.
21. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2012. – 416 c.
22. Морозов, А.В. Социальная психология: Учебник / А.В. Морозов. – М.: Академический проект, 2013. – 335 c.
23. Немов, Р.С. Социальная психология: Учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб.: Питер, 2010. – 432 c.
24. Парк, Р. Избранные очерки // Теория и история социологии. – М.: ИНИОН РАН, 2011. – 258 с.
25. Парыгин, Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. – М.: Академия, 2014. – 245 с.
26. Петровский, А.В. Социальная психология / А.В. Петровский. – М.: Академия, 2015. – 289 с.
27. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: Учебник для бакалавров / А.Л. Свенцицкий. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 408 c.
28. Столяренко, Л.Д. Социальная психология: Учебное пособие для СПО / Л.Д. Столяренко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 219 c.
29. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие / А.Н. Сухов. – М.: Academia, 2018. – 208 c.
30. Холл, Э. Социальная дистанция в рамках восприятия пространства / Э. Холл. – М.: Академия, 2014. – 178 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Шкала социальной дистанции» (Э. Богардус).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица первичных баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица первичных баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты