Социально психологические характеристики лидера
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально психологические характеристики лидера»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Социально психологические характеристики лидера
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты исследования диагностики лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты исследования диагностики лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
1.1 Понятие о лидере
1.2 Типология лидерства
1.3 Основные теории лидерства
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРСТВА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования лидерских способностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В любой группе всегда возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают доминировать над другими, играя более активную роль. Впоследствии им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются, к ним относятся с большим уважением.
Актуальность темы: обусловлена тем, что лидерство является одним из наиболее важных факторов групповой интеграции, способствующей достижению групповых целей с наибольшим эффектом. В современных условиях конкурентной среды существенно возрастает необходимость обеспечения эффективного управления группой.
Каждый участник группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов.
Лидерство, как один из способов дифференциации группы, возникает в результате общения и взаимодействия индивидов в составе группы и становится сложным психологическим феноменом, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития.
Целью исследования в данной работе является исследование феномена лидерства и определение социально-психологической характеристики лидера.
Объект исследования: лидерство.
Предмет исследования: лидер группы и его социально-психологические характеристики.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «лидер» и «лидерство».
2. Рассмотреть типологию лидерства
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
1.1 Понятие о лидере
Слово «лидер» появилось в английском языке в 1330 годах, а лидерство – около 1800 года (Stogdill RM, 1974), но до сих пор идёт словообразование – поиск терминов, отражающих различные аспекты этого явления [2].
Лидерство – это отношения доминирования и подчинения, которые влияют на группу и подчиняются ей в системе межличностных отношений [19, c. 217]
Лидерство – это один из процессов организации и управления небольшой социальной группой, который способствует достижению целей группы в оптимальное время и с оптимальным воздействием, которое определяется социальными отношениями, преобладающими в обществе [16, c. 41].
Лидерство – способность влиять на людей и группы, направляя их усилия на достижение целей организации [13, c. 419]
Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в важных для них ситуациях, то есть наиболее авторитетный человек, действительно играющий ключевую роль в организации совместной деятельности и регулировании отношений внутри группы.
Лидерство выступает в качестве одного из основных базовых механизмов для дифференциации социальной деятельности и включает в себя достижение определенного (лидирующего) положения для определенного человека (индивидуальное лидерство) или определенной части группы (групповое лидерство) по отношению к остальной части группы. В контексте властных отношений лидерство означает более продолжительное, а не спорадическое осуществление власти, которое обычно связано с личными качествами лидера [17].
Феномен лидерства в истории философии широко рассматривался как аспект политического или духовно-религиозного лидерства.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРСТВА
2.1 Организация и методы исследования
Цель: выявить уровень развития лидерских качеств.
Эмпирическое исследование проводилось на базе
В эксперименте приняли участие 15 учеников 7 класса.
Для достижения цели был подобран тест «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
Назначение методики: оценка способности быть лидером. Опросник включает 50 высказываний, на которые необходимо дать ответ «да» или «нет» (Приложение 1).
Сумма баллов за ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику. Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо (низкий уровень развития лидерских способностей). Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне (средний уровень развития лидерских способностей). Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно (высокий уровень развития лидерских способностей). Если сумма баллов более 40, то человек как лидер склонен к диктату (очень уровень развития лидерских способностей).
Процедура исследования: диагностика лидерских качеств у сотрудников осуществлялась в групповой форме. Испытуемым предлагалось заполнить опросники методик в письменном виде.
2.2 Результаты исследования лидерских способностей
Рассмотрим результаты исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в важных для них ситуациях, то есть наиболее авторитетный человек, действительно играющий ключевую роль в организации совместной деятельности и регулировании отношений внутри группы.
Лидерство выступает в качестве одного из основных базовых механизмов для дифференциации социальной деятельности и включает в себя достижение определенного (лидирующего) положения для определенного человека (индивидуальное лидерство) или определенной части группы (групповое лидерство) по отношению к остальной части группы. В контексте властных отношений лидерство означает более продолжительное, а не спорадическое осуществление власти, которое обычно связано с личными качествами лидера.
Чтобы понять природу возникновения лидерства, необходимо учитывать не только внутренние факторы группы, восприятие и потребности членов группы, но и психологию потенциальных лидеров. Нет лидеров без последователей, и нет лидеров без людей, которыми они хотят стать. Другими словами, если в группе нет лидеров, те члены группы, у которых нет настоящего лидера, становятся формальными членами группы, но не последователями. На практике у этой группы может быть официальный лидер, но он регулирует членов только административно и юридически.
К. Левин с точки зрения стиля и методов работы выделил следующие виды лидеров: авторитарный, демократический, попустительский.
До сих пор однозначного понимания «лидерства» нет. Каждый исследователь, давая свое определение, выделяет лишь тот или иной аспект.
Традиционный подход к лидерству является самым ранним и основан на двух теориях: теории лидерских качеств и концепциях лидерского поведения.
Цель исследования – выявить уровень развития лидерских качеств.
Для достижения цели был подобран тест «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
1. Астахова, Н. И. Менеджмент: учебник для СПО / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 422 с.
2. Бендас Т. В. Психология лидерства: Учебное пособие / Т.В. Бендас. – Питер, 2009. – 448 с.
3. Бендас Т.В. Методика выявления лидеров группы / Т.В. Бендас // Вестник практической психологии образования. – 2008. – № 4(17). – c. 35-39.
4. Блондель Ж. Политическое лидерство : Путь к всеобъемлющему анализу. / Пер. с англ. Г.М. Квашнина. – М.: Российская академия управления, 2002. – c. 39.
5. Брасс, А. А. Управление организацией: учеб. пособие для вузов / А.А. Брасс. – Минск: Амалфея, 2014. – 346 с.
6. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учебник / Е.Е. Вершигора. – М.: ИНФРА–М, 2017. –256 с.
7. Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика / О.В. Евтихов. – СПб.: Речь, 2007. – c. 19.
8. Канджеми Дж. П. Психология современного лидерства: Американские исследования / Дж. П. Канджеми. – М.: Когито-Центр. – 2006. – 288 с.
9. Климович, Л. К. Менеджмент: курс лекций / Л.К. Климович. – Гомель: УО «Белорусский торгово–экономический университет потребительской кооперации», 2018. – 284 с.
10. Лансберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия / М. Лансберг. – М.: Феникс. 2010. – 224 с
11. Ленсиони П. Пять искушений руководителя: притчи о лидерстве / П. Ленсиони. – М.: Диалектика. – 2002. – 144 с.
12. Лидер и команда / Р. Джей, С. Моррис. – М.: Феникс. – 2002. – 296 с.
13. Мескон М. Основы менеджмента: пер. с англ. / общ. ред. Л.И. Евенко. – М.: Дело, 2008. – 799 с.
14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 640 с.
15. Низамова, Д.Р. Социально–психологические механизмы взаимодействия в системе корпоративного управления / Д.Р. Низамова //Вопросы инновационной экономики. – 2016. –№ 4. – С. 13–19.
16. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. – М., 2001. – 351 c.
17. Психология лидерства: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2004. – 368
18. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
19. Шейнов В. П. Психология лидерства, влияния, власти / В. П. Шейнов. – Харвест, 2008. – 992 c.
20. Яблонский С.А. Психология лидерства / С.А. Яблонский. – К.: Высшая школа. – 2003. – 384 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты исследования диагностики лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты исследования диагностики лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты