Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Гендерные особенности агрессивного поведения подростков»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие агрессии в психологии
1.2 Специфика развития личности подростков
1.3 Особенности подростковой агрессии
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН И ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по преодолению агрессии у подростков
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Повышенная агрессивность детей - одна из наиболее частых проблем в детском коллективе и вызывает серьезную обеспокоенность общества. Охватив последние события, происходящие во всем мире, в нашей стране и в более мелких социальных группах, нельзя не заметить общий рост агрессивных проявлений.
Агрессия - процесс, имеющий специфическую функцию и организацию. Это некоторая структура, которая является компонентом более сложной структуры психических свойств человека.
Н.Д.Леонтьев описал состояние агрессии как «стеничное переживание гнева с потерей самоконтроля» [9].
Специфика агрессии у детей, с точки зрения классического психоанализа, показана в работах М. Кляйн, А. Фрейд, К. Хорни и других ученых. В работах отечественных психологов проявления агрессивного поведения детей рассматриваются в контексте влияния социальной среды.
Широко изучаются вопросы социализации агрессивных форм поведения (А.А. Реан и др.), исследуется их связь с социальной компетенцией (Н.А. Дубинко) и психическими аномалиями (А.Е. Личко, Ю.Б. Можгинский). Проблема агрессивного поведения детей затронута в работах Г.Э. Бреслава, С.Л. Колосовой, Ю.Б. Можгинского, А. Налчаджяна, И.А. Фурманова и др. Данные авторы отмечают, что агрессивные проявления в поведении возникают вследствие недостаточной социализированности личности и отсутствия конструктивных коммуникативных навыков.
Ф. Перлз считает агрессию не «импульсом смерти», а «импульсом жизни», необходимым для активной ассимиляции внешнего мира [1].
Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние ¬ в подростковом возрасте. Это время развития самосознания человека, и, соответственно, период построения им самоотношения к своей гендерной идентификации.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие агрессии в психологии
Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия ¬ неотъемлемая часть жизни личности и общества. В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение» В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и деструктивными действиями.
Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – форма отклоняющегося деструктивного поведения с выраженной эмоциональной окраской. При агрессивном поведении человек мотивирован на причинение вреда (морального или физического) или захват другого человека (людей)[7].
Агрессия ¬ злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение (Паренс Г.) [11]
В психологии существует несколько подходов к изучению проблемы агрессии:
В основе агрессии лежат природные, врожденные инстинкты.
1. Агрессивным поведение становится под влиянием биологических факторов (гормоны и психические расстройства).
2. Агрессию побуждают внешние мотивы личности (социальные факторы, влияние среды).
3. Агрессия – результат научения человека посредством чужого и собственного опыта, примера [12].
В исследовании Р. М. Масагутова выделено, что основа агрессии – сложное взаимодействие познавательных процессов и предыдущего опыта человека. У животных агрессия – защитная реакция. Те же основы отмечаются и в человеческой психологии. Агрессия – признак слабости, неуверенности, беззащитности [18, с. 43].
Без обучения, социализации человека агрессия так и остается животным инстинктом. Отчего можно заключить, что она свойственна незрелым, дезадаптивным личностям.
Агрессия сама по себе не возникает. Агрессивные действия провоцируются наличием действий других личностей.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН И ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Целью исследования было определенно изучить гендерные различия в проявлении агрессии у девиантных подростков.
1. Задачи исследования были следующие: Проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить проявления агрессии девиантных подростков.
3. Исследовать гендерные различия в проявлении агрессии девиантных подростков.
4. Разработать методические рекомендации по преодолению агрессии девиантных подростков.
Общий объем выборки составил 30 подростков: 15 мальчиков, 15 девочек.
Исследование проводилось в несколько этапов:
– организационный этап эксперимента – выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;
– исследовательский этап – исследование гендерных особенностей агрессивности у подростков;
– аналитический этап эксперимента – анализ, сравнение данных, подбор психолого–педагогических рекомендаций, направленных на профилактику агрессивности подростков.
Гипотеза исследования: агрессивность подростков имеет гендерные различия.
Для проверки гипотезы была использована методика состояния агрессивности Басса–Дарки (приложение 1).
А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия – использование физический силы против другого лица.
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Агрессия может быть направлена как на себя, так и на других людей. При этом она может служить инструментом для достижения определенных целей, а может просто иметь самоцелью причинение страдания жертве. Особенно опасна асоциальная агрессия, которая несёт действия социально-деструктивного характера и наказывается законом. Агрессия может иметь различную интенсивность: от раздражения до ненависти, и принимать различные формы - латентные и явные. Скрытые формы проявляются в стремлении к бездействию, которое может навредить другим. При этом агрессия может не до конца осознаваться тем, кто её проявляет.
Подростковый возраст – это время развития самосознания человека, и, соответственно, период построения им самоотношения к своей гендерной идентификации. Принятие на себя определенной гендерной роли «включает» процесс саморегуляции и мониторинг своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей тендерной роли.
Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности. Мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения и т.п. Женщина – нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т.п.
На сегодняшний день в жизни все чаще встречаются примеры возрастания агрессивности как у мальчиков, так и у девочек подростков, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой.
Новые возможности для исследования и коррекции агрессивности открывает гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на данное психическое явление. Учет гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками. Исходя из этого, поставлена цель данного исследования: выявить гендерные различия проявления агрессивности у детей подросткового возраста.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. / Г. С. Абрамова. – 4е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2009. – 665 с.
2. Авдулова, Т. П. Агрессивный подросток: кн. для родителей / Т. П. Авдулова. – М.: «Академия», 2008. – 128 с.
3. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2009. – 512 с.
4. Бабаева, М. М. Социальные нормы и регуляция поведения / М. М. Бабаева – М.: «Просвещение», 2010. – 189 с.
5. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс – М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. – 512 с.
6. Бим-Бад, Б. М.. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.
7. Бэрон, Р. Агрессия. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон – СПб: Питер, 2009. – 325 с.
8. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] : учебное пособие / К. Бютнер. – М.: Педагогика, 2005. – 241 с.
9. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций. / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконов. – М. :Гуманит. изд. центр ВАЛДОС, 2009. – 416 с.
10.Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] : учебное пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.
11 Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет [Текст]: учебное пособие / В.Е. Каган. – М.: Просвещение, 2003. – 305 с.
12. Кернберг, Отто Ф. Агрессия при расстройствах личности / Отто Ф. Кернберг – М, 2008.
13. Кириленко, И. Н. Теории агрессии в психологии / И.Н. Кириленко // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. ¬ 2013. ¬ № 2. ¬ С. 67-72.
14. Козырев, Г. И. Внутриличностные конфликты. / Г. И. Козырев // Социально-гуманитарное знание. – 2009. - №2. – С. 108. 97
15. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон – М., 2008. – 90 с.
16. Кон, И. С. Какими они себя видят? / И. С. Кон // Популярная психология для родителей под ред. А. А. Бодалева / И. С. Кон. – М.: Педагогика, 2008. – 256 с.
17. Кэплан, Г. Девиантное поведение / Г. Кэплан – М., 2010. – 350 с.
18. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] : учебное пособие / Е.К. Лютова. - СПб.: Речь, 2003. – 190 с. – ISBN 5–422–15016–0.
19. Маринина, Е. В. Подросток в «стае» / Е. В. Маринина, Ю. Воронов // Воспитание школьников. – 2009. - № 6. – С. 42-43.
20. Масагутов, Р. М. Детская и подростков ая агрессия / Р. М. Масагутов – Уфа, 2008. – 101 с.
21 Михейкина, С. В. К вопросу о взаимосвязи агрессивного и уверенного поведения в системе психологической интерпретации поведенческой активности личности / С. В. Михейина // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2010. - № 1. – С. 1-7.
22. Можгинский, Ю. Б. Агрессия подростков : эмоциональный и кризисный механизм / Ю. Б. Можгинский – М.: «Лань», 2008. – 128 с.
23. Паренс, Г.А. Агрессия наших детей [Текст] : учебное пособие / Г.А. Паренс. – М.: Форум, 2007. – 152 с.– ISBN 5–571–16027–0.
24. Петрова, А. Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением / А. Б. Петрова – М.: Флинта: МПСИ, 2008. — 152 с.
25. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков / Учеб. пособие / под ред. Н. М. Платонова – СПб.: «Речь» 2009. – Савина, О. О. Особенности становления идентичности в подростков ом и юношеском возрасте / О. О. Савина – М., 2008. – 120 с.
27. Формирование социально-ответственного поведения у детей и молодежи. Профилактика девиантного и аддиктивного поведения среди детей и молодежи в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2008
28. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения / И. А. Фурманов – М.: Гуманистический издательский центр «ВАЛДОС», 2011. – 351 с.
29. Хрисанова, Е. В., Сергеева, Н. А. Артпедагогика в системе современного воспитания / Е. В. Хрисанова, Е., Н. А. Сергеева // Народное образование. – 2003. - №7. – С. 137-143
30. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога / учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова. ¬ 4-еизд., стер. ¬ М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты