Связь защитно-совладающего поведения и мотивации достижения у подростков
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Связь защитно-совладающего поведения и мотивации достижения у подростков»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Связь защитно-совладающего поведения и мотивации достижения у подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа № 3, ГУО (г. Брест)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI)
Плутчика-Келлермана-Конте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман (WaysofCopingQuestionnaire; Folkman& Lazarus, (WCQ)1988).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест - опросник «Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха» Ю.М. Орлова.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман (WaysofCopingQuestionnaire; Folkman& Lazarus, (WCQ)1988).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест - опросник «Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха» Ю.М. Орлова.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
1.1. Копинг-поведение: основные подходы к определению и изучению
1.2. Понятие психологической защиты
1.3. Психологические исследования мотивации достижения успеха
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1. Программа эмпирического исследования связи защитно-совладающего поведения и мотивации достижения у подростков
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования связи защитно-совладающего поведения и мотивации достижения у подростков
2.2.1. Анализ и интерпретация результатов исследования стратегий совладающего поведения у подростков
2.2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования защитных механизмов у подростков
2.2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования потребности в достижении успеха у подростков
2.2.4. Результаты анализа связи защитно-совладающего поведения и мотивации достижения у подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире на психическое здоровье человека большое негативное влияние оказывает воздействие различных факторов, как внутренних, так и внешних. Прежде всего, это личные проблемы, тяжелые жизненные ситуации, физические болезни, высокий уровень конфликтности в обществе и т.д. По нашему мнению, наиболее восприимчивы к их воздействию подростки, так как с легкостью справляться с непредвиденными жизненными событиями не позволяет пока еще небогатый жизненный опыт, неустойчивое положение в обществе, переживания, связанные с учебной деятельностью, зачастую и выступающие главными причинами стрессов и нервных расстройств, преодолеть которые не всегда удается эффективно [20].
Исследованию проблем защитного и совладающего поведения на сегодняшний день посвящено большое количество работ зарубежных и отечественных авторов. Несмотря на многочисленные исследования прошлого и современности, в данной области на сегодняшний день не существует единого концептуального теоретического подхода к пониманию феноменов психологической защиты и совладающего поведения. Впервые термин «психологическая защита» был предложен З. Фрейдом в книге «Защитные нейропсихозы». В дальнейшем исследованием этой проблемы занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как А. Адлер, Ф. В. Басин, Ф. Е. Василюк, Г. Келлерман, М. Кляйн, Р. Плутчик, В. Райх, В. С. Роттенбер, В. А. Ташлыков, А. Фрейд и др. В настоящее время под психологической защитой принято понимать специальную систему стабилизации личности, направленную на ограждение сознания личности от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта [26].
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
1.1. Копинг-поведение: основные подходы к определению и изучению
На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как трудные, «нарушающие» привычный ход жизни.
«Копинг» – это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [1].
Под «копингом» подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают ресурсы человека с ними справиться [33].
Иначе говоря, копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессах, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем [31,с.45].
Второй подход определяет копинг как качества личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации. А. Биллингс и Р. Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1. Программа эмпирического исследования связи защитно-совладающего поведения и мотивации достижения у подростков.
Для участия в исследовании были приглашены 60 подростков – учащихся 10 «А», 10 «Б» и 10 «В» классов государственного учреждения образовании я «Средняя школа № 3 г. Бреста». Из них 30 девочек и 30 мальчиков в возрасте 15-16 лет.
Объект исследования: защитно-совладающее поведение у подростков.
Предмет исследования: связь защитно-совладающего поведения и мотивации достижения у подростков.
Цель исследования: выявить наличие и характер связи защитно-совладающего поведения и мотивации достижения у подростков.
Гипотеза исследования: имеется связь защитно-совладающего поведения и мотивации достижения у подростков.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой необходимо решить следующие задачи:
1. Эмпирически изучить стратегии совладающего поведения у подростков.
2. Эмпирически изучить типы психологических защит у подростков.
3. Эмпирически изучить мотивацию достижения у подростков.
4. Выявить наличие и характер связи защитно-совладающего поведения и мотивации достижения у подростков.
В работе были использованы следующие эмпирические методы – в частности:
1) С целью исследования стратегий совладающего поведения у подростков нами был использован опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман.
Заключение
На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, которые субъективно переживаются им как трудные и нарушающие привычный ход его жизни. Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие человеком окружающего мира, и восприятие своего места в нём.
Копинг-поведение есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с её собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Копинг-поведение подразумевает индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией в соответствии с её значимостью в его жизни и с личностно-средовым ресурсами, которые во многом определяют поведение человека.
Современное толкование понятие «психологическая защита» опирается на представление о том, что это - механизмы нормально функционирующей личности, но только в том случае, если она использует большой репертуар защит, применение которых не вызывает фиксации на проблеме и склонности к их ригидному повторению. При этом имеется в виду защитная перестройка, происходящая в системе отношений и иерархии ценностей, которая снижает эмоциональную напряжённость и приводит к временному облегчению, удержанию самооценки. Обеспечение внутреннего комфорта, уверенности в себе, снятие тревоги и беспокойства позволяют человеку обрести силы для конструктивного (не защитного) решения проблемы.
Можно сказать, что мотивация достижения успеха понимается как сила, вызывающая у человека определенные действия, которые, исходя из его ожиданий, могут привести к успеху. Это проявляется в определенной направленности, интенсивности и настойчивости деятельности.
1. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита /Л.И. Анцыферова // Психологический журнал- 1994.- №1.- C. 3-19.
2. Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л., 1988. – 73 с.
3. Бержере, Ж. Психоаналитическая патопсихология / Ж. Бержере– М.: МГУ, 2001. – 400 с.
4. Богомаз, С.А. Различия в выборе копинг-стратегий лицами с разной склонностью к манипулятивному поведению /С.А. Богомаз, А.Л. Филоненко // Сибирский психол. журн. - 2002. - № 10. - С. 122-126.
5. Бодров, В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс /В.А. Бодров // Психологический журнал. – 1996. - №4. - С. 64-74.
6. Божович, Л.И. Психологические особенности развития личности подростка /Л.И. Божович. - М. :Просвещение, 1990.-127 с.
7. Брайт, Д. Стресс. Теории, исследования, мифы /Ф. Джонс. – СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 241 с.
8. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике /Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер, 1999. – 528 с.
9. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций /Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. - М.: Наука, 1998. – 412 с.
10. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций / А.Я. Варга.– М.: СПб: Речь.- 2001. - 144 с.
11. Василюк, Ф.Е. Психологии переживания /Ф.Е. Василюк. - М.: Знание, 1984. -388 с.
12. Василюк, Ф.Е. Психотехника выбора /Ф.Е. Василюк. - М.: МИР, 1999. – 500 с.
13. Вассерман, Л.И. Медицинская психодиагностика /О.Ю. Щелкова. – М.: Академия, 2003. – 412 с.
14. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии /Р.М. Грановская.– СПб. – 2003. – 655 с.
15. Грачев, Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты /Г.В. Грачев.- М.: Изд-во РАГС, 1998 - 125 с.
16. Каменская, В.Г. Возрастные и тендерные особенности системы психологических защит (на примере подростково-юношеской выборки) /В.Г. Каменская, С.В. Зверева // Психологический журнал, 2005, Т.26, № 4. С. 77-88.
17. Киршбаум, Э.И. Психологическая защита /Э.И. Киршбаум.- М., 2000. - 181 с.
18. Кондратьев, М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков / М.Ю. Кондратьев//Вопросы психологии. – 1997. – № 3. – С. 69–78.
19. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон.- Москва: Просвещение, 1980 - с.192.
20. Крайг, Г. Психология развития /Г. Крайг. – СПб.: Алетей, 2000. -560 с.
21. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – СПб., Речь, 2005. – 240 с.
22. Крюкова. Т.Л. Психология семьи: семейный стресс и совладающее поведение /Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – Научное издание – Кострома: КГУ, 2004. – 245 с.
23. Крюкова, Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения /Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. - 2005. - №2. - С. 5-15.
24. Крюкова, Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) /Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк //Психологическая диагностика. –2005. – № 3. – С. 65-75.
25. Лапланш, Ж. Словарь по психоанализу /Ж. Лапланш, Ж-Б. Понталис. - М.: Высшая школа, 1996. -623 с.
26. Либин, А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин.– М.: Смысл, 1999. – 532 с.
27. Либин, А.В. Дифференциальная психология / А.В. Либин. – М.: Смысл, 2000. – 532 с.
28. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика / Н. Мак-Вильямс.– М. -1998. –480 с.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 455 с.
30. Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека //В.Н. Мясищев. – Воронеж: НПО «МОДЭК», - 1995. - С. 15-38.
31. Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом /Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова //Учебно-методическое пособие - Казань, 2003. - 98 с.
32. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психол. журн. –1997. –Т. 18. – № 5. – С. 20-29.
33. Нартова-Бочавер, С.К. Копинг-поведение в системе понятий психологии личности /С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – № 4. – С. 5- 15.
34. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей /И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Питер, 2000. – 600 с.
35. Останина, Н.В. Педагогическая поддержка совладающего поведения подростков /Н.В. Останина//Моделирование социальных систем и вопросы преподавания математики в высшей школе: труды международной конференции 26-27 марта 2008 г. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 195-208.
36. Плутчик, Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям /Р. Плутчик. –1984. – С. 63.
37. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля /под ред. Л.И. Вассермана. – СПб., 1999. – 49 с.
38. Психотерапевтическая энциклопедия /под ред. Б.Д. Карвасарского. -СПб.: Питер, 1998. – 752 с.
39. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст /Х. Ремшмидт. - М.: Знание, 1994. -366 с.
40. Римова, А.Л.Психология совладающего поведения / А.Л. Римова. - 2010. – 297 с.
41. Романова, E.С. Механизмы психологической защиты /Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. – М., 1996. – 139.
42. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия /под ред. Д. Я. Райгородского. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000. – 656 с.
43. Сибгатуллина, И.Ф. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы / И.Ф. Сибгатуллина, Л.В. Апакова // Прикладная психология. – 2002. – № 5. – С. 47-56.
44. Ташлыков, В.А. Личностные механизмы совладания и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии / В.А. Ташлыков.– Томск: Изд-во ТГУ, 1990. – 36 с.
45. Туманов, Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни / Е.Н. Туманов.– Саратов, 2002. – 69 с.
46. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд.– М., Педагогика-Пресс,1993. — 144 с.
47. Фрейд, А. Эго и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Эксмо, 2003. – 256 с.
48. Харламенкова, Н.Е., Психология личности как открытой и развивающейся системы / Н.Е. Харламенкова, А.Л. Журавлев //Психологический журнал. - 2009. Т. 30.- № 6. - С. 30-39.
49. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.– СПб.: Питер, 2008 - 672 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI)
Плутчика-Келлермана-Конте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман (WaysofCopingQuestionnaire; Folkman& Lazarus, (WCQ)1988).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест - опросник «Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха» Ю.М. Орлова.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман (WaysofCopingQuestionnaire; Folkman& Lazarus, (WCQ)1988).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест - опросник «Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха» Ю.М. Орлова.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты