Патриотическое воспитание старшеклассников во внеклассной работе
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Патриотическое воспитание старшеклассников во внеклассной работе»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Патриотическое воспитание старшеклассников во внеклассной работе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: СШ №46, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для старшеклассников «Патриот».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Сущность патриотического воспитания
1.2 Специфика патриотического воспитания учащихся старших классов
2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
2.1 Рефлексия опыта работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников во внеклассной работе
2.2 Экспериментальная диагностика патриотической воспитанности учащихся 10 класса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что сегодня воспитание патриотизма у подрастающего поколения является одним из приоритетов образовательной политики Республики Беларусь. Школьный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются основы нравственных качеств и развивается восприятие окружающего мира. Необходимо с раннего возраста прививать чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям Родины. Патриотизм – неотъемлемая часть отношения человека к жизни. Патриотизм является результатом формирования личности, характеризующейся высоким уровнем социальной активности. Средняя школа – это чувствительный возраст для возникновения чувства патриотизма.
Патриотическое воспитание молодежи в образовательных учреждениях как образовательная направленность осуществляется в образовательной и внешкольной деятельности. В целях воспитания у подростков патриотических качеств и чувств, таких как любовь к своей стране, необходимо исходить из положений о том, что без уважения к истории своей страны и незнания культуры своего народа невозможно воспитать гражданина, трудно сформировать чувство собственного достоинства, положительные черты личности, характерные для патриотической родины. Для этого необходимо создать в средних школах условия, способствующие повышению уровня патриотического воспитания, в частности путем организации социально-педагогической работы, которая может быть организована во внеучебное время.
Методологической основой исследования являются системный подход, который позволяет изучать патриотическое воспитание старшеклассников в условиях учреждения образования как сложную и систематически организованную развивающуюся систему (представлен в трудах А.Н. Аверьянова В.Г. Афанасьева, Л.И. Новиковой), социокультурный подход, который интегрирует деятельность по трансляции социального опыта к подросткам посредством деятельности по закреплению знаний и умений, соответствующих патриотической направленности; личностный и деятельностный подходы (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), концепция педагогики индивидуальности (Б.Г. Ананьев, О.С. Гребенюк), подход к патриотическому воспитанию, как личностнообразующему фактору (А.А. Аронов, В.Г. Бирковский, A.M. Ветохов, А.Н. Вырщиков). Системный анализ методологических подходов построен на базе взаимосвязи теории и практики, что позволяет выявлять основные теоретические положения и анализировать практические результаты исследования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Сущность патриотического воспитания
Современная педагогика имеет определенные теоретические и методологические основы, которые могут помочь в решении задач патриотического воспитания. А.М. Кондаков отмечает, что в современной системе образования преобладают следующие ценности:
- гражданская идентичность является центральной частью местной идентичности;
- идеалы социальных ценностей, включая ценности человеческой жизни, труда и семейных ценностей;
- патриотизм, основанный на принципах патриотической ответственности и межкультурного диалога
- Ценности личной, социальной и государственной безопасности;
- национальное согласие по основным этапам формирования и развития общества [9, с. 46].
Анализ современных педагогических и психологических исследований показал, что патриотическое воспитание – это процесс передачи подрастающему поколению специфических знаний, формирования у него навыков и умений, приобретения позитивного социального опыта и развития базовых социальных навыков [4, с. 7]. Гражданское воспитание может принимать различные формы:
- в процессе обучения и подготовки кадров;
- через демократическую правовую организацию социальной среды.
Главная цель современного образования – ориентация молодого поколения на ценности национальной культуры, формирование достойного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Главным результатом такого воспитательного подхода является развитие индивидуальной нравственности и патриотической ответственности.
Структура представлена чувством собственного достоинства, развитием исторической памяти, патриотических чувств, национального самосознания, дисциплины, уважения к другим гражданам, добросовестности в исполнении своих обязанностей [11, p. 26].
Существуют определенные критерии для результатов образования:
- познавательный (знание истории, современности, социально-экономического развития страны, Родины и города, интерес к изучению истории и современности).
2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
2.1 Рефлексия опыта работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников во внеклассной работе
Исследование аспектов патриотического воспитания учащихся старшеклассников осуществлялось на базе ГУО «Средняя школа №46 г. Минска» на базе 10 «А» класса.
Деятельность классного руководителя данного класса по патриотическому воспитанию старшеклассников строится на следующих принципах:
– общедоступность образования;
– бесплатность образования в пределах государственных стандартов, если это образование оплачено бюджетным финансированием;
– адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
– свобода в образовании;
– демократический, государственно-общественный характер управления образованием;
– повышение качества образования.
Основными целями деятельности классного руководителя в данном направлении являются:
– формирование общей культуры личности на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
– создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ старшеклассниками;
– адаптация обучающихся к жизни в обществе;
– воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– формирование у обучающихся навыков и привычек здорового образа жизни;
– охрана и укрепление здоровья обучающихся;
– разностороннее развитие личности, направленное на ее самореализацию, самоопределение и самообразование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Патриотическое воспитание – это система формирования универсальной системы ценностей по отношению к социальным группам, индивидуумам, их деятельности, общественной жизни и сознанию. Патриотическое воспитание – это целостный социально-педагогический и культурный процесс, создающий социальную и интеллектуальную основу формирования общества и его доминирующего, доминирующего субъекта – национально образованного и целостно образованного человека. Воспитание патриотизма включает в себя формирование его познавательной составляющей (знания и представления о Родине), эмоциональной составляющей (чувство любви и привязанности к Родине и традициям), поведенческой составляющей (умение быть полезным в обществе). Этого можно добиться путем создания педагогических условий, способствующих формированию патриотизма как нравственного качества личности, как эмоционального и достойного отношения к Родине.
Реализация патриотического воспитания должна основываться на совокупности таких принципов, как зависимость патриотического воспитания от развития общества и происходящих в нем событий, зависимость содержания, форм, методов, средств и приемов патриотического воспитания от возраста и индивидуальных особенностей учащихся, диалектическая связность и органическая связь между содержанием учебно-методических материалов и внешкольной и внешкольной деятельностью; интеграция патриотического воспитания в другие аспекты воспитательной работы; опора на новые концепции организации и реализации учебного процесса и новое понимание основных педагогических понятий; опора на положительные характеристики личности учащегося и создание благоприятного психологического климата в процессе педагогического взаимодействия; координация взаимодействия школы, семьи и общества в системе патриотического воспитания.
Проанализировав тенденции деятельности классных руководителей по патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ, мы пришли к выводу, что деятельность классных руководителей по патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ основана на следующих принципах: всеобщий доступ к образованию; бесплатное образование в рамках государственных стандартов, если образование оплачивается за счет бюджетных средств; адаптируемость системы образования к уровню и особенностям развития и воспитания учащихся; свобода образования.
1. Аронов, А.А. Воспитывать патриотов: Книга для учителя / А.А. Аронов. – М., Просвещение, 1989. – 360 с.
2. Беляева, Е.В. Патриотизм как нравственная гражданская позиция / Е.В. Беляева // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2000. – №1. – С.32-44.
3. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / В. В. Буткевич. – Минск: НИО, 2010. – 208 с.
4. Быков А.К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. – 2006. – №5. – С. 4-7.
5. Гаязов, А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы / А.С. Гаязов. – Челябинск: Факел, 1995. – 238 с.
6. Гурская, Т.В. Патриотическое воспитание студентов в системе вузовских общественных объединений: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.В. Гурская. – Магнитогорск: МгГУ, 2006. – 178 с.
7. Дейко, С.А. Духовно-нравственные основы воспитания патриотизма / С.А. Дейко // Воспитательное пространство школьного учреждения: восхождение к будущему: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Мн.: МГДДиМ, 2004. – С.42-43.
8. Зубко, Д.П. Современные аспекты воспитания патриотизма /Д.П. Зубко // Праблемы выхавання. – 2009. – №1. – С.12-16.
9. Кабуш, В.Т. Патрыятызм – інтэграваная якасць асобы школьніка / В.Т. Кабуш // Народная асвета. – 2003. – №12. – С.46-47.
10. Канчевская, В.В. Воспитывать патриотизм / В.В. Канчевская // Праблемы выхавання. – 2008. – №5. – С.23-27.
11. Кедярова, Р.Н. Патриотическое воспитание в современной школе / Р.Н. Кедярова // Праблемы выхавання. – 2009. – №4. – С.21-28.
12. Левашов, В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий / В.К. Левашов // Социс. – 2006. – № 8. – С. 67–76.
13. Леонтьева, В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками / В.Б. Леонтьева // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2002. – № 5. – С. 35–40.
14. Лисицына, Т.Б. Экскурсия – педагогический процесс / Т.Б. Лисицына // Молодой ученый. – 2012. – № 6. – С. 401–404.
15. Логинова, Н.В. Патриотическое воспитание как объект педагогического исследования / Н.В. Логинова // Человек и образование. – 2009. – № 1. – С. 53–56.
16. Макарчук, Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Я.В. Макарчук. – Абакан: ГОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», 2010. – 243 с.
17. Манузина, Е.Б. Проблемы воспитания детей и молодежи в современных социокультурных условиях / Е.Б. Манузина // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6-1. – С. 101–103.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 496 с.
19. Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: постановление М-ва образования Респ. Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82 II Зборнік нарматыўных дакументаў МА РБ. -2015. – № 19. – С. 3-41.
20. Осипова, М.П. Воспитание. Первый класс: пособие для учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня / под общ. ред. М.П. Осиповой. – Минск: Интерпрессервис, 2003. – 414 с.
21. Плиско, Д.М. Патриотическое воспитание младших школьников: материалы из опыта работы / Д.М. Плиско. – Миоры: МГОСШ №3, 2010. – 66 с.
22. Система патриотического воспитания младших школьников: пособие / В. В. Буткевич и др.; под общей редакцией В. В. Буткевич. – Минск: БГПУ, 2008. – 54 с.
23. Толкачева, О.В. Воспитание патриотизма у школьников / В.В. Буткевич, Н.К. Катович, О.В. Толкачева II Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 6. – С. 10-15. Храмцова, Ф.И. Идеологическое воспитание: параметры эффективности / Ф.И. Храмцова. – Минск, 2005. – 148 с.
24. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для старшеклассников «Патриот».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты