Конституционный суд Республики Беларусь
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Конституционный суд Республики Беларусь»
по дисциплине: «Теория и история государства и права»
2021
45.00 BYN
Конституционный суд Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и история государства и права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
Введение
1 Порядок формирования и состав Конституционного Суда Республики Беларусь
2 Структура и организация работы Конституционного Суда Республики Беларусь
3 Порядок возбуждения и рассмотрения дел в Конституционном Суде
Заключение
Список использованных источников
Введение
Одним из важнейших качеств современных демократических конституций, существования конституционного строя является непосредственное действие конституционных норм, их верховенство по отношению ко всем иным актам законодательства.
Сегодня Конституция – документ, с которым мы должны сверять свою деятельность: правотворческую и правоприменительную силу актов государственной власти, общественных объединений и граждан.
Исходя из значимости Конституции, как системообразующего акта, в ее верховенстве и защите заинтересованы все государственные органы, должностные лица и граждане. Однако особую роль здесь играют органы конституционного контроля.
В законодательстве Беларуси закреплено, что правовой охраной Конституции занимаются различные государственные органы, должностные лица. Это является их обязанностью. Вышестоящие органы в этих целях нередко наделяются правом отмены актов нижестоящих органов, если они не соответствуют законодательству.
Учреждение судебного конституционного контроля за соответствием Основному Закону страны нормативных правовых актов является одним из проявлений системы сдержек и противовесов, реализации принципа разделения властей.
Конституционный Суд Республики Беларусь призван защищать правовые ценности, обеспечивать верховенство Конституции во имя главной цели, для которой создается государство, – служить людям, утверждать их права, свободы, а когда это необходимо, то и содействовать надлежащему исполнению возложенных обязанностей.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования.
Итак, целью исследования в настоящей курсовой работе является рассмотрение основных вопросов, связанных с пониманием правового статуса Конституционного Суда в Республике Беларусь.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
– исследовать порядок формирования и состав Конституционного Суда Республики Беларусь;
– проанализировать структуру и организацию работы Конституционного Суда Республики Беларусь;
– охарактеризовать порядок возбуждения и рассмотрения дел в Конституционном Суде.
Объектом исследования в настоящей курсовой работе являются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации правового статуса Конституционного Суда в Республике Беларусь, а также его деятельности.
Предметом исследования выступает понятие и содержание правового статуса Конституционного Суда в Республике Беларусь, а также его деятельности.
Методы исследования: диалектический метод, а также системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, историко-правовой, метод сравнительного правоведения.
Теоретическую основу курсовой работы составляют работы специалистов Республики Беларусь и Российской Федерации по конституционному праву; законодательные и иные нормативные правовые акты Республики Беларусь.
1 Порядок формирования и состав Конституционного Суда Республики Беларусь
Прежде всего, необходимо рассмотреть историю становлению конституционного правосудия, в том числе в Республике Беларусь.
История возникновения Конституционного Суда Республики Беларусь начинается с момента создания в правовой форме и закрепления государственности Беларусь, то есть с момента создания Белорусской Советской Социалистической Республики (далее – БССР). При советской форме правления отсутствовала в системы высших органов Конституционный Суд, вследствие чего до 1989 года в Конституции не было норм, которые устанавливали статус специализированного органа контроля или надзора, но имелись предпосылки для его реализации [1, с.16].
Невозможность создания такого органа в БССР сложено вследствие негативного отношения правящего элемента (партии) к теории разделения властей. Устанавливалось, что Советы депутатов должны выполнять одновременно законодательную и исполнительную функцию, то есть высший орган власти при исполнении своих обязанностей, принимая закон, учитывал и выражал интересы всех граждан, и никто не мог оспорить его конституционность [2, с.56].
Однако с 1924 года по 1933 год осуществлялись попытки реформирование суда Союза Советских Социалистических Республик (далее – СССР) и расширения круга обязанностей по контролю за законностью конституционных актов союзных республик и СССР, но данные изменения были отменены [3, с. 8].
В 1960 году мнение о конституционности законодательства СССР выражал Нудель М.А. следующим образом: «проблемы конституционного контроля связаны с положением парламента. Признавая его верховенство, будет исключаться возможность создания внепарламентского органа по контролю конституционной юрисдикции» [3, с. 10].
Новым толчком в развитии послужило изменение 27 октября 1989 года в Конституции БССР от 1978 года, в которой закреплялся новый орган «Комитет конституционного надзора БССР (далее – ККН БССР)». ККН БССР избирался Верховным Советом БССР на 10 лет. Состоял из Председателя, заместителя Председателя и 9 членов Комитета, каждый из которых был специалистом в области политики и права. Члены ККН БССР при исполнении своих служебных обязанностей являлись независимыми и действовали только на основании Конституции БССР.
2 Структура и организация работы Конституционного Суда Республики Беларусь
В Конституции Республики Беларусь определен порядок формирования Конституционного Суда, который характерен для большинства государств. В соответствии с ним Конституционный Суд формируется смешанным методом: 6 судей Конституционного Суда назначаются Президентом, 6 судей – избираются Советом Республики. Республиканская кандидатура судей Конституционного Суда Республики Беларусь для избрания на должность предлагается Совету председателем Конституционного Суда Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом из числа судей с согласия Совета Республики. Согласно Кодексу о судоустройстве и статусе судей председатель Конституционного Суда Республики Беларусь назначается сроком на пять лет. Заместитель председателя Конституционного Суда Республики Беларусь избирается Конституционным Судом Республики Беларусь из состава судей Конституционного Суда Республики Беларусь по представлению председателя Конституционного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет. В настоящее время в составе суда 12 судей, то есть он полностью сформирован [12, с.37].
Другой подход применяется при увольнении. Прекращение полномочий всех судей в Республике Беларусь осуществляется Президентом. Он освобождает судей Конституционного Суда от должности путем информирования Совета Республики. По мнению И.Э. Белоножко, для обеспечения независимости Конституционного Суда должно применяться правило, действующее во многих странах (например, в Армении, Казахстане): полномочия судьи Конституционного Суда прекращаются органом, назначившим или избравшим его на должность. Это было бы еще одной гарантией независимости суда [13, с. 66].
Согласно Конституции срок полномочий Конституционного Суда в Беларуси составляет 11 лет.
Белорусское законодательство говорит о том, что судей можно «переизбирать на новый срок», что не способствует их независимости. В большинстве штатов судьи Конституционного Суда могут быть избраны только на один срок. Возможность переизбрания может представлять интерес для судьи, желающего быть избранным на новый срок, для органа, уполномоченного формировать Конституционный Суд [13, с. 66].
Конституционный Суд Республики Беларусь правомочен принимать решения, если из его состава назначено (избрано) не менее восьми судей. При досрочном выходе из состава Конституционного Суда Республики Беларусь назначение (избрание) назначенного (избранного) судьи другим судьей осуществляется в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом о судоустройстве и статусе судей [12, с.38].
3 Порядок возбуждения и рассмотрения дел в Конституционном Суде
Предложения о проверке конституционности нормативных актов вправе вносить в Конституционный суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального Собрания Республики Беларусь, Совет Национального Собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший хозяйственный суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.
Если при рассмотрении конкретного дела суд приходит к выводу о несоответствии Конституционного нормативного акта, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления решения суда в законную силу ставит, соответственно, перед Верховным Судом Республики Беларусь или Высшим хозяйственным судом Республики Беларусь вопрос о внесении в Конституционный суд предложения о признании данного нормативного акта противоречащим Конституции. Верховный Суд Республики Беларусь или Высший хозяйственный суд Республики Беларусь в месячный срок должен внести в Конституционный Суд представление о признании такого нормативного акта неконституционным [15].
Предложение дать заключение о фактах систематического или грубого нарушения палатами парламента Конституции Республики Беларусь может быть направлено Президентом Республики Беларусь в Конституционный суд.
Рассмотрение данного вопроса по инициативе Конституционного суда не может быть отклонено.
Предложения Президента Республики Беларусь подписываются им лично [15].
Предложения Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, Совета Национального Собрания Республики Беларусь оформляются в соответствии с их регламентом и подписываются председателями соответствующих палат Парламента Республики Беларусь [15].
Предложения Совета Министров Республики Беларусь принимаются в соответствии с регламентом правительства и подписываются премьер-министром Республики Беларусь [15].
Предложения Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного суда принимаются на заседаниях их коллегиальных органов, имеющих право принимать решения от имени суда [17, с.18].
Другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, имеющими право вносить предложения о проверке конституционности акта.
Заключение
Таким образом, подведем итоги проведенного исследования.
Качество осуществления Конституционным Судом Республики Беларусь предоставленных ему полномочий во многом зависит от полноты правовой регламентации его деятельности нормами как материального, так и процессуального права. Принимая решения и формулируя в них правовые позиции, Конституционный Суд обеспечивает защиту прав и свобод человека, конституционного строя, фундаментальных конституционных ценностей, поддерживая их конституционно-правовой баланс.
Для создания эффективной судебной системы в соответствии с Конституцией 1994 г. был создан Конституционный Суд, который занял особое место в процессе воплощения в жизнь верховенства Конституции, утверждения конституционной законности, становления конституционализма, обеспечения верховенства права.
В настоящее время Беларусь развивается как суверенное, демократическое, правовое, социальное государство, основанное на Конституции, в которой закреплены основные принципы устройства общества и государства. Систематическое и последовательное развитие конституционного контроля является неотъемлемой частью современной Республики Беларусь. Важно учитывать мировые тенденции развития в области прав человека, сохранение конституционной идентичности с учетом исторических условий, национальных традиций и ценностей.
Осуществляя предварительный конституционный контроль законов, принятых Парламентом, Конституционный Суд не только предупреждает появление в законодательстве норм, противоречащих Основному Закону государства и вступающих в коллизию с иными нормативными правовыми актами, но также излагает правовые позиции, имеющие своей целью выявление конституционно-правового смысла положений рассмотренных законов с точки зрения норм и принципов Конституции, что способствует в дальнейшем единообразному пониманию и применению истолкованных нормативных предписаний.
Кроме того, следует учитывать следующие подходы:
– закрепляя материальные и процессуальные нормы, регламентирующие деятельность Конституционного Суда по выполнению возложенных задач в двух отдельных законах, следует исходить из их взаимосвязи и взаимозависимости, универсального характера конституционных принципов осуществления правосудия;
– определяя порядок рассмотрения Конституционным Судом дел, следует учитывать, что нормы конституционного судопроизводства не должны содержать излишней детализации и жесткой регламентации, предполагая возможность Конституционного Суда самому уточнять отдельные процедурные вопросы в конкретных ситуациях, что соответствует особой природе конституционного контроля.
1 Витрук, Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учеб. пособие / Н. В. Витрук. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2015. – 527 с.
2 Керимов, Д.А. Конституционный надзор в СССР: учеб. пособие / Д.А. Керимов, А.И. Экимов. – М., 2017. – 141 с.
3 Нудель, М.А. Конституционный контроль в капиталистических странах: учеб. пособие / М.А. Нудель. – М., 2016. – 314 с.
4 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. Выпуск №16 [Электрон. Ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2021.
5 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
6 13 сессия Верховного Совета Республики Беларусь 12 созыва – Бюл. № 87 [Электрон. Ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2021.
7 Вашкевич, А. Конституционный Суд Республики Беларусь: место и роль в системе государственных органов: учеб. пособие / А. Вашкевич – Минск, 2015. – 134 с.
8 Штайнбергер, Г. Модели конституционной юрисдикции: учеб. пособие / Г. Штайнбергер. – М.: Норма, 2017. – 298 с.
9 О конституционном судопроизводстве: Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 124-З Беларусь [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10 Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
11 Миклашевич, П.П. Совершенствование правовой основы конституционного судопроизводства в Республике Беларусь / П.П. Миклашевич // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2016. – № 2. – С. 3–13.
12 Василевич, Г.А. Конституционное правосудие / Г.А.Василевич. – 2-е изд. – Минск: Право и экономика, 2018. – 326 с.
13 Белоножко, И.Е. Статус судей Конституционного Суда Республики Беларусь / И.Е. Белоножко // Правовое обеспечение инновационного развития общества и государства. – Минск: БГУ, 2017. – С.65–71.
14 О Конституционном суде: Закон Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. № 2914-XII [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15 Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь : решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 18 сентября 1997 г. № р-58/97 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
16 Пугачев, А.Н. Виды заключений Конституционного Суда Республики Беларусь / А.Н. Пугачев // Белорусская государственность и развитие национальной правовой системы. – Минск: Веды, 2018. – С.112-119.
17 Василевич, Г.А. Конституционный Суд в системе органов, осуществляющих защиту прав и свобод граждан Республики Беларусь / Г.А.Василевич // Право и кроме того демократия: сб. науч. тр. – Мн.: БГУ, 2014. – №15. – С. 14–24.
18 Палто, Н.А. Конституционный суд как орган конституционного контроля / Н.А. Палто // Развитие и перспективы национальной правовой системы в контексте европейских интеграционных процессов: материалы Международной научно-практической конференции. – Минск: Амалфея, 2017. – С.128–130.
19 Чигринов, С.П. Правовые позиции Конституционного Суда как источник права / С.П. Чигринов // Конституционный контроль: состояние, проблемы, перспективы : сб. докл. и тез. выступлений на науч.-практ. конф. – Минск : БДП, 2018. – С. 86–89.
20 Василевич, Г.А. Юридические последствия актов Конституционного Суда Республики Беларусь / Г.А. Василевич // Право.by. – 2016. – № 2 (40). – С. 27–35.
21 Борико, С.В. Судоустройство: учебник / С.В. Борико. – Минск: Амалфея, 2016. – 304 с.
22 Кодавбович В.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / В.А. Кодавбович. – Минск: Амалфея, 2017. – 310 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты