Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности студентов педагогического вуза
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности студентов педагогического вуза»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности студентов педагогического вуза
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, УО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты студентов по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки по критерию углового преобразования Фишера.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
1.1 Понятие и виды мотивации учебной деятельности студентов
1.2 Характеристика учебной деятельности студентов
1.3 Мотивация как компонент учебной деятельности студентов
1.4 Сущностная характеристика мотивации учебной деятельности студентов педагогических ВУЗов
1.5 Анализ исследований белорусских ученых по проблеме мотивации учебной деятельности студентов педагогических ВУЗов
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
2.1 Методы и методология исследования
2.2 Результаты исследования внутренней и внешней мотивации учебной деятельности студентов педагогического ВУЗа
2.3 Рекомендации по результатам исследования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время система высшего профессионального образования функционирует в новых социально-экономических условиях, которые определяют не только стратегическое направление ее развития, но и ряд возникающих в этой связи противоречий и трудностей. Одним из ярких противоречий выступает несоответствие между возрастающими требованиями к качеству подготовки выпускников высшей школы и реальным уровнем их готовности к осуществлению профессиональной деятельности. В этой связи актуальна проблема обеспечения качества высшего профессионального образования, решение которой многие исследователи связывают с проблемой мотивации учения студентов. Многочисленные исследования проведены различными учеными по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности: Л.И. Божович, А.И. Леонтьев, А.К. Маркова, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан, и другие. В период обучения в ВУЗе складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы, происходит развитие и формирование целостной личности человека как субъекта труда углубляется интерес к профессии, формируются профессиональное мышление и система профессионально важных качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности. Студенческий возраст является активным периодом психического, личностного, интеллектуального и профессионального развития. Студенческий возраст является активным периодом психического, личностного, интеллектуального и профессионального развития, что позволяет рассматривать его как сензитивный период для развития новообразований необходимых для успешного профессионального становления: профессионального самоопределения, профессионального сознания, ценностных и смысложизненных ориентаций, учебно-профессиональной мотивации. Изучение мотивов учебной деятельности – это выявление их реального уровня сформированности и возможных перспектив, зоны ближайшего развития у каждого студента. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования внутренней учебной мотивации. Актуальность и социальная значимость исследования определили выбор темы исследования.
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
1.1 Понятие и виды мотивации учебной деятельности студентов
Частным видом мотивации является мотивация к учебной деятельности. А.В. Белошицкий мотивацию учебной деятельности рассматривает как «совокупность отношений студента к учению (к различным аспектам учебного процесса), как к средству достижения целей обучения, ориентированных на процесс познания (познавательные мотивы), на результат (мотивы достижения), на вознаграждение и на избегание наказаний (прагматические мотивы) [3, с. 126].
По мнению А.Н. Леонтьева, человеческая деятельность полимотивирована. Это означает не то, что одна деятельность имеет несколько мотивов, а то, что в одном мотиве опредмечиваются, как правило, несколько потребностей в разной степени. Благодаря этому смысл мотива является сложносоставным и задается его связями с разными потребностями. Мотивы выполняют функцию побуждения и направления деятельности, а также смыслообразования – придания личностного смысла самой деятельности и ее компонентам [19, с. 4].
Согласно Л.М. Фридман и Л.М. Кулагиной, учебная деятельность всегда полимотивирована [29, с. 192]. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренней мотивации относятся: собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного.
К внешней мотивации относятся и такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
2.1 Методы и методология исследования
В современной науке накоплен большой материал относительно структуры мотивационной сферы студентов, выделены особенности мотивации различных возрастных групп студентов. Вместе с тем недостаточно изучены различия между соотношением внутренней и внешней мотивации студентов педагогических ВУЗов.
В качестве методологической основы исследования мы будем опираться на концепцию А. Н. Леонтьева, который определяет мотив как материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются [19]. Соответственно, развитие мотивации учебной деятельности представляет собой один из основных аспектов проблемы целостного развития личности в обучении. При выделении внешней и внутренней мотивации мы будем опираться на классификацию А.К. Марковой [21], В.Э. Мильман [22].
Цель исследования: определить факторы, необходимые для повышения мотивации учебной деятельности студентов педагогического ВУЗа.
Гипотеза исследования: мотивации учебной деятельности у студентов педагогического ВУЗа определяется соотношением проявлений внутренней и внешней мотивации.
Выборку исследования составили 30 студентов дневного отделения очной формы обучения первого (15 человек) и четвертого курса (15 человек).
База исследования: УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мотивация учебной деятельности определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Мотивация учения может быть подразделена на две большие категории: мотивация, которая связана с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; мотивация, которая связана – с более широкими взаимоотношениями с окружающей средой. Выделяются две основные группы мотивации: внутренняя мотивация, заложенная в самой учебной деятельности и внешняя мотивация, связанная с тем, что лежит вне самой учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности у студентов выражена довольно сильно. В учебной деятельности для многих студентов важен не сам процесс, а непосредственно результат. В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны и интенсивное формирование специальных способностей с другой. Для студенческого возраста характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиями и ценностными ориентациями личности. Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы. Усиливается установка на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность.
В результате проведения исследования установлено, что у студентов соотношение внутренней и внешней мотивации учебной деятельности отличается на разных курсах обучения. В процессе обучения в вузе происходит развитие познавательной мотивации учебной деятельности студентов (познавательный мотив доминирует на всем периоде обучения студентов). Мотивация овладения профессией повышается к 4 курсу, что, очевидно, связано с введением дисциплин предметной подготовки. Однако выделилась достаточно многочисленная группа студентов, у которых уровень мотивации учения снижен, познавательная мотивация также снижена и у отдельных испытуемых отмечается негативное эмоциональное отношение к учению. На первом месте у студентов всех курсов находятся профессиональные мотивы. Невысокий уровень учебно-познавательных мотивов свидетельствует об отсутствии интереса и стремления к знаниям, к открытию нового. Мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные мотивы и социальные мотивы занимают средние позиции. Наименее значимы мотивы престижа и избегания. Следовательно, гипотеза исследования полностью подтвердилась. В связи с этим были разработаны практические рекомендации по повышению мотивации учебной деятельности студентов и коррекции ведущих мотивов.
1. Бакунович, М.Ф. Динамика мотивации учебной деятельности студентов 1-3 курсов / М.Ф. Бакунович // Весці БДПУ. Сер. 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2010. – № 4. – С. 25-28.
2. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов : учебное пособие для вузов / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 170 с.
3. Белошицкий, А. В. Детерминанты профессионального развития курсантов / А.В. Белошицкий // Мир образования — образование в мире. – 2007. – № 1. – С. 125-131.
4. Бондарчук Е.В. Проблема формирования мотивации профессиональной деятельности студентов-педагогов / Е.В. Бондарчук // Весці БГПУ. – 2019. - №6.
5. Бугрименко, А.Г. Внутренняя и внешняя мотивация у студентов педагогического вуза / А.Г.Бугрименко // Психология в вузе. - 2006. - № 3. - с. 15-28.
6. Былахиров, К.М. Мотивация в учебной деятельности студентов / К.М. Былахирев, Т.Ю. Ковтун // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 94–95.
7. Гордашников, В.А. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа : Монография [Электронный ресурс] / В.А. Гордашников, А.Я. Осин. – М. : Академия естествознания, 2009. – Режим доступа: https: // www.monographies.ru /ru/book/view?id=77.
8. Гордеева, Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития / Т.О. Гордеева // Автореф.дисс…канд.доктора психологических наук. – М., 2013. – 46 с.
9. Давыдов, В.В. Состояние и проблемы исследования учебной деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / Под ред. В.В. Давыдова., Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. С. 3-18.
10. Желтова, Е.В. Динамика психологических детерминант студентов с разной учебной успешностью / Е.В. Желтова // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 10. – С. 151-157.
11. Зенина, С.Р. Психологические факторы становления учебно- профессиональной деятельности студентов вуза : автореф... канд. психол. наук : 19.00.07 / С.Р. Зенина. - M., 2009. - 23с.
12. Изотова, Е.Г. Мотивация учебной деятельности студентов вузов: особенности формирования и развития // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: сборник научных статей третьей Всероссийской научной интернет-конференции, (октябрь -декабрь 2014 г.) / под науч. ред. Е.В. Карповой.-Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2014. С. 54-59.
13. Изотова, Е.Г. Психологические особенности структуры учебной деятельности студентов вуза / Е.Г. Изотова [электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Архангельск, 2018. – С. 421-424. – Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskoy-struktury-uchebnoy-deyatelnosti-studentov/viewer
14. Корниенко, Е. Р. К вопросу о формировании студента вуза как субъекта учебной деятельности / Е. Р. Корниенко // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2418
15. Карякина, С.Н. Структура учебной мотивации студентов на разных этапах обучения в вузе / С.Н. Карякина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – №1. – С.46-51.
16. Коломинский, Я.Л. Психология педагогического взаимодействия / Я. Л. Коломинский, Н. М. Плескачева, И. И. Заяц, О. А. Митрахович. Под ред. проф. Я. Л. Коло-минского. - СПб.: Речь, 2007. - 240 с.
17. Ксенда, О. Г. Стереотипные представления о профессии как социально-психологический фактор профессионального самоопределения личности // Психологические проблемы профессионального развития и профессионального образования личности : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Мозырь, 20–12 мая 2010 г. / Мозыр. гос. пед. ун-т им. И. П. Шамякина. – Мозырь, 2010. – С. 124– 127.
18. Кузьмина, Н.В. Профессиональная деятельность преподавателя и мастера производственного обучения колледжа / Н.В. Кузьмина. – М.: Изд-во «Высшая школа», 1998. – 213 с.
19. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2016. – №2. – С.3-18.
20. Малошонок, Н.Г. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления / Н.Г. Малошонок, Т.В. Семенова, Е.А. Терентьев // Вопросы образования. – 2015. – № 3. – С. 92-121.
21. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К.Маркова. - М.: Просвещение, 1990. – 122 с.
22. Мильман, В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М.: Просвещение, 1990. – 120 с.
23. Митина, Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения / Л.М. Митина // Вестник образования России. - 2005. - №7. – С.33-49.
24. Овчинников, М.В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование: Автореф… канд. психол. наук: 19.00.07 / М.В. Овчинников. - Екатеринбург, 2008. – 26 с.
25. Осиповская, А.В. К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов / А.В.Осиповская // Экономический журнал (народное образование, педагогика). – 2013. – № 89-93.
26. Панько, Е.А. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения: пособие для педагогов и педагогов-психологов дошкольных учреждений / Е.А. Панько, Е.Л. Гутковская, Я.Л. Коломинский [и др.]; под ред. Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 2002. – 207 с.
27. Семенова, Т.В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд / Т.В. Семенова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2015. – № 6. – С. 185-194.
28. Смирнов, С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза / С.Д.Смирнов // Вестник МГПУ. – 2015. - № 2. - С.25-34.
29. Фридман, Л. М. Мотивация учения / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина // Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – С. 192 – 194.
30. Ягупов, В.В. Студент как субъект учебной деятельности / В.В. Ягупов, В.И. Свистун [Электронный ресурс] // Нові технології навчання : [зб. наук. пр. : в 2 ч. / гол. ред. Зайчук В.О.]. – Київ Вінниця, Спеціальний випуск. – С. 1-10. – Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/32309552.pdf.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты студентов по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки по критерию углового преобразования Фишера.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты