Методика обучения письменной речи на уроке английского языка на средней ступени школы
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика обучения письменной речи на уроке английского языка на средней ступени школы»
по дисциплине: «Методика преподавания иностранных языков»
2021
45.00 BYN
Методика обучения письменной речи на уроке английского языка на средней ступени школы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания иностранных языков
Организация: Школа № 54 (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
Введение
1 Теоретические вопросы обучения иноязычной письменной коммуникации учащихся средней школы
1.1 Психолого-педагогические и методические особенности обучения иностранной письменности учащихся средней школы
1.2 Трудности в овладении письменной речью
1.3 Социокультурный компонент письменной речи
2 Обучение письменной речи английского языка в средней школе
2.1 Упражнения, используемые при обучении письменной речи
2.2 Разработка комплекса упражнений для обучения письменной речи в средней школе
2.3 Методическая разработка по обучению учащихся 7 классов написанию личного письма на английском языке
Заключение
Список использованных источников
Введение
В настоящее время возрастает роль глобализации, интеграции и интернационального воспитания. Поэтому такой предмет, как «английский язык», имеет больше возможностей, чем какие-либо другие школьные предметы. Обучение иностранному языку состоит их нескольких пунктов, и, одним из них, является письмо.
Письменная речь рассматривается как творческий коммуникативный навык, понимаемый как способность выражать мысли письменно. Для этого необходимо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением выстраивать и композиционно писать речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умение выбирать подходящие лексические и грамматические единицы.
Решаемые задачи при обучении письменной речи связаны с созданием условий для усвоения содержания обучения письменной речи. Они включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, умение рассуждать и умение формулировать идеи в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозор, доминирование в культуре и интеллектуальную готовность создавать содержание устной письменной работы, обучение достоверных представлений о содержании предмета, стиле речи и письменной графической форме.
Если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учитывать роль письма в развитии других навыков, использовать упражнения, полностью соответствующие целям, выполнять эти упражнения на соответствующем этапе обучения, то устная речь постепенно станет богаче, более насыщенной и логичной.
Письмо является одним из факторов повышения эффективности обучения языку. К тому же трудно не оценить практическую значимость письменного речевого общения, с учётом того, что современный мир практически невозможно представить без электронных средств коммуникации (электронная почта, интернет). При обучении письменной речи решается ряд задач, к примеру, у учащихся формируются речемыслительные навыки, умение формулировать свои мысли в правильном стиле и графической форме, расширяется кругозор, обучающиеся знакомятся и овладевают культурой письменного общения и письменной речи. Письменная речь является важным и надёжным средством мышления, активизирует разговорную речь, слушание и чтение на изучаемом языке. Устная речь постепенно становится богаче, ярче и логичнее при обучении письму, если использовать правильно подобранные упражнения.
В последние годы роль письменной речи в обучении иностранному языку постепенно возрастает, и в определенном смысле письмо начинает рассматриваться как резерв для повышения эффективности обучения иностранному языку. Нельзя игнорировать практическую важность письменного голосового общения в свете современных средств связи, таких как электронная почта, Интернет и т. д. В последнем случае письмо как вид вербального общения развивается только на основе аутентичного материала. Это и обусловило актуальность данного исследования.
1 Теоретические вопросы обучения иноязычной письменной коммуникации учащихся средней школы
1.1 Психолого-педагогические и методические особенности обучения иностранной письменности учащихся средней школы
Одним из основных видов языковой деятельности учащегося при обучении иностранному языку является письменная речь. Письменная речь – это особый вид речевой деятельности, она является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо и чтение.
Ряд отечественных и зарубежных исследователей, таких как: Выготский Л.С., Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А.,
И.А., Лурия А.Р., Богоявленский Д.Н., Галскова Н.Д., Соловова Е.Н., Эльконин Д.Б., Фридман Л.М., Жан Пиаже занимались вопросами изучения иноязычной письменной речи.
Вышеупомянутые ученые дают разные определения письму и письменной речи, однако все они схожи во мнении, что письмо и письменная речь являются чрезвычайно многомерными сложными явлениями. Представим некоторые из определений письменной речи и письма, предложенные различными авторами:
В методологии Леонтьева А.Н. письменная речь – способность сочетать слова в письменной форме, чтобы выразить свои мысли в соответствии с потребностями общения [1].
Согласно Щукину А.Н. письменная речь – тип речевой деятельности по передаче информации в письменной форме в соответствии с ситуацией коммуникации [2, с. 172].
Письменная речь в силу своей коммуникативной природы является преимущественно монологической речью. Такой она была «у истоков», хотя в современной истории человеческого общества диалогические версии письменного речевого общения также получили распространение (в основном благодаря уникальному средству массовой коммуникации, например Интернету - общению через компьютерное общение).
Письменная монологическая речь может принимать различные формы: в виде письменного сообщения, отчета, письменного повествования, письменного выражения мысли в форме рассуждения и т. д. Во всех этих случаях структура письменной речи существенно отличается от устного диалога или устного монолога [10].
Если мотивом письменной речи является социальный контакт или желание, любое требование, то писатель должен мысленно представить человека, с которым он говорит, представить его реакцию на его сообщение. Особенность написанного слова состоит в том, что весь процесс управления написанным словом остается в интеллектуальной деятельности самого писателя, без корректировки письма или чтения получателем. Но в тех случаях, когда письменная речь направлена на уточнение понятия, у нее нет собеседника, человек пишет только для того, чтобы понять мысль, перевести свой замысел в речевую форму, развернуть ее без какого-либо мысленного контакта с человеком, кому адресовано сообщение [4].
2 Обучение письменной речи английского языка в средней школе
2.1 Упражнения, используемые при обучении письменной речи
Применение разнообразных упражнений – обязательное условие успешной работы по развитию письменной речи.
Целесообразность применения того или иного упражнения с методической точки зрения определяется следующими условиями:
- степенью соответствия его проходимому в данный момент материалу;
- подготовленностью учащихся к усвоению данного учебного материала;
- доступностью материала с точки зрения тех навыков самостоятельной работы, которыми уже владеют учащиеся;
- последовательностью в применении отобранных с определённой целью упражнений.
В упражнениях следует учитывать внутриязыковую и межъязыковую интерференцию. Упражнения и письменные работы для обучения письменной речи разнообразны: списывание с готового текста и осложнённое заданиями, диктанты зрительный и слуховой, предупредительный, объяснительный, выборочный, словарный, свободный, творческий (в его различных вариантах), орфографические задачи, грамматический разбор.
Успешное формирование навыков письменной речи может обеспечить только система упражнений, составленных с учётом возраста детей, специфики русского и родного языков.
Из-за неоднозначного видения критериев классификации упражнений в теории методики преподавания иностранных языков и культур выделяются абсолютно разные упражнения, которые зависят от точки зрения конкретного автора.
Впервые классифицировал упражнения для обучения иностранным языкам и культурам академик И.В.Рахманов:
- языковые и речевые упражнения;
- упражнения, связанные и несвязанные с текстом;
- переводные и беспереводные упражнения [14].
Однако Б.А. Лапидус, по всей вероятности, используя другие критерии, классифицировал упражнения на:
- тренировочные упражнения;
- элементарные комбинированные упражнения;
- комбинированные упражнения [15].
Согласно Н.Д.Гальсковой классифицировать письменную речь можно следующим образом:
- Репродуктивная – изложение прочитанного или прослушанного;
- Продуктивная – собственная речь, описание, повествование [16].
Заключение
Подводя итоги данной курсовой работы можно заключить, что в процессе работы над проблемой мы обратили внимание на то, что вопрос о изучении теоретических материалов и анализ имеющейся специализированной литературы о проблеме письменной речи в средней школе до сих пор остается открытым. Данная тема до сих пор весьма актуальна, поскольку методологам и лингвистам необходимо обратить особое внимание на этой вопрос, хотя было проведено огромное количество исследований в данной сфере.
Обучение иностранным языкам занимает одно из приоритетных мест в формировании полноценной личности и основывается на учебной программе средней школы по иностранным языкам. Изучение иностранного языка является одним из обязательных предметов в средних школах. Важным аспектом изучения английского языка является обучение письменной речи на английском языке. Несмотря на то, что письменная речь является целью обучения, на самом деле она часто все еще рассматривается как средство обучения, и в теории обучения вопросы подходов к обучению письму в школе остаются неисследованными, что неизбежно приводит к недостаточным практическим результатам.
Письменная речь – это, в конечном счете, культура общения, культура речевой деятельности, овладение которой предполагает высокий уровень развития общей культуры человека, то есть способность к культуре мышления, знание действительности, законов общения в целом и, наконец, законов, правил, норм использования средств языка для решения конкретной коммуникативной задачи. Мы полагаем, что, обучению письменной речи необходимо уделять большее внимание, по причине того, что письменная речь находится в тесной связи с другими речевыми умениями и навыками, и в большей степени способствует их успешному развитию.
Если изучение иностранного письменного языка будет построено правильным и эффективным способом, то у учащихся повысится желание и мотивация к его дальнейшему изучению. Учащиеся средней школы смогут правильно овладеть и применить лексический, грамматический и лингвистический материал на практике. Коммуникативно-направленное изучение иностранной лексики усилит процесс получения знаний и поможет беспроблемно ввести имеющийся лингвистический материал в повседневный оборот.
В исследовании анализируются вопросы обучения письменной речи на этапе средней школы, характер этого вида речевой деятельности и его особенности.
Можно сделать вывод, что обучение письменной речи неразрывно связано с обучением другим видам речевой деятельности. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надёжным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.
1. Леонтьев, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / А.А.Леонтьев. – М.: Русский язык, 1991. – 338 с.
2. Хмелидзе, И.Н. Обучение иноязычной письменной речи студентов неязыковых специальностей на основе автономного подхода : немецкий язык, базовый курс : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. – Ярослаль, 2009. – С. 172-174.
3. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.
4. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/trudnosti-obuchieniia-pis-miennoi-riechi-i-puti-ik.html.
5. Губская, К.В. Реализация межкультурного подхода в процессе обучения иностранному языку школьников 5-6 классов / К.В. Губская. – Челябинск, 2017. – С. 29-33.
6. Арапова, С.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников в мультимедийном образовательном пространстве: диссертация ... кандидата педагогических наук / С.А. Арапова , Пермь, 2015. – С. 78-86.
7. Баньковская, И.Н. Психолого-педагогические особенности обучения письменной речи на иностранном языке / И.Н.Баньковская, Д.Ю.Комиссарова // Наука – образованию, производству, экономике: материалы 15-й Международной научно-технической конференции. – Минск: БНТУ, 2017. – Т. 4. – С. 321-322.
8. Адельшина, Н.А. Психологические особенности овладения письменной речью / Н.А. Адельшина. – Волгоград: Известия ВГПУ, 2018. – С. 94.
9. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/internetseminar2016writing/stati-ucastnikov/obucenie-pismennoj-reci-trudnosti-i-puti-ih-resenia.
10. Osgood, C.E. Lectures on Language Performance. – New York: 1980. – [Electronic resource]. – Mode of access : Psy¬cholinguistics // A Syrvey of Theory and Research Prob¬lems / Ch.E. Osgood, T.A. Sebeok (Ed.).Baltimore, 1954.
11. Будько, М.Е. К проблеме формирования социокультурной компетенции у студентов-медиков / М.Е.Будько // Сб. докладов научно-методической конференции, Минск, БГУ, 20 декабря 2001 г. – Минск: БГУ, 2001. – С. 35-37.
12. Белецкая, Е.С. Развитие социокультурной компетенции на уроках иностранного языка / Е.С.Белецкая, Е.С. Гричановская // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=16024.
13. Крюковская, В.И., Шевченко, Д.А., Шуховская, С.Ф. Обучение письму как неотъемлемая часть формирования социокультурной компетенции при обучении иностранному языку / Юридический колледж Белорусского государственного университета. – Минск: Изд. центр БГУ. – С. 184-189.
14. Рахманов, И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1980. – 120 с.
15. Лапидус, Б.А. Проблемы содержания обучения в языковом вузе / Б.А Лапидус. – М.: Высшая школа, 1986. – 143 с.
16. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, H. И. Гез. – 3-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
17. Шатилов, C.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2103 «Иностр. яз.»] / С.Ф. Шатилов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – С. 55-147.
18. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – 255 с.
19. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
20. Серова, Т.С., Зайцева, Л.В., Шишкина, Л.П. Система упражнений профессионально-ориентированного взаимосвязанного обучения всем видам иноязычной речевой деятельности : Учеб. пособие / ТС. Серова, Л. В. Зайцева, Л.П. Шишкина; Перм. политехн. ин-т, Центр культуры проф. общения. – Пермь: Б. и., 1990. – 130 с.
21. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с. – С. 141.
22. Пассов, Е.И. Обучение письму : учебное пособие. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – С. 2-30.
23. Рогова, Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.» / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов и др.]. – М.: Высш. школа, 1982. – С.167-169.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты