Методика работы социального педагога учреждения общего среднего образования по развитию познавательных способностей у учащихся младшего школьного возраста
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика работы социального педагога учреждения общего среднего образования по развитию познавательных способностей у учащихся младшего школьного возраста»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2021
45.00 BYN
Методика работы социального педагога учреждения общего среднего образования по развитию познавательных способностей у учащихся младшего школьного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
Введение
1. Сущность и содержание деятельности педагога социального учреждения общего среднего образования по развитию познавательных способностей у учащихся младшего школьного возраста
1.1 Общая характеристика учащихся младшего школьного возраста
1.2 Общая характеристика деятельности социального педагога
2. Процедуры, методики и результаты диагностического исследования уровня развития познавательных способностей у учащихся младшего школьного возраста
3. Формы и методы работы педагога социального учреждения общего среднего образования по развитию познавательных способностей у учащихся младшего школьного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современном мире от человека требуется не только владение знаниями, но и, прежде всего, способность самим получать эти знания и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
В современном образовании проблема формирования и развития познавательных способностей у школьников является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно только благодаря его активности и интересу, что в свою очередь способствует формированию самостоятельность и инициативность.
В научной литературе понятие «познавательные способности» встречается в разных интерпретациях и толкованиях. У каждого автора свой подход к определению структуры познавательных способностей.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что формирование познавательных способностей у младших школьников очень актуально для построения учебного процесса, так как школе необходимо прививать ученику стремление постоянно пополнять свои знания помощь в самообразовании, продвижение мотивов, расширение их общего и особого кругозора. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету в процессе познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Проблема познавательных способностей является необходимым компонентом развития таких проблем, как улучшение организации урока, написание учебных пособий, развитие самостоятельности учащихся, повышение квалификации учителей и развитие мышления учащихся.
Объект исследования – процесс развития познавательных способностей у учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования – методика работы педагога социального учреждения общего среднего образования по развитию познавательных способностей у учащихся младшего школьного возраста.
1. Сущность и содержание деятельности педагога социального учреждения общего среднего образования по развитию познавательных способностей у учащихся младшего школьного возраста
1.1 Общая характеристика учащихся младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления знаний. Глубокие изменения, которые происходят в психологическом облике младшего школьника, полагает Г.С. Абрамова, свидетельствуют о широких возможностях индивидуального развития ребенка на данном возрастном этапе [1].
Каждому возрасту присуще свое неповторимое, характерное социальное развитие. Узнав их, станет ясно как формируются определенные психологические образования, которые являются показателем возрастного развития детей. При поступлении в школу, ребенок претерпевает изменения в своем социальном и личностном развитии. В школе ребенок вступает в новую роль – школьника, которая сопровождается новыми правами, обязанностями. В данной роли он знакомится с общественно значимой и полезной деятельностью. И отношения ребенка со сверстниками и взрослыми напрямую зависят от качества выполненной деятельности.
К началу младшего школьного возраста в психологическом развитии ребенка намечаются три линии: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности. По мнению И. В. Дубровиной исходный момент для всех изменений, которые происходят при развитии ребёнка на протяжении этого возрастного периода является развитие школьников в социуме, в сложившейся системе отношений детей и взрослых. Ею в полной мере определяется форма и пути развития детей, виды их деятельности, новые психические свойства, качество и образ жизни. Человек, находясь на определенном возрастном отрезке сталкивается со специфической, единственной социальной средой развития присуще только для определенного возраста [2].
2. Процедуры, методики и результаты диагностического исследования уровня развития познавательных способностей у учащихся младшего школьного возраста
После подробного изучения теоретической и научно-методической литератур по исследуемой проблеме, мы провели опытно-поисковую работу по оценке уровня развития познавательных способностей у младших школьников.
Цель экспериментального исследования – выявить уровень развития познавательных способностей у младших школьников.
Эмпирической базой исследования выступило 25 учащихся 1-го класса. Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается:
- анализом отечественных и зарубежных научных работ по исследуемой проблеме;
- выбором схемы эмпирического исследования, адекватной его задаче;
- применением принятых в науке методик получения эмпирических данных;
- эмпирическим подтверждением теоретических положений данной работы.
Хочется отметить: перед тем, как младшим школьникам был предъявлен тест, экспериментатор полностью ознакомился с инструкцией, детально проработав все моменты дальнейших действий. Тесты не предполагают проведения никаких поправок и переделок, так как этот шаг может поменять надежность и валидность показателей проводимых текстов.
Во время организации исследования мы не допускали, чтобы была создана беспокойная обстановка, напоминающая строгий экзамен, чтобы не стал преобладающим дух соперничества. Наоборот, мы старались создать дружелюбную, уютную, доверительную и тёплую атмосферу, стремились поощрять смекалку и находчивость школьников, стимулировали поиск альтернативных ответов.
3. Формы и методы работы педагога социального учреждения общего среднего образования по развитию познавательных способностей у учащихся младшего школьного возраста
Итак, проведя диагностику познавательных способностей у учащихся, можно дать рекомендации социальному педагогу по развитию познавательных способностей младших школьников, чьи познавательные способности находятся на низком уровне.
Социальным педагогам необходимо проводить работу с родителями школьников и предложить им некоторые рекомендации по развитию познавательных способностей детей.
Ниже представим некоторые рекомендации для родителей школьников:
1. Каждый день спрашивать ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Нужно сделать такие разговоры привычными, чтобы ребёнок чувствовал родительскую заинтересованность в его жизни.
2. Предлагать помощь в выполнении учебного задания. Например, обсудить план сочинения, вместе подобрать литературу, но при этом, писать за ребёнка сочинение не рекомендуется.
3. Учиться вместе с детьми. Посещать интересные места, читать, покупать книги, записаться вместе в городскую библиотеку. Обсуждать вместе с ребёнком прочитанное: что больше всего запомнилось? Что понравилось, а что нет?
4. Читать вместе с детьми книги по ролям. Обсуждая поступки героев.
5. Стараться правильно оценивать знания и достижения ребёнка. Не сравнивать его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).
6. Родителям следует понимать, что люди учатся на своих ошибках, и не ругать детей за совершённые ими ошибки.
Заключение
Таким образом, младший школьник претерпевает изменения в физическом, психическом развитии. Изменяется познавательная сфера ребенка, школьники с интересом готовы вступать в систему отношений со сверстниками и взрослыми, сотрудничать в решении проблемной ситуации.
В процессе исследования было установлено, что у учащихся 1-го класса преобладает уровень развития познавательных способностей низкий (60%). У детей, находящихся на этом уровне возникает интерес на новый материал, познавательная цель не устойчива, решают задание усвоенными ранее способами, но не способны вносит изменения в способ решения. После выполнения действий могут найти ошибки, исправить ее без обоснования. Себя оценить они не могут, ждут внешней оценки со стороны.
8 детей младшего школьного возраста обладают средним уровнем познавательных способностей (32%). Дети с интересом реагируют на новый материал, после решения задания интерес пропадает. В решении задания применяют усвоенный способ, не вносят изменения, могут проконтролировать процесс решения по предложенной схеме, самостоятельно оценивают свои действия.
2 человека (8 %) находятся на высоком уровне развития познавательных способностей. Дети проявляют устойчивый интерес, самостоятельно ставят перед собой задание, вносят коррективы в план решения задания, оценивают свои возможности перед решением и обосновывают свои действия.
Главное в системе работы по развитию познавательных способностей младших школьников – учебно-воспитательный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, необходимо надолго удержать в ребенке чувство радости и интереса. Чаще всего познавательные способности являются доминирующими и при всех обстоятельствах имеет наибольшую личную значимость для детей. Значит социальному педагогу очень важно не только его распознать, но и управлять ими. Развитие познавательных способностей будет эффективно, если создать следующие педагогические условия: создание среды, способствующей развитию познавательных способностей у детей младшего школьного возраста; создание условий, в которых будет проявляться самостоятельность детей; проведение экспериментальной деятельности.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург : Деловая книга, 2000. – 624 с.
2. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2009. – 450 с.
3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л.М. Орлова – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
4. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2007. – 368 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : АСТ, 2005. – 672 с.
6. Гродская, Н. В. Изучение эффективности учебных действий у младших школьников как условие развития их познавательной активности / H. В. Гродская // Формирование познавательной активности школьников: сб. науч. ст. / под ред. В. И. Лозовой. – Харьков, 2011. – С. 43- 49.
7. Артемьева, Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. - Казань: Отечество, 2013.- 157с.
8. Виноградова, Н. Ф. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. – 224 с.
9. Вахрушева, Л. Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе / Л. Н. Вахрушева // Начальная школа. – 2016. –№ 4. – С. 63–68.
10. Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей [Текст]: пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Даниловапод ; ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. – 148 с.
11. Кроль, В. М. Психология и педагогика [Текст]: уч. пособие / В. М. Кроль. – М. : Высшая школа, 2001. – 319 с.
12. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Том 4. Детская психология / Л. С. Выготский. М. : Книга по требованию, 2013. - 432 с.
13. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
14. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. – Воронеж : Издательство Институт практической психологии, 1972. – С. 272-317.
15. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 414 c.
16. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. – 280 с.
17. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А.В.Мудрик. – М., 1997. – 364 с
18. Василькова, Ю.В. Социальный педагог : педагогический опыт и методы работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.В. Василькова. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
19. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Т.С. Капелевич. – Минск : Новое знание, 2007. – 346 с.
20. Гукасова Г. С. Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 277-279.
21. Капелевич, Т.С. Организация социально-педагогической работы в школе : пособие для педагогов социальных учреждений общ. сред. Образования / Т.С. Капелевич. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 240 с.
22. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой.– Москва: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты