Основы формирования гендерной культуры учащихся
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Основы формирования гендерной культуры учащихся»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Основы формирования гендерной культуры учащихся
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Средняя школа №50, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тренинг по формированию гендерной культуры учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тренинг по формированию гендерной культуры учащихся.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
1.1 Проблемы гендерной культуры современного социума
1.2 Сущность понятий «гендер», «гендерная культура», «гендерная роль» в психолого-педагогических, социологических, философских исследованиях
1.3 Социально-биологические и психологические особенности гендерного подхода к организации воспитания и обучения школьников
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Осуществление гендерного образования и воспитания учащихся в ходе учебного процесса (анализ содержания учебных предметов)
2.2 Формирование гендерной культуры школьников в сфере внеклассной деятельности (на примере ГУО «Средняя школа № 50 г. Гомеля»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современна я школа – это то учреждение образования, где учащиеся не просто получают знания в готовом виде, но и становятся активными участниками и субъектами социального взаимодействия, оттаивают навыки социального общения как со сверстниками, стоящими с ними на одной ступеньке иерархической лестницы, так и с педагогами, являющимися для них авторитетом. Уже в школе в сознание ученика формируется понятие и практическая значимость гендерных стереотипов, вырабатываются гендерные модели отношений и поведения, которые определяют успешность во взаимодействии с лицами противоположного пола.
Формирование гендерной культуры – одна из самых актуальных проблем современного среднего образования. В предшествующие периоды развития отечественного образования на гендерных аспектах обучения и воспитания учащихся не заострялось внимание. Сегодня большинство исследователей согласно с необходимостью построения учебно-воспитательного процесса школы с опорой на гендерный аспект, который предполагает, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько их воспитанием и представлениями о сущности мужского и женского начал, общих в каждой культуре. Пол человека – это естественная основа его личности.
В современной социально-экономической ситуации актуальность развития гендерной культуры мальчиков и девочек обусловлена тем, что общество декларативно признает гендерное равенство, но в реальной жизни наблюдается гендерная асимметрия общих социальных и семейных норм, стереотипов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ УАЩИХСЯ
1.1 Проблемы гендерной культуры современного социума
С незапамятных времен люди делятся на мужчин и женщин не только по их сексуальным и физиологическим особенностям, но и по социально-психологическим различиям.
Современное общество уделяет все большее внимание проблеме гендерного неравенства в связи с развитием процесса глобализации и рядом связанных с этим политических и социально-экономических последствий. Организация Объединенных Наций считает это глобальной проблемой и призывает государства изменить существующие гендерные модели, которые поддерживают систему неравных ценностей и двойных стандартов [14].
В настоящее время существует даже интегральный показатель, который отражает существующее неравенство в возможностях достижения результатов между мужчинами и женщинами в трех измерениях: репродуктивное здоровье, расширение прав и возможностей и рынок труда.
Индекс гендерного неравенства был представлен Секретариатом Всемирного экономического форума в Женеве в 2010 году и используется Организацией Объединенных Наций в докладах о развитии человеческого потенциала. В то же время большинство документов, предложенных ООН и другими международными организациями, содержат утверждение о том, что равенство между мужчинами и женщинами способствует полноценному социально-экономическому и демографическому развитию общества.
18 декабря 1979 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая ознаменовала официальное признание факта гендерного неравенства в мире, а также объявила такое положение дел неприемлемым.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Осуществление гендерного образования и воспитания учащихся в ходе учебного процесса (анализ содержания учебных предметов)
В школе гендерное образование реализуется в образовательном процессе. Круг предметов, преподаваемых в школе, включает вопросы, связанные с нравственным и сексуальным воспитанием.
Естественно-научные предметы дают детям научную информацию, связанную с биологическими процессами в природе и человеке. На уроках ботаники учащиеся узнают о способах распространения плодов и семян в природе, а также знакомятся с этими явлениями во время экскурсий.
Изучение зоологии дает подросткам знания о природе и репродуктивных функциях различных животных. Это создает в сознании школьников представление о естественности половых различий в природе, причинах и методах размножения [12].
Анатомия, физиология и гигиена человека знакомят детей со специальным разделом: «Размножение и развитие». В нем говорится о половых органах, железах и клетках, об оплодотворении, развитии человеческого эмбриона, особенностях формирования его организма, важности физического воспитания для нормального развития. Отдельный раздел посвящен особенностям периода полового созревания, особенностям его течения у мальчиков и девочек. Подчеркивается опасность алкоголя и никотина для развития организма в целом и, особенно, в этом возрасте.
Подростковый возраст характеризуется как время повышенной эмоциональности, необъяснимой тревоги, спутанности чувств. Повышается внимание мальчиков и девочек друг к другу. В физиологическом плане дети узнают о половом акте, эмбриональном и внутриутробном периодах внутриутробного развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, формирование гендерной культуры не является новой и не единственной проблемой в общеобразовательных учреждениях, но акцент на гендерно-ролевых различиях делает это направление более популярным в обществе и представляет интерес для дальнейшего исследования проблемы.
Современная педагогика выдвигает ряд требований к реализации гендерного подхода в обучении:
– учет социальных факторов в обучении (статус ученика в классе, внутришкольные и различные внешние воздействия);
– индивидуализация обучения на основе учета физических и психологических особенностей личности студента;
– дифференциация обучения с точки зрения пола, т. е. группировка студентов по полу для обучения по несколько различным учебным планам и переменным учебным планам;
– предоставление студентам возможности изучать учебные предметы в индивидуальном темпе: быстро или медленно;
– создание различных видов методов обучения и рекомендаций по их использованию в разных группах учащихся, сгруппированных по полу (возможно, это новые учебники, компьютерные программы, тесты для индивидуального контроля, личные тетради для самостоятельной работы и т.д.);
– преобладающее преподавание в малых классах, группах, где есть возможность реализации гендерного подхода, отказ от жесткой классной системы как неприемлемой для определенных категорий учащихся.
Рекомендации:
Рекомендации:
– запланировать педагогические советы, производственные совещания по проблеме формирования гендерной культуры учащихся;
1. Абраменкова, В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 2003. – № 5. – С. 103–120.
2. Андронникова, О. О. Гендерная дифференциация в психологии / О. О. Андронникова. – М. : Вузовский учебник, Инфра-М, 2014. –272 c.
3. Бадирова, З. А. Классные часы и беседы для девушек (6 – 11 классы) / З. А. Бадирова, А. В. Козлова. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
4. Бендас, Т. В. Гендерная психология : учеб. пособие / Т. В. Бендас. – СПб. : Питер, 2005. – 431 с.
5. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб. : Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с
6. Бурова, С. Н. Гендерное воспитание : учеб.-метод, пособие / С. Н. Бурова, О. А. Янчук. – Минск : БАМХЖ, 2006. – 82 с.
7. Воронина, О. А. Гендерная культура в России: традиции и новации [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; О. А. Воронина. – М. : ИФ РАН, 2018. – 111 с.
8. Гендерная психология / Под ред. И. С. Клециной. – СПб. : Питер, 2009. – 496 c.
9. Грошев, И. В. Психофизиологические различия мужчин и женщин / И. В.Грошев. – М. : МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 464 с.
10. Дьячкова, Н. А. Гендерный подход в обучении школьников / Н. А. Дьячкова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 20. – С. 14 – 15.
11. Евтушенко, И. Н. Гендерный подход в образовании / И. Н. Евтушенко // Начальная школа. – 2011. – № 9. – С. 22 – 23.
12. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки – два разных мира : нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. – М. : ЛИНКО-ПРЕСС, 1988. – 184 с.
13. Захарова, С. Н. Гендерное воспитание детей и учащейся молодежи : учеб.-метод. пособие / С. Н. Захарова, В. В. Чечет. – Минск : БГУ, 2011. – 119 с.
14. Клецина, И. С. Гендерная социализация. Учебное пособие / И. С. Клецина. – СПб. : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 92 с.
15. Козлов, В.В., Шухова, Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов / В.В. Козлов, Н. А. Шухова. – М. : Речь, 2010. – 269 c.
16. Коновальчик, Е. А. Воспитание гендерной культуры учащихся : пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / Е. А. Коновальчик, Г. Е. Смотрицкая. – Минск : Нац. ин-т образования, 2008. – 96 с.
17. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. – № 2. – С. 3–19.
18. Надолинская, Л. Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование / Л. Н. Надолинская // Педагогика. – 2004. – С. 95 – 97.
19. Пол. Гендер: справочное пособие для государственных служащих. Проект ПРООН «Интеграция гендерного равенства в работу программы развития». – Минск : Пропилеи, 2005. – 112 с.
20. Словарь гендерных терминов / под ред. А.А.Денисовой. – М. : Информация – XXI век, 2002. – 256 с.
21. Смотрицкая, Г. Е. Основы гендерных знаний : учеб.-метод, пособие / Г. Е. Смотрицкая. – Минск : БГУФК, 2005. – 52 с.
22. Смотрицкая, Г. Е. Социализация учащихся средней общеобразовательной школы : гендерный контекст : метод, рекомендации для учителей средних общеобразовательных школ / Г. Е. Смотрицкая. – Минск : РИВШ, 2006. – 34 с.
23. Степанова, Л. Г. Введение в гендерную психологию. Курс лекций / Л. Г. Степанова. – М. : Московский психолого-социальный университет (МПСУ); Воронеж: МОДЭК, 2012. – 299 c.
24. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспи¬тания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.
25. Штылёва, Л. В. Фактор пола в образовании : гендерный подход и анализ / Л. В. Штылёва. – М. : ПЕР СЭ. – 2008. – 316 с.
26. Панаева, Т. В., Мунтянова, О. Г., Матвеева, Е. З. Реализация гендерного подхода во внеурочное время / Т. В. Панаева, О. Г. Мунтянова, Е. З. Матвеева [и др.] // Молодой ученый. – 2018. – № 14 (200). – С. 65 – 67.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тренинг по формированию гендерной культуры учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тренинг по формированию гендерной культуры учащихся.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты