ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
1.1 Проблемы гендерной культуры современного социума
1.2 Сущность понятий «гендер», «гендерная культура», «гендерная роль» в психолого-педагогических, социологических, философских исследованиях
1.3 Социально-биологические и психологические особенности гендерного подхода к организации воспитания и обучения школьников
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Осуществление гендерного образования и воспитания учащихся в ходе учебного процесса (анализ содержания учебных предметов)
2.2 Формирование гендерной культуры школьников в сфере внеклассной деятельности (на примере ГУО «Средняя школа № 50 г. Гомеля»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современна я школа – это то учреждение образования, где учащиеся не просто получают знания в готовом виде, но и становятся активными участниками и субъектами социального взаимодействия, оттаивают навыки социального общения как со сверстниками, стоящими с ними на одной ступеньке иерархической лестницы, так и с педагогами, являющимися для них авторитетом. Уже в школе в сознание ученика формируется понятие и практическая значимость гендерных стереотипов, вырабатываются гендерные модели отношений и поведения, которые определяют успешность во взаимодействии с лицами противоположного пола.
Формирование гендерной культуры – одна из самых актуальных проблем современного среднего образования. В предшествующие периоды развития отечественного образования на гендерных аспектах обучения и воспитания учащихся не заострялось внимание. Сегодня большинство исследователей согласно с необходимостью построения учебно-воспитательного процесса школы с опорой на гендерный аспект, который предполагает, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько их воспитанием и представлениями о сущности мужского и женского начал, общих в каждой культуре. Пол человека – это естественная основа его личности.
В современной социально-экономической ситуации актуальность развития гендерной культуры мальчиков и девочек обусловлена тем, что общество декларативно признает гендерное равенство, но в реальной жизни наблюдается гендерная асимметрия общих социальных и семейных норм, стереотипов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ УАЩИХСЯ
1.1 Проблемы гендерной культуры современного социума
С незапамятных времен люди делятся на мужчин и женщин не только по их сексуальным и физиологическим особенностям, но и по социально-психологическим различиям.
Современное общество уделяет все большее внимание проблеме гендерного неравенства в связи с развитием процесса глобализации и рядом связанных с этим политических и социально-экономических последствий. Организация Объединенных Наций считает это глобальной проблемой и призывает государства изменить существующие гендерные модели, которые поддерживают систему неравных ценностей и двойных стандартов [14].
В настоящее время существует даже интегральный показатель, который отражает существующее неравенство в возможностях достижения результатов между мужчинами и женщинами в трех измерениях: репродуктивное здоровье, расширение прав и возможностей и рынок труда.
Индекс гендерного неравенства был представлен Секретариатом Всемирного экономического форума в Женеве в 2010 году и используется Организацией Объединенных Наций в докладах о развитии человеческого потенциала. В то же время большинство документов, предложенных ООН и другими международными организациями, содержат утверждение о том, что равенство между мужчинами и женщинами способствует полноценному социально-экономическому и демографическому развитию общества.
18 декабря 1979 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая ознаменовала официальное признание факта гендерного неравенства в мире, а также объявила такое положение дел неприемлемым.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Осуществление гендерного образования и воспитания учащихся в ходе учебного процесса (анализ содержания учебных предметов)
В школе гендерное образование реализуется в образовательном процессе. Круг предметов, преподаваемых в школе, включает вопросы, связанные с нравственным и сексуальным воспитанием.
Естественно-научные предметы дают детям научную информацию, связанную с биологическими процессами в природе и человеке. На уроках ботаники учащиеся узнают о способах распространения плодов и семян в природе, а также знакомятся с этими явлениями во время экскурсий.
Изучение зоологии дает подросткам знания о природе и репродуктивных функциях различных животных. Это создает в сознании школьников представление о естественности половых различий в природе, причинах и методах размножения [12].
Анатомия, физиология и гигиена человека знакомят детей со специальным разделом: «Размножение и развитие». В нем говорится о половых органах, железах и клетках, об оплодотворении, развитии человеческого эмбриона, особенностях формирования его организма, важности физического воспитания для нормального развития. Отдельный раздел посвящен особенностям периода полового созревания, особенностям его течения у мальчиков и девочек. Подчеркивается опасность алкоголя и никотина для развития организма в целом и, особенно, в этом возрасте.
Подростковый возраст характеризуется как время повышенной эмоциональности, необъяснимой тревоги, спутанности чувств. Повышается внимание мальчиков и девочек друг к другу. В физиологическом плане дети узнают о половом акте, эмбриональном и внутриутробном периодах внутриутробного развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, формирование гендерной культуры не является новой и не единственной проблемой в общеобразовательных учреждениях, но акцент на гендерно-ролевых различиях делает это направление более популярным в обществе и представляет интерес для дальнейшего исследования проблемы.
Современная педагогика выдвигает ряд требований к реализации гендерного подхода в обучении:
– учет социальных факторов в обучении (статус ученика в классе, внутришкольные и различные внешние воздействия);
– индивидуализация обучения на основе учета физических и психологических особенностей личности студента;
– дифференциация обучения с точки зрения пола, т. е. группировка студентов по полу для обучения по несколько различным учебным планам и переменным учебным планам;
– предоставление студентам возможности изучать учебные предметы в индивидуальном темпе: быстро или медленно;
– создание различных видов методов обучения и рекомендаций по их использованию в разных группах учащихся, сгруппированных по полу (возможно, это новые учебники, компьютерные программы, тесты для индивидуального контроля, личные тетради для самостоятельной работы и т.д.);
– преобладающее преподавание в малых классах, группах, где есть возможность реализации гендерного подхода, отказ от жесткой классной системы как неприемлемой для определенных категорий учащихся.
Рекомендации:
– запланировать педагогические советы, производственные совещания по проблеме формирования гендерной культуры учащихся;
1. Абраменкова, В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 2003. – № 5. – С. 103–120.
2. Андронникова, О. О. Гендерная дифференциация в психологии / О. О. Андронникова. – М. : Вузовский учебник, Инфра-М, 2014. –272 c.
3. Бадирова, З. А. Классные часы и беседы для девушек (6 – 11 классы) / З. А. Бадирова, А. В. Козлова. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
4. Бендас, Т. В. Гендерная психология : учеб. пособие / Т. В. Бендас. – СПб. : Питер, 2005. – 431 с.
5. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб. : Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с
6. Бурова, С. Н. Гендерное воспитание : учеб.-метод, пособие / С. Н. Бурова, О. А. Янчук. – Минск : БАМХЖ, 2006. – 82 с.
7. Воронина, О. А. Гендерная культура в России: традиции и новации [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; О. А. Воронина. – М. : ИФ РАН, 2018. – 111 с.
8. Гендерная психология / Под ред. И. С. Клециной. – СПб. : Питер, 2009. – 496 c.
9. Грошев, И. В. Психофизиологические различия мужчин и женщин / И. В.Грошев. – М. : МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 464 с.
10. Дьячкова, Н. А. Гендерный подход в обучении школьников / Н. А. Дьячкова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 20. – С. 14 – 15.
11. Евтушенко, И. Н. Гендерный подход в образовании / И. Н. Евтушенко // Начальная школа. – 2011. – № 9. – С. 22 – 23.
12. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки – два разных мира : нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. – М. : ЛИНКО-ПРЕСС, 1988. – 184 с.
13. Захарова, С. Н. Гендерное воспитание детей и учащейся молодежи : учеб.-метод. пособие / С. Н. Захарова, В. В. Чечет. – Минск : БГУ, 2011. – 119 с.
14. Клецина, И. С. Гендерная социализация. Учебное пособие / И. С. Клецина. – СПб. : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 92 с.
15. Козлов, В.В., Шухова, Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов / В.В. Козлов, Н. А. Шухова. – М. : Речь, 2010. – 269 c.
16. Коновальчик, Е. А. Воспитание гендерной культуры учащихся : пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / Е. А. Коновальчик, Г. Е. Смотрицкая. – Минск : Нац. ин-т образования, 2008. – 96 с.
17. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. – № 2. – С. 3–19.
18. Надолинская, Л. Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование / Л. Н. Надолинская // Педагогика. – 2004. – С. 95 – 97.
19. Пол. Гендер: справочное пособие для государственных служащих. Проект ПРООН «Интеграция гендерного равенства в работу программы развития». – Минск : Пропилеи, 2005. – 112 с.
20. Словарь гендерных терминов / под ред. А.А.Денисовой. – М. : Информация – XXI век, 2002. – 256 с.
21. Смотрицкая, Г. Е. Основы гендерных знаний : учеб.-метод, пособие / Г. Е. Смотрицкая. – Минск : БГУФК, 2005. – 52 с.
22. Смотрицкая, Г. Е. Социализация учащихся средней общеобразовательной школы : гендерный контекст : метод, рекомендации для учителей средних общеобразовательных школ / Г. Е. Смотрицкая. – Минск : РИВШ, 2006. – 34 с.
23. Степанова, Л. Г. Введение в гендерную психологию. Курс лекций / Л. Г. Степанова. – М. : Московский психолого-социальный университет (МПСУ); Воронеж: МОДЭК, 2012. – 299 c.
24. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспи¬тания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.
25. Штылёва, Л. В. Фактор пола в образовании : гендерный подход и анализ / Л. В. Штылёва. – М. : ПЕР СЭ. – 2008. – 316 с.
26. Панаева, Т. В., Мунтянова, О. Г., Матвеева, Е. З. Реализация гендерного подхода во внеурочное время / Т. В. Панаева, О. Г. Мунтянова, Е. З. Матвеева [и др.] // Молодой ученый. – 2018. – № 14 (200). – С. 65 – 67.