Промышленный туризм и его динамика в Республике Беларусь
МКП (Минский колледж предпринимательства)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Промышленный туризм и его динамика в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Организация туризма»
2021
45.00 BYN
Промышленный туризм и его динамика в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Организация туризма
Организация: БелАЗ, ОАО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сертификат менеджмента качества.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Программа экскурсии.
Поделиться
Введение
Глава 1. Общая характеристика промышленного туризма
1.1 Понятие и сущность промышленного туризма
1.2 Промышленный туризм в мире
Глава 2. Объекты и динамика промышленного туризма в Республике Беларусь
2.1 Промышленный туризм в Беларуси
2.2 Объекты промышленного туризма в Беларуси
Глава 3. Промышленный туризм на базе ОАО «БелАз»
3.1 Общая характеристика предприятия
3.2 Экскурсии, проводимые на базе ОАО «БелАз»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что туристический бизнес является очень перспективным направлением деятельности и привлекательным в инвестиционном плане. В современных условиях в рамках развития туризма в целом, его секторов, форм, видов и технологий появляются и распространяются новые туристские реалии, одной из которых является промышленный туризм. Данное туристическое направление позволяет познакомиться с земными недрами при посещении шахт, увидеть производственные ландшафты, изучить историю развития отдельных отраслей промышленности, выявить особенности производства продукции в рамках организации промышленных экскурсий.
Промышленный туризм в методологическом и практическом плане относится к числу малоисследованных. Этому направлению уделено недостаточное внимание, и оно требует дальнейшего научного исследования. С точки зрения региона, развитие промышленного туризма является действенным механизмом в создании и продвижении положительного имиджа данной территории и эффективным инструментом маркетинга для привлечения инвесторов и туристов.
Кроме того, реализация проектов по организации промышленного туризма является катализатором в других секторах экономики данного региона, связанного с обслуживанием туристского потока, к ним можно отнести: питание, размещение, перевозки и прочее, что, в свою очередь, положительным образом скажется на местном бюджете за счет налоговых поступлений в связи с увеличением товарооборота, развития малого и среднего бизнеса, инвестиционной привлекательности, прямой и косвенной занятости и других факторов.
В Беларуси накоплен определенный опыт реализации программ промышленного туризма. В июле 2015 г. стартовал проект «БелАЗ – бренд Беларуси». Экскурсия предполагает не только посещение музея предприятия, выставки техники, но и наблюдение за процессом сборки карьерных самосвалов.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА
1.1 Понятие и сущность промышленного туризма
Промышленный туризм – в целом малоизученная сфера, в которой не выявлены четкие представления и понятия. Непосредственно термин «промышленный туризм» используется в разных значениях. Так, например, за рубежом это словосочетание означает коммерческий подход к туризму. В данном контексте, промышленный туризм в маркетинговых исследованиях соответствующего профиля рассматривается как товар для массового потребления. При этом, в отдельных регионах промышленный туризм – это экскурсии на действующие промышленные предприятия, в других – особое значение придается объектам индустриального наследия (ФРГ, Франция) [17].
Современный туризм развивается весьма динамично, уверенно наращивая и показатели количества посещений, и объемы финансового вклада в развитие территорий. Рост реальных доходов населения вкупе с все большим разнообразием предоставляемых туристических услуг способствует увеличению спроса на отдых. Значительной части представителей современного турпотока уже недостаточно посещения классических достопримечательностей территории. Им нужны новые, яркие, необычные впечатления, которые вполне может обеспечить сфера индустриального туризма [2].
Особо привлекательными становятся города, располагающие альтернативным сочетанием и классических достопримечательностей, и промышленных объектов, которые могут вызвать интерес у туристов. Таким образом, формируются новые факторы развития промышленного туризма, стимулируя возможность дополнительного дохода местному бюджету [3].
Рост популярности промышленного туризма свидетельствует о смещении акцента в пользу образовательной составляющей визитов, позволяющей расширить кругозор туристов за счет новых знаний и впечатлений.
2. ОБЪЕКТЫ И ДИНАМИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Промышленный туризм в Беларуси
Промышленный туризм стал активно развиваться в конце XX века, и его популярность продолжает расти. Это во многом обусловлено общими тенденциями развития туризма, такими как индивидуализация запросов путешественников, смещение вектора их мотивации с пассивного отдыха и развлечений на активность, обучение и личные открытия, экологизация сознания туристов, максимальная диверсификация и дифференциация предложения [8].
Развитие промышленного туризма отвечает интересам всех участников данного процесса. Так, для туристских компаний это способ диверсификации предложения и освоения новых сегментов потребителей. Для посещаемых предприятий экскурсии являются источником дохода, инструментом продвижения их продукта, PR, а также эффективной формой поиска инвесторов и работы с партнерами. Именно поэтому в странах Европы и Америки компании значительное внимание уделяют данному направлению деятельности, особенно в США, где в настоящее время почти не осталось компаний, закрытых для публики. На уровне регионов и даже страны в целом эффект от развития промышленного туризма выражается не только в позитивном влиянии на экономические показатели, но и в формировании бренда конкретной территории [2].
Несмотря на вышеуказанное, вопросы развития промышленного туризма все еще слабо освещены в научных работах не только белорусских, но и зарубежных исследователей. Частично это объясняется различиями в используемой авторами терминологии, недостатком статистических данных для анализа и сложностью их сбора, а также многокомпонентностью туристского продукта, позволяющей сочетать в рамках одной поездки различные виды туризма и затрудняющей оценку вклада каждого из них в формирование общего эффекта от туризма.
3. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ НА БАЗЕ ОАО «БЕЛАЗ»
3.1 Общая характеристика предприятия
В 1946 году Постановлением Верховного Совета БССР 11.09.1946 №137/308 принято решение о строительстве завода торфяного машиностроения. В 1950 году предприятие выпустило первую продукцию. Поливомоечная машина Д-298. В 1958 году Предприятие получило новое имя — «Белорусский автомобильный завод». Из ворот предприятия вышел первый 25-тонный самосвал МАЗ-525. В 1966 году на Белорусском автозаводе приступили к серийному выпуску самосвала БЕЛАЗ-548А грузоподъемностью 40 тонн — базового самосвала класса грузоподъемности 40—45 тонн.
В 1978 году был начат выпуск аэродромных тягачей для буксировки самолетов со взлетным весом 100 тонн. В 1995 Белорусскому автомобильному заводу присуждена «Международная бриллиантовая звезда качества» Мексиканского института маркетинга. В 1998 году на ПО «Белорусский автомобильный завод» началась реконструкция действующего производства, сориентированная на обновление выпускаемой номенклатуры карьерной техники, разработку новых моделей, повышение качества и технического уровня как отдельных узлов и систем, так и выпускаемой техники в целом [13].
В 2013 был создан первый в мире карьерный самосвал грузоподъемностью 450 тонн (500 кор.т). 21 августа 2014 г. в разрезе «Черниговец» ЗАО «Холдинговая компания «Сибирский деловой союз» запущен в промышленную эксплуатацию первый самосвал грузоподъемностью 450 тонн БЕЛАЗ-7571. Также, в 2014 году карьерный самосвал грузоподъемностью 450 тонн БЕЛАЗ-75710 занесен в «Книгу рекордов СНГ» и «Книгу рекордов Европы» [13].
По данным навигационной системы в феврале 2015 года карьерный самосвал БЕЛАЗ-75710 перевез первый миллион тонн груза. 29 апреля с конвейера сошел 1000-й карьерный самосвал БЕЛАЗ-7530 грузоподъемностью 220 тонн.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе, на основании проведенного анализа были сделаны следующие выводы:
Современная практика свидетельствует об усилении интереса ко многим аспектам развития промышленного туризма, и по прогнозам такая тенденция сохранится. Этот увлекательный вид туризма становится все более доступным. Тем более, что данное направление не требует специальной подготовки участников процесса или сооружения каких-то особых объектов. Все больше становится тех компаний, которые принимают экскурсантов на своих производственных площадках. В этом ощущается поддержка городских властей, которые помогают предприятиям реализовать потенциальные преимущества, гарантируя качество и привлекательность туров. Регионы, города и отдельные компании демонстрируют близость интересов по улучшению своего имиджа, а также по увеличению доходности туризма производственного направления.
В своей работе изучила особенности развития мирового промышленного туризма, проанализировала динамику промышленного туризма в Республике Беларусь, показала особенности промышленного туризме на ОАО «БелАЗ».
На сегодняшний день в мире существует огромное количество городов, успешно использующих туристические экскурсии на действующие производства как инструмент маркетинга территории. В данный момент туризм является приоритетным направлением социально-экономического развития Республики Беларусь. В стране для доступа туристам открыты несколько десятков предприятий, таких как: ОАО «Минский тракторный завод», ОАО «БЕЛАЗ», ОАО «Пивзавод Оливария», СОАО «Коммунарка» и др. Потребителями такой туристической услуги все чаще являются школьники и студенты, а также официальные иностранные делегации. Потенциал данного вида услуг для иностранных граждан еще не полностью раскрыт.
1. Аноприева, Е.В. Промышленный туризм в развитии территорий: от теории к практике // Материалы международной научно-методической конференции профессорско преподавательского состава и аспирантов. Белгородский университет кооперации, экономики и права. - 2017. - С. 41-45.
2. Беларусь в современном мире: материалы XVII Междунар. науч. конф., посвящ. 97-летию образования Белорус. гос. ун-та, Минск, 26 окт. 2018 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В. Г. Шадурский (пред.) [и др.]. — Минск : БГУ, 2018. — С. 240-241.
3. Гарнов, А.П. Актуальность системного формирования промышленного туризма / А.П. Гарнов // Вестник РЭУ. – 2012. – № 2. – С. 60–63.
4. Докашенко, Л.В. Промышленный туризм как эффективный инструмент развития экономики региона // Формирование рыночного хозяйства: теория и практика: сборник научных статей, выпуск 14 - Оренбург: ООО ИПК "Университет". - 2013. - 222 с.
5. Клейменова, Е.О. Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма [Текст] / Е.О. Клейменова, А.О. Чулакова // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 256-259.
6. Крицкая, О.А. Промышленный туризм как перспективное направление развития регионального туризма / О.А. Крицкая. - Экономика сферы сервиса: проблемы и перспективы. - Омск: Омский государственный технический университет, 2018. - С. 156 - 158.
7. Макринова, Е.И. Виды и тенденции развития туризма. Учебное пособие. - БУКЭП. - 2017. - 333 с.
8. Материалы 75-ой научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: материалы конф. В 3 ч. Ч. 3, Минск, 14–23 мая 2018 г. / Белорус. гос. ун-т, Гл. упр. науки ; редкол.: В. Г. Сафонов (пред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2018. – С. 134-136.
9. Международные отношения: история, теория, практика : материалы IX науч.-практ. конф. молодых ученых фак. междунар. отношений БГУ, Минск, 1 февр. 2019 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В. Г. Шадурский (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2019. – С. 134-139.
10. Никулина, Ю.Н. Промышленный туризм в мировой практике: особенности организации и тенденции развития / Ю.Н. Никулина. - Интеллект. Инновации. Инвестиции. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017. - С. 40 - 44.
11. Никулина, Ю.Н. Промышленный туризм в системе взаимодействия вузов и предприятий: содержание и перспективы развития: монография / Ю.Н. Никулина, Г.В. Струзберг. – Москва: Издательство «Перо», 2015. – 188 с.
12. Никулина, Ю.Н. Роль промышленных экскурсий в становлении конкурентоспособного специалиста / Ю.Н. Никулина // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 8–1 (61–1). – С. 589–593.
13. Официальный сайт ОАО «БелАз» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belaz.by/
14. Туры [Электронный ресурс] // Туристско – экскурсионное унитарное предприятие «Беларустурист». – Режим доступа: https://www.belarustourist.by/avtobusnye-tury/
15. Шестакова, Е.В. Обоснование эталонной системы показателей оценки развития промышленных предприятий / Е.В. Шестакова // Научное обозрение: теория и практика. – 2015. – № 3. – С. 15–26.
16. Экскурсии на производство [Электронный ресурс] // Экскурсии по Беларуси – Белорусский экскурсионный портал. – Режим доступа: https://ekskursii.by/?Ekskursii_na _proizvodstvo
17. Boros, L. Industrial tourism – trends and opportunities / L. Boros, Z. Martyin, V. Pal // Forum Geographic / ed. by Studiisicercetari de geografiesiprotectiamediului. – Hungary, 2013. – pp. 108–114.
18. Govers, R. Promoting Tourism Destination Image/ Govers, R., Go F, M., Kumar K.// Journal of Travel Research. – 2009. – № 46. – p. 15-23.
19. Mitchell, M.A. and Orwig, R.A. 2002. Consumer experience tourism and brand bonding. Journal of Product and Brand Management, Vol. 11 (no. 1), pp. 30-41.
20. Otgaar, A. Industrial tourism: Where the Public Meets the Private / A. Otgaar. – Rotterdam: Erasmus University of Rotterdam, 2014. – 260 p.
21. Swarbrooke, J. The Development and Management of Visitor Attractions/ Swarbrooke, J./ 2-nd ed. Burlington. – Butterworth-Heinemann, 2002.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сертификат менеджмента качества.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Программа экскурсии.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты