Переживание одиночества и субъективное благополучие в подростковом возрасте и связь между ними
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Переживание одиночества и субъективное благополучие в подростковом возрасте и связь между ними»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Переживание одиночества и субъективное благополучие в подростковом возрасте и связь между ними
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа №1, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Изучение переживания одиночества в психологии
1.2 Подходы к понятию субъективного благополучия
1.3 Особенности переживания одиночества и субъективного благополучия в подростковом возрасте
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования связи переживания одиночества и субъективного благополучия в подростковом возрасте
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема изучения одиночества во взаимосвязи с субъективным благополучием в подростковом возрасте не теряет своей актуальности. Это обусловлено, что именно в подростковом возрасте человек начинается стремиться к рефлексии, пониманию себя, установлению эмоциональных отношении с другими людьми. Подросток на фоне недостаточной осознанности самого себя при фрустрации значимого для него общения, нереализованной потребности в близком общении часто сталкивается с чувством одиночества.
Испытываемые подростками негативные переживания, связанные с переживанием свой не включенности в группу сверстников, влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин социальной дезадаптации. Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения к обществу, к развитию форм поведения, направленных на противоборство с ним или уход от него: криминальные, алкоголизм, наркомания и др.
Субъективно благополучие представляет собой необходимое условие всестороннего и гармоничного развития. Подростковый возраст является одним из наиболее сложных и противоречивых в жизни человека. Форсированное формирование качественных новообразований психики может повлечь за собой неуверенность в себе, непонимание своих истинных желаний, достоинств и недостатков, ожидание антипатичного отношения других и потерю интереса к своему внутреннему миру. Это создает основу для негативных переживаний подростка, подталкивает его к выбору общественно неприемлемых способов поведения, к саморазрушению и причинению вреда собственному здоровью, как следствие – угрозам субъективному благополучию
Изучением проблемы одиночества и возрастных ее особенностей занимались С.Г. Корчагина, Л.А. Пьянкова, А. Лэнгле, Л.Ф. Вязникова, А.О. Вырупаева, Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев, К. Роджерс и др.
Проблема субъективного благополучия в современной психологии является достаточно разработанной. Изучение проблемы субъективного благополучия занимались многие отечественные (Р.Т. Алимбаева, Н.А. Батурин, А.В. Воронина, P.M. Шамионов, Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко, О.С. Ширяева и др.) и зарубежные ученые (Н. Брэдбурн, Э. Диннер, К. Рифф, М. Селигман, Х. Фридман и др.).
Однако, проблема изучения связи переживания одиночества и субъективного благополучия в подростковом возрасте в современной психологи остается недостаточно освещенной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Изучение переживания одиночества в психологии
В современной психологии существуют различные взгляды на понимание одиночества. В зарубежной психологии феномен одиночества рассматривается в рамках таких подходов как: интеракционистский, экзистенциальный, гуманистический, общесистемный.
В контексте интеракционистского подхода одиночество рассматривается как результат комбинированного воздействия личностного и ситуативного факторов, как нормальная реакция индивида на дефицит социальных взаимодействий, удовлетворяющих основным социальным запросам личности. Представитель этого подхода Р. Вейс отмечает, что одиночество – это сочетание или интеракция двух факторов – ситуативного и личностного. С одной стороны, некоторые индивиды имеют субъективно-личностную предрасположенность к одиночеству. С другой стороны, определенные социальные ситуации детерминируют возникновение одиночества. Сочетание в том или ином виде обоих аспектов сказывается на количестве взаимодействий личности с другими людьми, приводя либо к эмоциональному переживанию одиночества, либо к восприятию социальной изолированности [19, с. 32].
Интеракционистский подход рассматривает одиночество как состояние, переживаемое многими (если не большинством) на протяжении всей жизни. По Р. Вейсу, одиночество в своем проявлении делится на два основных типа: социальное и эмоциональное, которые имеют разные предпосылки и аффективные реакции. Социальное одиночество обусловлено отсутствием доступного круга социального общения, значимых дружеских связей или чувства общности, а эмоциональное – отсутствием тесной, интимной привязанности к конкретному человеку. Эмоциональное одиночество находит свой выход в целой серии состояний - внутренней пустоте, тревоге, обеспокоенности. Социальное одиночество проявляется во всевозрастающем чувстве собственной маргинальности [19, с. 33].
В рамках когнитивного подхода к изучению одиночества принято считать, что познание считается одним из факторов, определяющих связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Как только человек осознает (познает) несоответствие между желаемым и достигнутым уровнями собственных социальных контактов, он чувствует одиночество. Следовательно, одиночество выступает конструктом сознания и только обозначив, осознав себя одиноким, человек может почувствовать это состояние [8, с. 129].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления влияния связи переживания одиночества и субъективного благополучия в подростковом возрасте нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление связи переживания одиночества и субъективного благополучия в подростковом возрасте
с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №1 г. Минска». В исследовании приняли участие 30 учащихся 8-9 классов в возрасте 14-15 лет, из них 15 мальчиков и 15 девочек
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует статистическая связь между переживанием одиночества и субъективным ощущением благополучия в подростковом возрасте.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Опросник для определения вида одиночества (С.Г. Корчагина) [опрос].
Цель: определение глубины и вида одиночества.
С помощью методики можно выявить такие виды одиночества как: диффузное, отчуждающее, диссоциированное одиночество. Также в результате проведения методики можно выявить состояние одиночества без дифференциации вида.
Испытуемому предлагается 30 вопросов или утверждений и 2 варианта ответов на них (да или нет), выбрав тот, который наиболее соответствует его представлению о себе. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
2. Методика «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф в адаптации Н.Н. Лепешинского) [методика].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что феномен одиночества рассматривается с позиций интеракционистского, экзистенциального, гуманистического, общесистемного подходов, связанный с личностными особенностями. Одиночество – это субъективное состояние эмоциональной отчужденности от мира, собственной не вовлеченности в связи с другими людьми. Одиночество может быть негативным и позитивным. Негативный смысл одиночества состоит в том, что оно является фактором деформированного развития, затрудняя вхождение личности в широкий спектр социальных отношений.
В современной психологии субъективное благополучие в психологической науке рассматривается как позитивное функционирование личности, переживание удовлетворенности собственной жизнью, системное качество индивида, в основе которого лежит психологическое здоровье, а также как интегративное относительно устойчивое переживание, на которое оказывают влияние различные сферы жизнедеятельности. Субъективное благополучие рассматривается в качестве условия реализации потенциальных возможностей и способностей личности. Основным составляющими субъективного благополучия являются: положительные отношения с другими, автономия, управление окружением, личностный рост, цели жизни, самопринятие.
В подростковом возрасте происходит включение в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность значительным расширение круга общения. Факторами возникновения одиночество у подростков являются: нарушенный характер общения со сверстниками, слабо развитые коммуникативные навыки, неблагоприятное положение в группе сверстников и ближайшего окружения в целом, слабо развитая рефлексия, завышенные требования к окружающим, неадекватный характер представлений о взаимоотношениях между людьми. Переживание одиночества может негативно отражаться на субъективном ощущении благополучия подростка.
Проведенное эмпирическое исследование позволило установить, что большинство мальчики подросткового возраста более склонны к переживанию диффузного одиночества – они стремятся к другим людям, надеясь найти в общении с ними подтверждение собственного бытия, своей значимости, а не получая взамен истинного обоюдного общения, они переживают одиночество. Девочки подросткового возраста более склонны к переживанию отчуждающего одиночества – они стремятся к обособлению и отчуждению от других людей, потере значимых связей, порой чувствуют себя покинутыми, не могут найти необходимый эмоциональный отклик и понимание.
1. Алимбаева, Р. Т. Субъективное благополучие и удовлетворенность жизнью / Р. Т. Алимбаева, А. У. Мартаева // Инновационная наука. – 2016. – № 3. – С. 142–143.
2. Андриенко, О. А. Влияние уровня самооценки на переживание чувства одиночества в подростковом возрасте / О. А. Андриенко // Балканско-научно обозрение. – 2019. – № 1. – С. 71-73.
3. Бочарова, Е. Е. Теоретико-концептуальные основания исследования проблемы субъективного благополучия / Е. Е. Бочарова // Вестник МГОУ. – 2012. – № 2. – С. 38-44.
4. Воронина, А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровнего анализа / А. В. Воронина // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 2. – С. 147–151.
5. Вязникова, Л. Ф. Феномен одиночества как объект научных исследований / Л. Ф. Вязникова, А. О. Вырупаева // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4–1. – С. 271–275.
6. Гасанова, П. Г. Психология одиночества / П. Г. Гасанова, М. К. Омарова. – Киев: «Финансовая Рада Украины», 2017. – 76 с.
7. Захарова, Э. А. Самооценка подростков как отражение одиночества / Э. А. Захарова // Актуальные проблемы психологии и педагогики : материалы научно-практической конференции. – Оренбург, 2016. – С. 229-235.
8. Корчагина, С.Г. Генезис. Виды и проявления одиночества / С.Г. Корчагина. – М.: МПСИ, 2008. – 228 с.
9. Кошкаров, В. И. Исследование взаимосвязи одиночества и самооценки у подростков / В. И. Кошкаров, В. Н. Бородина, Л. А. Кадетова // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 201-205.
10. Кужильная, А. В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях / А. В. Кужильная // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2015. – № 1. – С. 83–86.
11. Лепешинский, H. H. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф / Н.Н. Лепешинский // Психологический журнал. – 2007. – № 3 (15). – С. 24–27.
12. Любякин, А. А. Исследование одиночества у студентов / А. А. Любякин, Л.В. Оконечникова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 2. – С. 149–157.
13. Маслоу, А. Мотивация и личность / Пер. с анrл. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
14. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте / Е. В. Неумоева-Колчеданцева //Образование и наука. – 2011. – № 1. – С. 42–51.
15. Осин, Е. Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – № 2. – С. 55–81.
16. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95–99.
17. Пахоль, Б. Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы / Б. Е. Пахоль // Украинский психологический журнал. – 2017. – № 1. – С. 80–104.
18. Повалихина, Д. О. Изучение самооценки подростка / Д. О. Повалихина // Научные открытия 2017 : материалы Междунар. научно-практической конф. – М., 2017. – С. 554-555.
19. Попова, С. Л. Одиночество как социальная проблема / С. Л. Попова // Молодой исследователь Дона. – 2016. – № 2. – С. 31–35.
20. Пьянкова, Л. А. Проблема одиночества в молодежной студенческой среде / Л. А. Пьянкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 115–119.
21. Рикель, А. М. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах / А. М. Рикель, А. А. Туниянц, Н. Батырова // Вестник Московского университета. – 2017. – № 2. – С. 63–68.
22. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
23. Селигман, М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Пер. с англ. – М. : «София», 2006. – 368 с.
24. Слободчиков, И. М. Современные исследования переживания одиночества / И. М. Слободчиков // Психологическая наука и образование. –2007. – № 3. – С. 27–35.
25. Созонтов, А. Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к психологическому благополучию / А. Е. Созонтов // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 105–114.
26. Фесенко, П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / П. П. Фесенко. – М., 2005. – 24 с.
27. Хухлаева, О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
28. Чифтчи, Б. Проблемы одиночества и самооценка у подростков / Б. Чифти //Научный журнал. – 2018. – № 7 (30). – С. 58-59.
29. Шагивалеева Г. Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: монография / Г. Р. Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2007. – 157 с.
30. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) / P. M. Шамионов // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 143–148.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты