Народовластие в Республике Беларусь: понятие, конституционно-правовые формы реализации
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Народовластие в Республике Беларусь: понятие, конституционно-правовые формы реализации»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Народовластие в Республике Беларусь: понятие, конституционно-правовые формы реализации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАРОДОВЛАСТИЯ
РАЗДЕЛ 2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ НАРОДОВЛАСТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
РАЗДЕЛ 3 ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО НАРОДОВЛАСТИЯ
РАЗДЕЛ 4 ИНСТИТУТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО НАРОДОВЛАСТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Самоуправление как публично-властная форма демократии есть самоорганизация населения территориальной единицы, жителей населенного пункта (его части), членов или участников общественного объединения, членов трудового коллектива. Оно предполагает самостоятельный выбор целей и путей их достижения самоуправляющимися структурами при сохранении взаимодействия с иерархически иными структурами с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории. В демократическом обществе самоуправлением можно назвать самоорганизацию всего народа, поэтому в конституциях многих государств местное самоуправление закреплено как важнейший принцип демократической системы управления, гарантирующей местное самоуправление, и, следовательно, существенная составная часть конституционного строя.
Понятие «местное самоуправление» рассматривается как одно из неотъемлемых коллективных прав населения соответствующей территории и отражает сложное и многообразное явление, становление и развитие которого неразрывно связано с историческими, политическими, экономическими, этническими, культурными особенностями и традициями территории.
Современные концепции местного самоуправления базируются преимущественно на идеях теоретических подходов, сложившихся исторически и пересмотренных с учетом современных реалий. Модели взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления достаточно разнообразны. Как самостоятельное явление местное самоуправление зародилось еще в глубокой древности. Оно существовало в качестве общинного самоуправления еще до государственно-организованного общества и прошло этапы античного мира, Средних веков и Нового времени. Отдельные исследователи находят элементы местного самоуправления даже в Киевской Руси и в период татаро-монгольского нашествия [1, с. 8–45].
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с народовластием.
РАЗДЕЛ 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАРОДОВЛАСТИЯ
Не будем забывать, что демократия возникла в каждой стране на почве менталитета и духовных ценностей населяющих ее народов, в данном случае – представляющих центральную и восточную части славянских земель. Именно поэтому надо рассматривать демократию и другие политические ценности народа, учитывая не только исторические и политические факторы развития страны, но также и ее культуру. Демократия – это феномен, который в равной степени совмещает культуру и политику.
Этот фактор нельзя недооценивать, потому что ни ислам, ни такие религиозно-философские системы, как, например, буддизм, не признают абсолютного равенства всех. Идея Христа-человека создала основу для уважения к личности, понимаемой как отражение божественности [2: 19-20]. Поэтому и сегодня многие социальные философы, социологи, антропологи поддерживают идею христианского происхождения прав человека [1: 44-48]. Что касается белорусов, то начиная с XIV в. их княжества были частью Великого княжества Литовского, в котором не существовало доминирующей религии, поэтому в нем мирно жили и православные, и католики, и представители других религий. Только в XVI в., когда это княжество подписало унию (договор) и вошло в конфедерацию с Польшей, католичество стало доминировать, а православие – притесняться и вытесняться из культуры белорусов. Была создана особая униатская церковь, сохранившая православные обряды, но подчиненная Риму, и большинство белорусов стали униатами. Поэтому религиозный плюрализм и толерантность стали отличительной чертой белорусов, начиная с этих исторических времен, что не могло не отразиться на их менталитете.
В то же время православие и католичество заложили основы существенных культурных различий в понимании многих ценностей, которые являются базовыми для формирования демократических идеалов. И это вполне предсказуемо и типично для многих других культурных регионов. Так, исследования в рамках «Арабского барометра» показали, что менее 20% населения арабских стран понимают демократию в том же духе, что и на Западе, для остальных демократия просто означает «доброе», «хорошее».
РАЗДЕЛ 2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ НАРОДОВЛАСТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Однако такая интерпретация двойственности в русской культуре нам не кажется полностью верной. Фактически, между уделом света и уделом тьмы, на границе обоих царств стоит русский человек, и в его душе происходит битва между добром и злом.
И здесь возникает вопрос, очень важный для понимания сути демократии и способов реализации ее основных принципов: каково содержание базовых понятий свободы, социального равенства и социальной справедливости в политической культуре каждой нации?
Со времен Возрождения Западная Европа встала на путь быстрой индустриализации и укрепления частной собственности. Положение человека в обществе определялось его материальным положением, которое в какой-то мере отождествлялось со способностью влиять на окружающую среду. Группа мыслителей пыталась определить значение слова «прогресс», но уже в самом начале этих попыток проявилась двойственная природа прогресса - как улучшение индивидуального и как материального благосостояния. Вскоре выяснилось, что всеобщее равенство и свобода - лишь высокие идеи, практически не реализуемые.
В девятнадцатом веке. Александр Герцен и Федор Достоевский с болезненной остротой постигли несовместимость идеалов возвышения личности и материального благополучия для всех. В их глазах символ Западной Европы - деньги - «миллион». В статьях «С другого берега» Герцен писал: «Этот «несчастный, обездоленный брат», о котором так много говорили, которого им так жалко, наконец спросил, где его доля во всех благах, каково его свобода, его равенство, его братство. Либералы, удивляясь наглости и неблагодарности рабочего, штурмовали улицы Парижа, засыпали их трупами и прятались от брата за штыками осадного положения, спасая цивилизацию и порядок! [6: 91]. Достоевский вторил ему в «Зимних записках о летних впечатлениях»: «Действительно: вскоре после него провозгласили: Liberte, egalite, fraternite.
РАЗДЕЛ 3 ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО НАРОДОВЛАСТИЯ
Проблема свободы как политической ценности, неотъемлемой части демократии и фактора экономических изменений вновь возникла в 90-е годы. прошлого века. В 1999 году Польский центр изучения общественного мнения (CBOS) провел исследование «Свобода и равенство в общественной жизни». Результаты опроса показывают, что большинство поляков (57%) считают свободу важнее социальной справедливости (35%). Однако в прямом отношении к реальной жизни те же люди говорят, что свобода важна как принцип, но в общественной жизни явно отсутствует равенство. Согласно результатам опроса, равенство - это равные права для всех (92%), возможность получить хорошее образование и профессию (88%), общий для всех материальный уровень жизни (56%). С другой стороны, поляки критически относятся к реализации принципа равноправия. Некоторые считают его противоположностью принципу свободы, который, в свою очередь, определялся как свобода мнений, действий, образа жизни, возможность в полной мере реализовать потенциал человека как личности.
В Польше свобода считается более важной, чем равенство, среди состоятельных людей с высшим образованием (80%), жителей больших городов (74%). 3. Влияние ценностей свободы и равенства / социальной справедливости понимание демократии и реализация ее принципов на практике. В опросе «Общественное понимание демократического строя» 4 поляка назвали 4 ценности: свобода, социальная справедливость, материальное благополучие, равенство перед законом. Свобода важнее всех других ценностей для той части польского общества, представители которой ценят политическую независимость, отсутствие цензуры и способность влиять на окружающую среду. Это тоже часть польских правых сил. Интересно, что мужчины чаще женщин выбирают свободу как главную ценность. Социальная справедливость, в свою очередь, ценится среди служащих, безработных, государственных служащих и сторонников левых политических партий.
РАЗДЕЛ 4 ИНСТИТУТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО НАРОДОВЛАСТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В первой трети XIX века возникновение проблемы самоуправления в западноевропейской правовой мысли представляло собой теоретический противовес практике абсолютистского государства. Разработка теоретических проблем местного самоуправления и теории «свободной общины» была осуществлена германскими правоведами Э. Мейером, О. Ресселом, Р. Аренсом. Она базировалась на нормах французского и бельгийского права конца ХVІІІ – начала ХІХ столетия. Главная направленность данной теории заключается в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общины. Основанная на идее естественного права, эта теория исходила из признания общины как независимого от государства естественно сложившегося организма. Согласно данной теории органы местного самоуправления – это не органы государственной власти, а общественные органы, которые выбираются обществом (общинами). Положения теории «свободной общины» нашли отражение, в частности, в Конституции Бельгии 1831 г., в которой наряду с классической триадой властей – законодательной, исполнительной и судебной – признавалась особая, «общинная» власть.
В 1848 г. в так называемую Имперскую Конституцию Германии также были включены права территориальной общины.
Против концепции «свободной общины» выступил знаменитый немецкий теоретик права, профессор Гейдельбергского университета Г. Еллинек (1851–1911 гг.). Он писал: «…какие бы территориальные союзы ни существовали в пределах государства, территория их всегда является в то же время государственной территорией» [2, с. 479].
С середины XIX века господствующей в теоретико-правовой науке становится «государственная теория» самоуправления. Ее основателями признаны германские правоведы Л. Штейн (1815–1890 гг.) и Р. Гнейст (1816–1895 гг.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, сначала католичество, а затем секуляризация культуры Запада создали условия для преобладания нейтральной сферы в восприятии мира. Загробный мир католического западного христианства разделен на три пространства: рай, чистилище, ад. Соответственно, земная жизнь мыслится как допускающая три типа поведения: безусловно грешное, безусловно святое и нейтральное, допускающее загробное спасение после некоторого очистительного испытания. Тем самым в реальной жизни западного Средневековья оказываются возможными широкая полоса нейтрального поведения, нейтральные общественные институты, которые не являются ни «святыми», ни «грешными», ни «государственными», ни «антигосударственными», ни хорошими, ни плохими [3: 4]. Если продолжить наш пример, то ей было свойственно членение загробного мира на рай и ад. Промежуточных нейтральных сфер не предусматривалось. Соответственно и в земной жизни поведение могло быть или грешным, или святым. Это распространялось и на внецерковные понятия: так, светская власть могла трактоваться как божественная или дьявольская, но никогда как нейтральная по отношению к этим понятиям».
В целом же текущее законодательство о местных государственных органах должно периодически претерпевать изменения в направлении максимального расширения их полномочий, ибо задачу дальнейшей модернизации страны невозможно выполнить пусть даже самыми оптимальными целеполагающими решениями на республиканском уровне. Необходимо, чтобы любая важная государственная задача получала свое действенное практическое воплощение в регионах. Формулировка «Страна сильна своими регионами» должна быть насыщена реальным содержанием. Задача данных органов в государственном строительстве и управлении – проявлять постоянную заботу об условиях жизни и труда граждан, грамотно использовать реально существующие в каждом регионе экономические ресурсы, изыскивать возможности дальнейшего роста, правильно оценить конкурентные преимущества и определить движущие силы экономической модернизации, разумно позиционировать, привлекать в приоритетные отрасли инвестиции и инвесторов как ключевых участников модернизационного процесса.
1. Абламейко М.С., Василевич Г.А. Подготовка и принятие Информационного кодекса Республики Беларусь – настоятельная потребность времени. / Г.А.Василевич // Вестник Белорусского государственного университета. Серия 3 – 2012. - №2. – С. 98-102.
2. Бондарь, Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие. Конституционализация муниципальной демократии в России / Н.С. Бондарь. – М.: Норма, 2009. – С. 40.
3. Василевич Г.А. Роль Парламента Республики Беларусь в обеспечении конституционной законности. / Г.А.Василевич // Вестник Белорусского государственного университета. Серия 3 – 2012. - № 2. – С. 90-94.
4. Василевич, Г.А. Конституционные реформы в Беларуси и развитие специализированного конституционного контроля / Г.А.Василевич // сб. докладов и тезисов выступлений на научно-практической конфю, 30 апреля 2009 г. - Минск, 2009. - С. 24-29.
5. Василевич, Г.А. Проблемные аспекты взаимодействия прокуратуры и судов при осуществлении правосудия / Г.А. Василевич // Право и демократия: сб. науч. тр. Вып.23 / редкол.: В.Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2012. – С. 230-237.
6. Ведомости Верхов. Совета БССР. – 1991. – № 11. – Ст. 122.
7. Ведомости Съезда народ. депутатов СССР и Верхов. Совета СССР. – 1990. – № 16. – Ст. 276.
8. Еллинек, Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек. – СПб., 1908. – С. 479.
9. Конституция Белорусской ССР 1978 г. // Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные Законы) Союзных Советских Социалистических Республик. – М.: Юрид. лит-ра, 1978. – С. 144.
10. Коркунов, Н.М. Русское государственное право / Н.М. Коркунов. – СПб., 1909. – Т. 2. – С. 494.
11. Ленин, В.И. Десять тезисов о Советской власти / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. / В.И. Ленин. – Изд. пятое. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1969. – Т. 36. – С. 72.
12. Ленин, В.И. Рабочим, солдатам и крестьянам / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. / В.И. Ленин. – Изд. пятое. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1974. – Т. 35. – С. 11.
13. Маркс, К. Гражданская война во Франции / К. Маркс // Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1960. – Т. 17. – С. 342.
14. Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188. – 1/6032.
15. Нольде, Б.Э. Очерки русского государственного права / Б.Э. Нольде, проф. С.-Петерб. политехн. ин-та имп. Петра Великого. – СПб.: Тип. «Правда», 1911. – С. 261–262.
16. Нормативные акты. Европейская Хартия о местном самоуправлении // Местное самоуправление. Комментарии. Разъяснения / В.А. Ясюнас. – М., 1997. – С. 25.
17. Постовой, И.В. Местное самоуправление / И.В. Постовой. – М., 1995. − С. 8–45.
18. Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Респ. Беларусь. – 1995. – № 27. – Ст. 656; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 25. – 1/12365.
19. Чичерин, В.Н. О народном представительстве / В.Н. Чичерин. – СПб., 1868. – С. 527–529.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты