Введение
1 Теоретические основы формирования культурной грамотности с использованием информационно-коммуникационных технологий
1.1 Культурная грамотность учителя иностранных языков
1.2 Информационно-коммуникационные технологии для формирования культурной грамотности
2 Практические аспекты формирования культурной грамотности у студентов университета с использованием информационно-коммуникационных технологий
2.1 Методическая организация комплекса упражнений на формирование культурной грамотности у студентов университета
2.2 Результаты экспертной оценки потенциала информационно-коммуникационных технологий для формирования культурной грамотности студентов университета
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: данная работа предназначена для показа возможностей информационно-коммуникативных технологий для студентов ВУЗов, будущих учителей иностранных языков.
Тема курсовой работы: формирование культурной грамотности у студентов университета с использованием информационно-коммуникационных технологий (английский язык).
Цель исследования: разработать научно-обоснованный комплекс упражнений на формирование культурной грамотности у студентов университета с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность культурной грамотности будущего учителя иностранного языка.
2. Осуществить анализ интернет ресурсов и сервисов для формирования культурной грамотности студентов университета.
Объект исследования: культурная грамотность учителя иностранных языков.
Предмет исследования: формирование культурной грамотности у студентов университета с использованием информационно-коммуникационных технологий (английский язык).
Методы исследования: а) анализ научной литературы по методике преподавания иностранных языков, педагогике, кибернетике, информационным технологиям, теории межкультурной коммуникации; б) анализ учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебной дисциплине «Основы межкультурной коммуникации»; в) метод экспертной оценки; г) статистический анализ.
Гипотеза: формирование культурной грамотности у студентов университета будет более эффективным при условии использования информационно-коммуникационных технологий.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Культурная грамотность учителя иностранных языков
Современный учитель иностранных языков должен выступать посредником, который должен владеть основами интеркультурной подготовки и знать: а) социокультурные особенности родной страны и особенности восприятия ее представителями другой культуры; б) иностранный язык на уровне, достаточном для успешного взаимодействия в ходе межкультурного контакта; в) методику формирования социокультурной компетенции у учащихся учреждений общего среднего образования.
Для этого учитель должен быть заинтересован в непрерывном самообразовании в области культуры стран изучаемого языка, быть готовым делиться своими чувствами, опытом, мнением, с обучаемыми; принимать активное участие в поиске решения проблем, связанных с подготовкой к диалогу культур.
Посредник, или интерпретатор культур, знает не только особенности родной и иностранных культур, но и обладает умениями, необходимыми для интерпретации иной культуры. Такого рода специалист понимает особенности восприятия культуры носителями других культур, находит решения в проблемных ситуациях, вызванных различиями в культурах, способен объяснить и принять эти различия.
Именно поэтому важной задачей профессиональной иноязычной подготовки студента университета, будущего учителя иностранных языков выступает формирование культурной грамотности.
В словаре приводятся следующее определение понятия «грамотность»:
• базовую учебную компетенцию, позволяющую человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и тем самым расширять свой внутренний мир; грамотность определяет способность и готовность человека к активному усвоению знаний и их применению в каждодневной жизни (Сметанникова н.н., 2009). Источник: Словарь-справочник по чтению 2017.
• владение человеком навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка. «Грамматика» имеет и более широкое толкование — как определенная степень владения знаниями в той или иной области. Источник: Педагогический словарь.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Методическая организация комплекса упражнений на формирование культурной грамотности у студентов университета
Нами был сформулирован комплекс упражнений с помощью ИКТ, который был направлен на формирование навыков культурной грамотности у студентов. Для начала определим основные методические особенности организации упражнений.
Основные задачи комплекса упражнений:
1) устранение лексических и грамматических трудностей в условно-речевых упражнениях;
2) целенаправленное и систематическое использование в речи явлений, связанных с межкультурной тематикой, формирование речевых навыков и умений в сложных условно-речевых, устных и письменных, диалогических и монологических упражнениях, выполняемых в связи с разнообразными стимулами, имитирующими речевое общение;
3) правильное использование изученных явлений в спонтанной диалогической и монологической речи на межкультурные темы, совершенствование речевых навыков и умений в сложной, аутентичной речи, контекстуальной (в связи с текстом) и ситуативной на реальные и воображаемые ситуации, устные упражнения;
4) формирование МККК.
Основная классификация упражнений, направленных на формирование культурной грамотности студентов с помощью ИКТ:
1. Подготовительные упражнения, направленные на формирование интереса к тематике межкультурных коммуникаций.
2. Формирование упражнений, направленных на текстоцентрические особенности формирования определенных лексических особенностей языковой компетенции.
3. Упражнения, направленные на виртуальную межкультурную комуникацию.
4. Упражнения на рефлексию.
Основные типы упражнений, направленных на формирование культурной грамотности у студентов:
1. Упражнения, которые относятся к этапу ориентации и побуждения определенного интереса к межкультурной коммуникации.
2. Межкультурные тексты как основа упражнений.