Превентивный надзор в уголовном праве: понятие, основания и цели применения
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Превентивный надзор в уголовном праве: понятие, основания и цели применения»
по дисциплине: «Уголовное право»
2021
45.00 BYN
Превентивный надзор в уголовном праве: понятие, основания и цели применения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Уголовное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПРЕВЕНТИВНОГО НАДЗОРА КАК МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1 Общая характеристика превентивного надзора как меры уголовной ответственности
1.2 Особенности превентивного надзора как меры уголовной ответственности
ГЛАВА 2 ОСНОВАНИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕВЕНТИВНОГО НАДЗОРА КАК МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1 Особенности установления превентивного надзора как меры уголовной ответственности
2.2 Проблемы установления превентивного надзора как меры уголовной ответственности
ГЛАВА 3 НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРЕВЕНТИВНОГО НАДЗОРА КАК МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
3.1 Проблемы превентивного надзора как меры уголовной ответственности
3.2 Совершенствование превентивного надзора как меры уголовной ответственности
ЗАДАЧА
АНАЛИЗ НОРМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
АНАЛИЗ НОРМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Уголовное законодательство Республики Беларусь в ст. 46 УК РБ определяет, что формами реализации уголовной ответственности могут быть не только уголовные наказания, но и иные меры уголовной ответственности, не связанные с изоляцией виновного от общества. Следовательно, можно сделать вывод, что в отдельных случаях достижение целей уголовной ответственности возможно и без применения уголовного наказания, путем морального и общественного воздействия при постоянном контроле со стороны специальных органов государства и выполнения осужденным ряда обязательств, устанавливаемых судом. К числу таких мер уголовное законодательство Республики Беларусь относит:
1) осуждение с отсрочкой исполнения наказания (ст.77 УК РБ);
2) осуждение с условным неприменением назначенного наказания (ст.78 УК РБ);
3) осуждение без назначения наказания (ст.79 УК РБ);
4) применение в отношении несовершеннолетних принудительных мер воспитательного характера (ст. 117 УК РБ).
Наличие в уголовном праве Республики Беларусь институтов, предусматривающих возможность такого осуждения лица за совершенное им преступление, при котором назначенное судом наказание реально не исполняется (либо исполняется в форме, значительно более мягкой, нежели лишение свободы), свидетельствует о проявлении принципа справедливости и гуманизма в деятельности органов правосудия.
Объект работы – общественные отношения, связанные с преступлениями, связанными с нарушением требований превентивного надзора.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПРЕВЕНТИВНОГО НАДЗОРА КАК МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1 Общая характеристика превентивного надзора как меры уголовной ответственности
Законодатель в ст. 80 Уголовного кодекса были установлены четыре группы оснований для установления превентивного надзора в отношении осужденных.
В соответствии с первыми двумя условиями превентивный надзор устанавливается непременно, как если бы он автоматически без присутствия осужденного в суде в связи с:
а) установление в действиях лица особо опасного повторения (часть 1 статьи 80 Уголовного кодекса);
б) установление факта совершения преступления в составе организованной группы или преступной организации (часть 3 статьи 43 и часть 2 статьи 80 Уголовного кодекса).
Это безусловные нормы, которые не допускаются при наличии уголовно-правовых знаков, предусмотренных в части 3 ст. 43 Уголовного кодекса и ст. 18 - 19 Уголовного кодекса, принять другое решение.
В противном случае законодатель формулирует основания для установления превентивного надзора в п. 1 и 2 часть 3 ст. 80 Уголовного кодекса. Это требует от суда проведения совместной оценки ряда обстоятельств, что требует присутствия осужденного.
В зависимости от периода оценки поведения осужденного (во время отбывания наказания или после освобождения), превентивный надзор после освобождения из мест лишения свободы может быть установлен лицом, достигшим 18-летнего возраста и испробованным:
а) за тяжкое или особо тяжкое преступление
б) или два или более раз к тюремному заключению за любые умышленные преступления, если:
- его поведение в период отбывания наказания указывает на постоянное нежелание идти по пути исправления. Вывод суда по этому вопросу должен основываться на всестороннем учете данных о поведении лица на весь период его пребывания в исправительном учреждении.
ГЛАВА 2 ОСНОВАНИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕВЕНТИВНОГО НАДЗОРА КАК МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1 Особенности установления превентивного надзора как меры уголовной ответственности
Непосредственным объектом этого преступления являются установление общественных отношений, позволяющих осуществлять такую меру уголовной ответственности, как превентивный надзор.
Объективная сторона выражается в несоблюдении (действии или бездействии) требований превентивного надзора без уважительных причин.
Несоблюдение является неспособностью использовать требования превентивного надзора без оправданных причин.
Превентивный надзор - это система временных принудительных мер для контроля за поведением лиц, для которых оно установлено. Этот надзор устанавливается для контроля за поведением контролируемых лиц, предотвращения их совершения преступлений и предоставления им необходимых превентивных последствий (пункт 3 Инструкции о порядке создания и осуществления превентивного надзора за лицами, освобожденными из тюрьмы).
В частности, такие лица определены в ст. 80 Уголовного кодекса. Они включают человека, освобожденного из тюрьмы:
1. допускает особо опасный рецидив преступлений;
2. осужден за преступление, совершенное в составе организованной группы или преступной организации;
3. Достигнув восемнадцатилетнего возраста, судимый за серьезное или особо тяжкое преступление или попробовал два или более раз быть приговоренным к тюремному заключению за любые умышленные преступления:
а) если его поведение во время отбывания наказания в виде лишения свободы указывает на постоянное нежелание идти по пути исправления;
ГЛАВА 3 НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРЕВЕНТИВНОГО НАДЗОРА КАК МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
3.1 Проблемы превентивного надзора как меры уголовной ответственности
Представление об установлении превентивного надзора по основаниям, предусмотренным:
а) ч. 1 ст. 80 УК (Наличие особо опасного рецидива);
б) ч. 2 ст. 80 УК (Соучастие в составе организованной группы или преступной организации) и п. 1 ч. 3 ст. 80 УК (Систематическое нарушение режима отбывания наказания) – направляются в суд по месту отбывания наказания администрацией исправительного учреждения за месяц до истечения назначенного срока лишения свободы;
в) п. 2 ч. 3 ст. 80 УК (Систематическое привлечение к административной ответственности после отбытия наказания) – органом внутренних дел в суд по месту жительства осужденного.
На основании оценки всех обстоятельств суд принимает решение об установлении превентивного надзора или об отклонении представления (ходатайства) администрации исправительного учреждения (органа внутренних дел), или об установлении превентивного надзора.
Превентивный надзор в соответствии с условиями:
· предусмотренными ч. 1 ст. 80 УК, устанавливается на весь период судимости до ее снятия в установленном законом порядке (ч. 3 ст. 97, ч. 2 ст. 98 УК);
· предусмотренными ч. 2 и 3 ст. 80 УК, устанавливается на срок от 6 месяцев до 2 лет.
Принципиальным условием при реализации положений превентивного надзора является установление в отношении осужденного системы режимных ограничений, которые в своей совокупности и составляют правовое содержание превентивного надзора как элемента уголовной ответственности.
ЗАДАЧА
Полянкин сообщил в ОВД о преступлениях, совершенных Антоном Кациным и дал показания против него в суде. Выходя из здания суда, брат обвиняемого Семен пообещал Полянкину подкараулить его в безлюдном месте и убить. Полянкин приобрел для самообороны обрез охотничьего ружья, который постоянно носил с собой. Однажды около полуночи Полянкин возвращался домой с вечеринки. В парке он увидел Семена Кацина с двумя незнакомыми ему людьми. Решив, что те поджидают его, желая с ним расправиться, Полянкин достал обрез и выстрелив в Семена и одного из его спутников, причинив им, соответственно, смерть и тяжкие телесные повреждения.
Подлежит ли Полянкин уголовной ответственности?
Ответ
Да. Полянкин подлежит уголовной ответственности за убийство.
Так, ошибочно данное преступление можно квалифицировать как необходимая оборона, однако следуя закону (ст.34 УК) не является преступлением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
АНАЛИЗ НОРМЫ
Основным прямым объектом контрабанды является экономическая безопасность, дополнительным прямым объектом которой является общественная безопасность, общественные отношения, связанные с законной торговлей наркотическими средствами или психотропными веществами, а также экологическая безопасность.
Субъектами контрабанды в соответствии с законодательством государств —членов ЕАЭС, а также Республики Украины и Кыргызской Республики могут быть физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства. При этом очень важно, что уголовным законодательством этих стран закреплено обстоятельство, отягчающее наказание за привлечение лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность».
В Уголовном кодексе как Российской Федерации, так и Республики Казахстан, Республики Беларусь и Республики Кыргызстан для всех перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров предусмотрена единая объективная сторона преступлении, основу которой составляют действия, выражаемые в перемещении таможенную границу ограниченных и запрещенных в гражданском обороте товаров, перемещаемых с сокрытием от таможенного контроля или вне таможенного контроля. При этом внимание не акцентировано на случаях обманного использования документов или средств таможенной идентификации при перемещении физическими лицами незадекларированных или недостоверно задекларированных товаров.
История борьбы с таможенными преступлениями очень тесно связана с историей формирования государства, становлением таможни, развитием внутренней и внешней торговли. Среди таможенных преступлений с древних времен и по настоящее время контрабанда остается наиболее распространенной, то есть незаконным перемещением товаров и других предметов через таможенную или государственную границу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Превентивный надзор после освобождения из мест лишения свободы может быть установлен для лица, достигшего 18-летнего возраста: (судимый за серьезное или особо тяжкое преступление) осуждены два или более раз за лишение свободы за любые преднамеренные преступления в следующих случаях: если их поведение в период службы лишения свободы указывает на постоянное нежелание идти по пути исправления или если они систематически (три или больше раз) ответственность за административные правонарушения, за которые закон предусматривает наказание в виде ареста. К этим категориям заключенных превентивный надзор устанавливается сроком от шести месяцев до двух лет и может быть продлен судом в течение периода судимости до его отзыва. В качестве стимула к законопослушному поведению надзирателя, совершившего особо опасный рецидив, закон предусматривает, что суд прекратит превентивный надзор. Такое прекращение осуществляется через три года после отбывания наказания за лишение свободы при условии, что лицо, которое контролировалось его поведением и образом жизни, проявляет сильное желание законопослушного поведения (часть 4 статьи 80 Уголовного кодекса). Осуществление превентивного надзора возлагается на орган внутренних дел по месту жительства контролируемого. Порядок установления, осуществления превентивного надзора и его прекращения регулируется ст. 198 -203 УИК.
Правовой основой для организации надзора за осужденным в рамках превентивного надзора является факт осуждения виновного лица и возникновение состояния осуждения лица как преступника. Именно этот правовой статус при наличии набора определенных обстоятельств (признаков, условий), установленных в законе, может вызвать необходимость превентивного и испытательного воздействия на осужденного после отбытия наказания в целях более успешной ресоциализации и ограничение возможности совершения нового преступления.
1. Абатуров А.И. К вопросу о понятии и юридических основаниях установления постпенитенциарного контроля // NB: Вопросы права и политики. 2013. № 9. C. 1–13. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_9455.html
2. Абатуров А.И. Опыт постпенитенциарного надзора в странах ближнего зарубежья (сравнительно-правовой анализ) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 2. C. 72–76.
3. Бондаренко А.С. Юридическая природа института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Проблемы теории и практики борьбы с преступностью. Томск, 1983. С. 119–132.
4. Горобцов В.И. Меры постпенитенциарного воздействия (понятие и характеристика): учеб. пособие. Тюмень, 1991. 69 с.
5. Иногамов Ш.Х. Наказание отбыто. Как жить дальше? М., 1990. 176 с.
6. Панфилов И.П., Семернева Н.К. Ответственность за злостное нарушение правил административного надзора. Свердловск, 1987. 60 с.
7. Понятовская Т.Г. Предупреждение преступлений: меры безопасности, превентивный надзор // Криминологический журнал БГУЭиП. 2013. № 3. С. 98–103.
8. Ременсон А.Л. Пути дальнейшего сокращения применения лишения свободы // Доклады итоговой научной конференции юридического факультета Томского университета. Томск, 1976. С. 186–189.
9. Тепляшин П.В. Превентивный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Законность. 2011. № 10. С. 16–19.
10. Уэда К. Преступность и криминология в современной Японии. М., 1989. 253 с.
11. Филимонов О.В. Посткриминальный контроль: Теоретические основы правового регулирования. Томск, 1991. 179 с.
12. Афонченко Т.П. Превентивный надзор. Гомель, 2003. .Афонченко Т.П. Основания применения превентивного надзора по УК Беларуси 1999 г. // Проблемы законности и правопорядка в Республике Беларусь: материалы респ. Науч.-прак. Конф. Новополоцк, 2000. С. 332 333.
13. Афонченко Т.П. О системе мер режимно-ограничительного характера при осуществлении превентивного надзора // Право Беларуси. 2003. № 11. С. 70 73.
14. Бундесон Улла. Надзор за отбывающими наказание на свободе (пер. со шведского). Вступительная статья Шупилова В.П. М., 1979. .Егоров С. Отец условного осуждения // Законность. 1998. № 3. С. 54 57.
15. Ефимов М.А., Шкурко В.А. Совершенствование уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. Мн., 1980.
16. Книженко О. Условное осуждение или система испытания // Законность. 2002. № 9. С. 38 40.
17. Кондалов А.Н. Условное осуждение и механизмы его обеспечения // Государство и право. 1999. № 7. С. 102-106.
18. Кузнецова Н.Ф., Малков В.П. Основания и процессуальный порядок отмены условного осуждения // Журнал российского права. 2000. № 3. С. 61 66.
19. Ломако В.А. Осуждение без реального отбывания лишения свободы. Харьков, 1987.
20. Новикова Е.В. Система мер испытания (пробации) при условном неприменении наказания и ее правовое обеспечение // Теоретическое и правовое обеспечение реформы в сфере борьбы с преступностью в Республике Беларусь: материалы межд. науч.-практ. конф. Мн., 1999. С.63-71.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты