Статья 60 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что каждый человек на территории Республики Беларусь имеет компетентный, независимый и беспристрастный суд для защиты своих прав и свобод [16].
Наиболее уязвимой категорией населения нашей страны являются граждане с психическими заболеваниями. Соблюдение и реализация прав человека в области психического здоровья является одним из показателей цивилизованного общества.
Когда эти люди совершают общественно опасные поступки, их нельзя приравнивать к обычным преступникам, не имеющим каких-либо особых характеристик в области психического здоровья. Эти характеристики связаны с состоянием психического здоровья человека.
Именно поэтому наша страна пошла по пути разделения производства, применяющего обязательные меры безопасности и обращения, на специальное производство, которое, наряду с обычным производством, имеет множество характеристик.
С конца XV века до начала XVI века в крупных городах стали открываться «шпиталы», в которые помещали больных с хроническими психическими расстройствами вместе с «увечными» и другими больными.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что сегодня наблюдается тенденция к росту преступности среди лиц с психическими заболеваниями (недугами). Эти лица подлежат особой защите со стороны государства в силу их условий и должны лечиться.
Лицо с психическим расстройством (болезнью) не может быть привлечено к ответственности за преступление, поскольку преступление совершено в состоянии невменяемости.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ, ИХ ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ОТЛИЧИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ
Обращаясь к истории применения принудительных мер безопасности и лечения (далее – ПМБЛ), следует отметить, что болезни психического характера существовали еще в Древнем мире, задолго до настоящего времени, но в далеком прошлом, человек был занят своим выживанием и ему было особо некогда задумываться о том, почему некоторые люди отличаются своим поведением от других.
Первые законодательно утвержденные мероприятия, которые касались лиц с психическими расстройствами, на территории Республики Беларусь известны уже с конца XV-XVI века, когда в больших городах стали открываться «шпитали», где вместе с «увечными» и иными пациентами помещались больные с хроническими формами психических расстройств. С XVII века помощь душевнобольным оказывалась монашеским орденом бонифратов в специально учрежденных «шпиталях для призрения умалишенных» в Вильно, Гродно и Минске, где к больным, как и на Западе, применялись меры физического стеснения
Но этого взгляда придерживались не все ученые того времени. Даже древнегреческие врачи, такие как Гиппократ, придерживались мнения, сходного с современным, что безумие-это не преступление, а болезненное состояние. Это знание было забыто в суматохе средневековья и «заново открыто» трудами врачей последних трех столетий, когда религиозный пыл инквизиции был подавлен верой в то, что безумие не имеет ничего общего со сверхъестественными силами [15, c. 57].
ГЛАВА 2 ВИДЫ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К ЛИЦАМ, СТРАДАЮЩИМ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ (ЗАБОЛЕВАНИЯМИ). ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ИХ НАЗНАЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ
Уголовным законодательством выделяются следующие принудительные меры безопасности и лечения:
1. Принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у врача-специалиста в области оказания психиатрической помощи.
2. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре с обычным наблюдением.
3. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре с усиленным наблюдением.
4. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре со строгим наблюдением.
Обоснование назначения и вида ПМБЛ входит в задачи Государственной службы медицинских судебных экспертиз. Рекомендация конкретного вида принудительных мер определяется в ходе судебно-психиатрической экспертизы. Решение зависит от степени общественной опасности лица с психическим расстройством и особенностей психического состояния. Рекомендация суду о применении к лицу того или иного вида ПМБЛ должна быть четко обоснована в заключении экспертной комиссии и иметь необходимые критерии назначения. Наиболее общие и значимые критерии назначения содержатся в нормах действующего уголовного законодательства [8, c. 52].
ГЛАВА 3 ПРИВЛЕЧЕНИЕ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИЛИ К ОТБЫВАНИЮ НАКАЗАНИЯ ПОСЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ
Принудительные меры безопасности и лечения не являются формой реализации уголовной ответственности, хотя основанием их применения является совершение лицом общественно опасного деяния. В связи с тем, что установление соответствия деяния лица и статьи Особенной части Уголовного кодекса находится в исключительной компетенции суда, то применение мер безопасности и лечения возложено на суд, а доказывание факта деяния – обязанность следственных органов.
Поскольку суд не обладает необходимыми познаниями в области психиатрии, то для решения вопроса о том, страдает ли лицо психическим заболеванием, необходимо проведение в рамках уголовного дела психиатрической экспертизы. Однако только суд имеет право сделать вывод о том, имело ли место совершение общественно опасного деяния, кто его совершил, страдает ли данное лицо психическим заболеванием и нуждается ли оно в применении принудительных мер безопасности и лечения. Если у суда возникает сомнение по поводу объективности выводов, содержащихся в заключении экспертизы, то суд может назначить повторную психиатрическую экспертизу, поручить ее производство комиссии экспертов-психиатров, поставить дополнительные вопросы [17, c. 52].
При выздоровлении лица, совершившего преступление в состоянии вменяемости, а затем заболевшего психическим расстройством (заболеванием), в связи, с чем к нему были применены принудительные меры безопасности и лечения, возникают основания для привлечения его к уголовной ответственности или продолжения отбывания уже назначенного наказания.
ГЛАВА 4 ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ С УМЕНЬШЕННОЙ ВМЕНЯЕМОСТЬЮ И К ЛИЦАМ, СТРАДАЮЩИМ ХРОНИЧЕСКИМ АЛКОГОЛИЗМОМ, НАРКОМАНИЕЙ И ТОКСИКОМАНИЕЙ
Лицо, совершившее преступление в состоянии бреда, а также лицо, заболевшее после отбывания наказания или во время отбывания наказания, но еще не полностью утратившее способность понимать важность своего поведения или руководить своим поведением, при необходимости суд может принять обязательные меры безопасности и лечения (статья 106 Уголовного кодекса).
Если такие лица лишены свободы, арестованы или приговорены к пожизненному заключению, то обязательные меры безопасности и лечение назначаются по месту отбывания ими наказания. Для лиц, осужденных к иным наказаниям или иным мерам уголовной ответственности, обязательные меры безопасности и лечения осуществляются по месту жительства путем обязательного амбулаторного наблюдения и лечения психиатрами.
Если преступление совершено лицом, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, суд может назначить этому лицу принудительное лечение в соответствии со статьей 107 Уголовного кодекса. Наличие заболевания должно быть подтверждено медицинским заключением специалиста-нарколога.
Обращение с лицами, осужденными к аресту, лишению свободы или пожизненному заключению, осуществляется по месту отбывания ими наказания. Принудительное амбулаторное наблюдение и лечение лиц, осужденных к иным наказаниям или иным мерам уголовной ответственности, осуществляется по месту жительства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение важно сказать, что на законодательном уровне не закреплено понятие принудительных мер безопасности и лечения, а также содержатся наиболее общие критерии выбора ПМБЛ что указывает на необходимость разработки отечественной методологической базы, где с учетом современной медико-правовой реальности будет развернутое и подробное описание критериев назначения ПМБЛ и алгоритма выбора их конкретного вида.
В законе закреплены цели применения ПМБЛ, к которым законодательство относит предупреждение лицами, к которым эти меры применяются, новых общественно опасных деяний, их охраны и лечения. Отсюда вытекает сущность принудительных мер лечения – профилактика, но не наказание.
Существующие определенные недостатки в правовом регулировании порождают некоторые ошибки в правоприменении.