ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЗАДЕРЖАНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ, КАК МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНО ПРИНУЖДЕНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ГЛАВА 2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАДЕРЖАНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ
ГЛАВА 3 ПРЕДЕЛЫ И УСЛОВИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ И ЗАКЛЮЧЕНИИ ПОД СТРАЖУ
ГЛАВА 4 ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОТЪЕМЛЕМЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Среди различного рода правовых способов, которыми белорусский законодатель наделяет правоохранительные органы с целью решения ими вопросов уголовного судопроизводства, задержание занимает, бесспорно, одно из приоритетных мест.
Задержание представляет собой действенную меру, которая создает значимые условия для проверки причастности задержанного к преступлению и непосредственно разрешения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Задержание, которое осуществлено вовремя, исключает вероятность его сокрытия от органов дознания и предварительного следствия, а также совершения в дальнейшем преступной деятельности.
Ст. 25 Конституции Республики Беларусь гласит, что на государство возложена обязанность по обеспечению свободы, неприкосновенности и достоинства личности. Ограничение либо лишение личной свободы может иметь место в случаях и порядке, установленных законом. А в связи с тем, что задержание, по своей сущности, в любом случае ограничивает свободу лица, то такие случаи и порядок его проведения предусмотрены непосредственно главой 12 УПК. Хотя в УПК и не закреплено целевое назначение этой довольно жесткой меры ограничительного порядка, оно следует из оснований, видов и процессуального порядка применения задержания.
Следует отметить, что проблема соблюдения прав человека и гражданина при применении мер уголовно-процессуального принуждения остается достаточно острой и в настоящее время. Главным показателем, являются жалобы, поступающие как в отечественные суды, так и в Европейский Суд по правам человека.
ГЛАВА 1 ЗАДЕРЖАНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ, КАК МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНО ПРИНУЖДЕНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
В науке уголовно-процессуального права уже давно сложилось единое понимание того, что задержание по своей сути есть мера уголовно-процессуального принуждения, которая выражена в кратковременном аресте лица, подозреваемом в совершении преступления, обвиняемого, осужденного.
Законодательное разъяснение термина «задержание» было дано в ч. 1 ст. 107 УПК. В ней дано следующее определение понятия «задержание»: «задержание – это фактическое задержание лица, доставление его в орган уголовного преследования и кратковременное содержание под стражей в местах и условиях, определенных законом» [18].
По смыслу данного законом определения этого понятия фактическое задержание по времени совпадает с уголовно-процессуальным решением вопроса о задержании подозреваемого.
Под задержанием с точки зрения уголовно-правовой характеристики традиционно понималось только уголовно-процессуальное задержание. Между тем, в последнее время все активнее продвигается идея о том, что уголовная ответственность должна наступать не только за заведомо незаконное уголовно-процессуальное, но и административное задержание.
Юридическая литература выделяет три точки зрения относительно сущности задержания.
Первая из них – задержание представляет собой меру уголовно-процессуального принуждения, которая состоит в кратковременном ограничении свободы лица.
Вторая состоит в том, что задержание есть следственное действие. С точки зрения такой позиции задержание осуществляется на основании фактических данных, которые имеют существенное значение для дела.
Третья точка зрения сведена к тому, что задержание наделено двойственной природой. С одной стороны, это следственное действие, которые выступает в качестве самостоятельного способа получения доказательств. С другой стороны, это временная мера уголовно-процессуального принуждения.
ГЛАВА 2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАДЕРЖАНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ
Резолюции VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 г.); Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.); Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением («Токийские правила», 1990 г.); Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений (1992 г.).
Эти стандарты имеют рекомендательный характер. Вместе с тем в международном праве рекомендации, обладая морально-политической силой, способны оказать такое же воздействие, как и конвенции, имеющие юридическую силу. Кратко остановимся на некоторых положениях международных документов. Содержательным документом, определяющим права тех, кто находится в тюрьмах, остаются Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (далее – МСП), сформулированные ООН еще в 1955 году. Они охватывают широкий спектр положений, связанных с тюремным заключением, включая условия помещения, вопросы гигиены, медицинского обслуживания, образования, дисциплины, доступа к внешнему миру, полномочий и обязанностей тюремного персонала. Следующим важным актом, содержащим нормы относительно прав заключенных, является Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый ООН в 1989 году [20, с. 105].
В нем развиваются гарантии, предоставляемые МСП, в частности предусматривается конфиденциальность при общении заключенных со своими адвокатами, предписывается независимое расследование всякого случая смерти в заключении, заключенному предоставляется право обращаться с жалобами к судье или к другому внешнему органу, не рискуя подвергнуться за это дисциплинарной санкции. Среди других изданных при поддержке ООН правовых документов, касающихся конкретных групп заключенных или определенных аспектов содержания в заключении, – Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.), и Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.).
ГЛАВА 3 ПРЕДЕЛЫ И УСЛОВИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ И ЗАКЛЮЧЕНИИ ПОД СТРАЖУ
В уголовном судопроизводстве твердо закреплен принцип, никто не должен быть лишен свободы иначе как на том основании и в соответствии с такой процедурой, которая установлена законом. Соблюдение данного принципа участниками уголовного судопроизводства важно, прежде всего, потому, что его законодательная регламентация находит свое отражение в первую очередь в Конституции [7, с. 295].
Проблема индивидуальной свободы, свободы личности волновала умы мыслителей, политиков, правоведов с незапамятных времен. Французский философ Ш.Л. Монтескье в работе «О духе законов» писал «Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово «свобода». Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого наделили тиранической властью; другие - право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи - право носить оружие и совершать насилие; четвертые видят ее в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Иные соединяют это название с известной формой правления, исключая все прочие». Тем самым Монтескье показал все то разнообразие значений, которые люди (а через них и законодатель) вкладывают в данный термин [2, с. 51].
Свободу и личную неприкосновенность - самые основные элементы правового статуса личности, которые он приобретает от рождения, — устанавливают и международные акты, и национальное законодательство. Так, в соответствии со ст. 3 Всеобщей декларации прав человека 1948 года каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Статья 9 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года гласит, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть, подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом [17, с. 21].
ГЛАВА 4 ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОТЪЕМЛЕМЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В последние годы политика государства направлена на улучшение правового положения задержанного. Этому, в частности, способствует совокупность юридических гарантий.
Задержание должно осуществлять ровно таким образом, чтобы оно не нарушало прав человека и гражданина без законных на то оснований. Ст. 25 Конституции Республики Беларусь установлено, что «ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом» [6, ст. 25].
Иными словами, задержание должно быть основано на принципе законности.
Одна из самых важных юридических гарантий является правосудие, которое состоит в деятельности судов, которая направлена на рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.
Органы внутренних дел – это составная часть механизма законности, они призваны обеспечивать защиту личности, безопасность общества и государства.
Следует отметить, что в 2016 году был проведен мониторинг общественного мнения о работе органов внутренних дел Республики Беларусь. В опросе приняло 39 тысяч человек, занятых в различных сферах деятельности. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о высоком уровне доверия к органам внутренних дел со стороны общества. Так, уровень доверия составил 65,2 процента.
Из 100 процентов опрошенных 79,9 процентов сказали об их удовлетворенности оперативностью реагирования нарядами милиции на поступающие по телефону «102» сообщения о преступлениях, административных правонарушениях, о происшествиях [13, с. 60].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы и предложения:
Меры уголовно-процессуального принуждения представляют собой предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства принудительного характера, которые применяются уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами при наличии оснований и в установленном законодательством порядке в отношении отдельных участников уголовного процесса. Такие меры всегда либо ограничивают, либо вовсе лишают участника уголовного судопроизводства прав и свобод, однако осуществляется это исключительно на законных основаниях.
Задержание – это мера уголовно-процессуального принуждения, которая состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом.
Наиболее распространенным видом задержания является задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления. Для такого задержания требуется наличие предусмотренных в законе оснований.
Условиями задержания по непосредственно возникшему подозрению являются следующие: лицо попыталось скрыться с места преступления; оно не имеет постоянного места жительства либо проживает в другой местности; его личность не установлена.
Порядок задержания лица включает в себя несколько элементов:
- фактическое задержание лица и доставление орган уголовного преследования;
- личный обыск задержанного;
- составление протокола задержания;
- разъяснение задержанному прав, предусмотренных ст. 41 УПК;
- решение вопроса о задержании и помещении задержанного в изолятор временного содержания в виде составления постановления;
- письменное уведомление прокурора о задержании конкретного лица;
- допрос задержанного.
1. Белоусов, О.И. Задержание подозреваемого в уголовном процессе Украины: монография / О.И. Белоусова, С.М. Смоков. – Киев: Одесский гос. ун-т им. И.И. Мечникова, 2009. – 112 с.
2. Васильева, Е.Г. Меры уголовно-процессуального принуждения: монография / Е.Г. Васильева. – Уфа: Изд-во БашГУ, 2003. – 136 с.
3. Гриненко, А.В. Уголовный процесс: учебник / А.В. Гриненко. – 2-е изд., перераб. – М. : Норма, 2009. – 496 с.
4. Дадаев, Х.М. Уголовная ответственность за незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей: автореф. дисс… канд. юрид. наук / Х.М. Дадаев; Чеченский гос. ун-т. – Грозный, 2007. – 37 с.
5. Капинус, Н. И. Понятие и система мер уголовно-процессуального принуждения в зарубежных странах / Н. И. Капинус // Вестник академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2007. – № 1. – С. 46–53.
6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2011. – 48 с.
7. Корельский, В.М. Теория государства и права / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. – М. : Норма, 2002. – 616 с.
8. Кукреш, Л.И. Уголовный процесс. Общая часть: учебное пособие / Л.И. Кукреш. – Минск: Академия МВД, 2017. – 433 с.
9. Логвин, В. М. Некоторые теоретико-прикладные вопросы задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления / В. М. Логвин, Е. Ю. Тарасов, А. З. Игнатюк // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2001. – № 2. – С. 43–46.
10. Луговец, Н.В. Задержание подозреваемого и иные меры процессуального принуждения: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09 / Н.В. Луговец. – М.: Сарат. юрид. ин-т МВД РФ, 2003. – 203 с.
11. Модельный Уголовно-процессуальный кодекс государств-участников СНГ 1996 г. [Электронный ресурс] / Электронный фонд. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901914840.
12. Мытник, П.В. Уголовный процесс: судебные стадии: лекции / П.В. Мытник. – Минск : Тесей, 2001. – 288 с.
13. Ольшевский, А.В. Задержание подозреваемого как комплексный правовой институт: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09 / А.В. Ольшевский. – М., 2006. – 211 с.
14. Пикалов, И.А. Уголовный процесс в зарубежных странах (краткий курс): учебное пособие / И.А. Пикалов. – М.: Норма, 2005. – 374 с.
15. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 9 ноября 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 декабря 2006 г.: текст Кодекса по состоянию на 24 октября 2016 г. – Минск: Академия МВД, 2017. – 155 с.
16. Пурс, А.Г. Поиск решений терминологических проблем института задержания в уголовном процессе / А.Г. Пурс // Проблемы управления. – 2008. – № 3 (28). – С. 119–123.
17. Сергеев, А.И. Задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, по советскому уголовно-процессуальному закону / А.И. Сергеев. – Горький: ВШ МВД СССР, 1976. – 32 с.
18. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : текст Кодекса по состоянию на 18 июля 2017 г. – Минск : Академия МВД, 2017. – 343 с.
19. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 18 июля 2017 г. – Минск : НЦПИ РБ, 2017. – 320 с.
20. Уголовный процесс : учебник для бакалавриата юридических вузов / О.И. Андреева [и др.] ; под общ. ред. О.И. Андреевой. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 445 с.
21. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский [и др.] ; под общ. ред. А.В. Смирнова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 704 с.
22. Федоров, Г. Прикладные аспекты правовой природы и сущности задержания / Г. Федоров, А. Дроздов // Судовы веснiк. – 2008. – № 1. – С. 72–75.
23. Шостак, М.А. Уголовный процесс: учебное пособие / М.А. Шостак. – Минск: Амалфея, 2006. – 559 с.