ВВЕДЕНИЕ
Одним из сущностных признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы обязательно должны быть объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений. Следовательно, формы права – это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения [1, с. 139].
Наряду с понятием «форма права» зачастую употребляется понятие «источник права», однако данные понятия не тождественны. Если форма права показывает как организовано право, как оно выражено вовне, то источник права представляет собой систему факторов, предопределяющих содержание права и формы его выражения [2, с. 188]
Становление и развитие государственности в Республике Беларусь неразрывно связано с созданием новой законодательной базы и совершенствованием уже существующего законотворческого процесса. Законодательная база необходима для развития всякого цивилизованного общества, для нормальной жизни каждого человека в отдельности. Основным источником такой законодательной базы является нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, то есть предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение [3, с. 20]
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что нормативный правовой акт как форма права влияет практически на все сферы жизни белорусского общества. Ведь именно законы и подзаконные нормативные акты являются основными источниками права, с их помощью происходит регулирование общественных отношений и, как результат, они являются важнейшим фактором существования любого государства.
Целью исследования настоящей работы является изучение нормативного правового акта как формы права и пределов его действия во времени, пространстве и по кругу лиц. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
а) охарактеризовать понятие и виды источников (форм) права в Республике Беларусь;
б) определить понятие и признаки нормативного правового акта как формы права;
в) установить виды нормативных правовых актов и охарактеризовать их;
г) определить пределы действия нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и действия нормативных правовых актов.
Предмет исследования – нормативный правовой акт.
1 Нормативный правовой акт как форма права
1.1 Понятие, характеристика и виды источников (форм) права в Республике Беларусь
В 60-х годах XX века в отечественной юридической литературе шел спор по поводу употребления терминов «форма» и «источник» права. Профессор Шебанов считал целесообразным использовать понятие «форма права» вместо «источник права». Однако эта позиция не получила поддержки в науке, а вместо этого предлагалось уточнить термин «источник права» и называть его «юридически формальный источник права» [2, с. 188].
И на сегодняшний день в литературе понятие “источник права” используется в двух различных значениях – в значении “материального источника права” и в значении “формального источника права».
Под «материальным источником права»понимают причины образования права, то есть все то, что, согласно соответствующему подходу, порождает (формирует) позитивное право, те или иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум, воля бога или законодателя и так далее. Материальное право именуется также как источник права.
Под «формальным источником права»(форма права) имеется в виду форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права [4, с. 400].
Иными словами, как уже отмечалось, понятия «источник права» и «форма права» тесно между собой взаимосвязаны, но не являются тождественными.
Итак, источник – это основные начала, исходные положения. Говоря об источниках права, необходимо помнить, что право получило свое название от выражения «юстиция», то есть «правда, справедливость». Различают естественное и позитивное право.
Естественное право – правила поведения, вытекающие из свободной воли как естественного состояния человека и призванные служить мерилом и руководством для положительного законодательства, образцом его усовершенствования.
Позитивное право – правила поведения, определяемые государством и облекаемые в определенную форму [5, с. 276].
Таким образом, существующая в юридической науке точка зрения, согласно которой источник права является более широким понятием, нежели форма права, является господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:
2 Пределы действия нормативных правовых актов в Республике Беларусь
2.1 Действие нормативных правовых актов во времени
Действие нормативных правовых актов – это их действительное воздействие на общественные отношения. Каждый нормативный правовой акт предназначен для регулирования конкретных ситуаций, поэтому определение пределов его действия является обязательным условием обеспечения правомерности использования и применения предписаний, которые составляют содержание данного акта [22, с. 478].
Определяя пределы действия нормативного правового акта во времени, правовед Г. Ф. Шершеневич выделил три фактора, определяющие пределы такого действия:
а) момент, с которого начинается действие (начало действия);
б) время, на протяжении которого действует нормативный правовой акт(продолжительность действия);
в) момент, которым завершается действие (истечение действия) [15, с. 384].
Нормативные правовые акты вступают в силу:
- либо с момента их принятия. Момент принятия нормативного правового акта – это момент его подписания. Закон считается подписанным также в том случае, когда Президент не возвращает какой-либо правовой акт на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь [16, ст. 100]. Закон Республики Беларусь вступает в силу через десять дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок [10, ч. 1 ст. 65];
- либо со времени, указанного в самом нормативном правовом акте или в специальном акте о введении его в действие (например, с момента опубликования);
- либо по истечении определенного срока после их опубликования [9, с. 175].
Как устанавливает Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование – это доведение их до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в периодическом печатном издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, его электронной версии и иных официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь [10, ч. 2 ст. 62].
Порядок опубликования нормативных правовых актов Республики Беларусь регламентируется Законом «О нормативных правовых актах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, форма права есть способ выражения вовне государственной воли путем установления правовых норм, субъективных прав и юридических обязанностей. Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны между собой, но не тождественны. Понятие «источник права» намного шире понятия «форма права». Источник права есть официальный способ выражения государственной воли посредством закрепления в нем норм права.
Основными формами права являются правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор и нормативный правовой акт.
В Республике Беларусь основными формами права выступают нормативные правовые акты, нормативные договоры и в ограниченной мере правовые обычаи.
Нормативный правовой акт как форма права – это официальный документ уполномоченного государственного органа (должностного лица) либо принятый путем референдума, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
К основным признакам нормативного правового акта относятся: государственно-властный характер, нормативность, общеобязательность, процедурность, иерархичность, обладает соответствующими пределами действия.
Классифицировать нормативные правовые акты возможно по различным основаниям. Основная классификация состоит в делении их по юридической силе на законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Виды нормативных правовых актов Республики Беларусь перечислены в статье 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». К ним относятся Конституция Республики Беларусь, решение референдума, программный закон, кодекс Республики Беларусь, закон Республики Беларусь, Декрет Президента Республики Беларусь, Указ Президента Республики Беларусь, Директива Президента Республики Беларусь, постановления палат Парламента, постановления Совета Министров Республики Беларусь, регламент, инструкция, правила и другие.
Нормативные правовые акты обладают определенными пределами действия: временным, пространственным и субъективным.
Пределы действия нормативных правовых актов во времени четко регламентированы законодательством Республики Беларусь, в частности, законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», Декретом президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь».
Пределы действия нормативного правового акта ограничиваются территорией Республики Беларусь, за исключением случаев, когда
1. Матузов, Н.И. Теория государства и права : Учебник / Н.И. Матузов, А.В.Малько. – М. : Юристъ, 2004. - 245 с.
2. Морозова, Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. – М. : Юристъ, 2002. – 414 с.
3. Кузина, И.Л. Архивное право : Учебное пособие / И.Л. Кузина. – Комсомольск-на-Амуре : ГОУВПО «КнАГТУ», 2011. – 136 с.
4. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства : учебник / В.С. Нерсесянц. –М. : ИНФРА_М, 2012. – 560 с.
5. Мелехин, А.В. Теория государства и права : учебник / А.В. Мелехин. – М. : Маркет-ДС, 2007. – 640 с.
6. Иванников, И.А. Теория государства и права / И.А. Иванников. – М. : РИОР; ИНФРА-М, 2012. – 352 с.
7. Абдулаев, М.И. Теория государства и права : Учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев. – М. : Финансовый контроль, 2004. – 410 с.
8. Шевчук, Д.А. Теория государства и права : Конспект лекций / Д.А. Шевчук. - М. : Эксмо, 2009. – 299 с.
9. Общая теория права : учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев [и др.] ; под общ. ред. А.С. Пиголкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. - 384 с.
10. О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 361-З : с изм. и доп. : текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. – Минск : Дикта, 2004. – 59 с.
11. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Т.Н. Радько [и др.] ; под общ. ред. Т.Н. Радько. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Проспект, 2016. - 568 с.
12. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства : Учебник / В.В. Лазарев. - 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2001. – 520 с.
13. Бочков, А.А. Общая теория права : методические рекомендации : в 3 ч. / А.А. Бочков, В.В. Янч. - Ч. 3. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. - 50 с.
14. Чиркин, В.Е. Сравнительное правоведение / В.Е. Чиркин. – М. : Международные отношения, 2012. – 336 с.
15. Чепурнова, Н.М. Теория государства и права : Учебное пособие / Н.М. Чепурнова, А.В. Серегин. – М. : ЕАОИ, 2007. – 465 с.
16. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
17. О Президенте Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 21 февр. 2000 г., № 3602-XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - № 428-З. - 2/203.
18. Лагун, Д.А. Анализ юридической природы указов президента Республики Беларусь / Д.А. Лагун // Сб. науч. тр. / Право и демократия. – Минск, 2005. – Вып. 16. – С. 42–55.
19. Василевич, Г.А. Конституционное право : учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.
20. Сенькова, Т.В. Общая теория права : Краткий конспект лекций / Т.В. Сенькова. - Гомель : ГГУ имени Ф.Скорины, 2013. - 26 с.
21. Общая теория государства и права : учебник / А.Ф. Вишневский [и др.] ; под общ. ред. В.А. Кучинского. – М. : Изд-во деловой и учебной литературы, 2006. – 656 с.
22. Скакун, О.Ф. Теория государства и права : Учебник / О.Ф. Скакун. – Харьков : Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. - 704 с.
23. О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь : Декрет Президента Респ. Беларусь, 24 февр. 2012 г., № 3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2013. - № 6. - 1/14651.
24. Калинин, С.А. Об официальном опубликовании нормативных правовых актов в Республике Беларусь / С.А. Калинин // Право.by. – 2010. - № 1. – С. 163-167.
25. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : офиц. текст. – М. : Юрист, 2005. – 56 с.
26. Конституция Испании // Европа без посредников [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа : http://www.domeuropa.eu/leys/23-fales/50-konstitucziya-ispanii. - Дата доступа : 20.09.2016.
27. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 105-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2016. - № 414-З. - 2/2411.
28. Уголовный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : текст Кодекса по состоянию на 5 января 2016 г. – Минск: НЦПИ РБ, 2016. – 320 с.
29. О государственной службе в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 14 июн. 2003 г., № 204-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2012. - № 433-З. - 2/1985.
30. О воинской обязанности и воинской службе : Закон Респ. Беларусь, 5 нояб. 1992 г., № 1914-XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2015. - № 277-З. - 2/2275.