ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЪЕКТ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
1.1 Объект преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
1.2 Объективная сторона преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
ГЛАВА 2 СУБЪЕКТ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
2.1 Субъект преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
2.2 Субъективная сторона преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Борьба с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является одной из важных задач современного общества, в связи с тем, что транспорт плотно вошел в нашу повседневную жизнь. Без использования транспортных средств невозможно нормальное функционирование общества, бизнеса, производственной сферы, да и государства в целом.
Вместе с тем существует и отрицательная сторона. Она выражается в том, что использование транспортных средств, являющихся источником повышенной опасности, нередко сопряжено с угрозой для жизни людей и причинения имущественного ущерба, и поэтому нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств могут повлечь особенно тяжкие последствия. Именно в связи с вероятностью наступления таких последствий, человек, злостно нарушающий эти правила играет в рулетку с другими человеческими жизнями, с судьбой, и с административным и уголовным законодательством.
В целях профилактики таких нарушений необходимо законодательное усовершенствование существующих норм и введение новых, в том числе и уголовно-правовых.
Вопросам уголовной ответственности водителей транспортных средств и лиц, ответственных за их эксплуатацию, на страницах юридической литературы уделялось самое пристальное внимание, начиная со второй половины минувшего столетия. Однако, несмотря на разработанность данной тематики, в настоящее время имеется ряд проблем, ранее окончательно не разрешенных либо вовсе не рассматривавшихся в отечественной литературе в силу своей новизны. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы.
ГЛАВА 1 ОБЪЕКТ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
1.1 Объект преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Под объектом преступления принято понимать то, на что было направлено совершенное посягательство, а также то, в отношении чего может быть причинен вред в ходе совершения преступления либо уже был причинен вред.
В ст. 2 УК отражен общий перечень всех предусмотренных объектов уголовно-правовой охраны. В состав данного перечня включаются такие как: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Республики Беларусь, мир и безопасность человечества [20]. Данные объекты уголовно-правовой охраны более детально рассмотрены и раскрыты в положениях Особенной части УК. Они нашли свое отражение в первую очередь в тексте наименований разделов и глав УК. Это связано с тем, что в целом, Особенная часть УК строится на признаке родового объекта преступления.
Говоря, в целом, о понятии объекта преступления, нужно отметить наличие неразрывной связи указанного понятия с сутью преступного деяния, в частности, с его признаками. При этом нужно иметь в виду, что будет отсутствовать само преступление в том случае, если не будет объекта посягательства [9, с.110]. Так, в случае, если результатом того или иного совершенного деяния не будет являться причинение определенного ущерба тем благам и интересам, которые подлежат уголовно-правовой охране, или же если тот вред, который был причинен, будет расценен как малозначительный, то тогда нельзя признать подобное деяние и рассматривать его в качестве преступления.
ГЛАВА 2 СУБЪЕКТ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
2.1 Субъект преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
При рассмотрении вопроса о субъективных признаках преступления нужно сказать о том, что к обязательным элементам состава преступления надлежит относить субъект преступления. В частности, под данный термином принято понимать то физическое, а также вменяемое и достигшее определенного в законе возраста лицо, совершившие общественно опасное деяние. Кроме того, если рассматривать вопрос о субъекте преступления в узком значении, то под ним необходимо будет понимать то лицо, которое совершило преступное деяние.
Обозначенные признаки субъекта преступного деяния носят и являются по своей сути общими и в связи с этим, следует полагать, что они также относятся и характеризуют субъект преступления, предусмотренного положениями гл. 28 УК. В рамках науки уголовного права некоторые авторы полагают, что применительно к составу преступления, предусмотренному положениями гл. 28 УК следует говорить о наличии общего субъекта, так как речь идет исключительно о том лице, которое управляет транспортным средством [11, с.62].
В связи с этим, полагаем необходимым считать, что применительно к гл. 28 УК речь может идти лишь о специальном субъекте преступления, которые будет обладать следующими признаками:
– физическое лицо,
– вменяемое,
– достигшие шестнадцатилетнего возраста,
– лицо, осуществляющее управление транспортным средством [20].
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
Умение правильно квалифицировать преступления, то есть осуществлять выбор уголовно-правовой нормы, точно отражающей фактические обстоятельства содеянного, позволяет отграничить преступное от непреступного, дать правовую оценку содеянного, соответствующую закону, определить те фактические обстоятельства, в которых воплощены признаки состава преступления и которые необходимо доказать в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, гарантировать соблюдение законности в заключении следователей и определении судей, обеспечить реализацию задач уголовного права и процесса в правоприменительной деятельности [11, с.103].
Так, следователь в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, а судья – в приговоре, – обязаны указывать, какие именно Правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств были нарушены виновным лицом, в чем конкретно выразилось это нарушение и состоит ли оно в причинной связи с наступившими преступными последствиями, а также изложить механизм ДТП [14].
При расследовании автотранспортных преступлений возникает проблема квалификации действий водителей самодвижущихся механизмов (строительных машин, комбайнов, тракторов и т.п.), так как они могут быть использованы и по прямому назначению, не связанному с безопасностью движения, и как транспорт. По делам такого рода необходимо выяснить, использовались ли механизмы как транспортные средства или вред причинен при производстве других (нетранспортных) работ. В первом случае страдают общественные отношения в сфере безопасности движения, составляющие объект автотранспортных преступлений, а во втором – иные общественные отношения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Объект преступного посягательства представляет собой многогранный термин. Основным значением определения и установления объекта преступного посягательства является то, что в соответствии с ним устанавливается социальная сущность и общественная опасность того или иного преступного деяния.
Нужно также отметить наличие связи между рассмотренными понятиями «безопасность дорожного движения» и «безопасность эксплуатации». Основная связь состоит в том, что в целом, то техническое состояние, которое имеется у конкретного транспортного средства должно в полной мере соответствовать, а также гарантировать и обеспечивать безопасность дорожного движения. Также данные понятия выступают между собой в отношениях как целое и частное. При этом частным термином является «безопасность эксплуатации», поскольку безопасность дорожного движения является более широким понятием.
В качестве родового объекта гл. 28 УК можно признать общественную безопасность и общественный порядок, в качестве видового объекта – безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Объективная сторона преступления может быть выражена деянием в виде нарушения ПДД или эксплуатации транспортных средств, преступными последствиями в виде причинения тяжкого вреда здоровью, смерти одного или нескольких лиц и причинной связи между ними.
1. Гайков, В.Т. Установление субъективной стороны в процессе квалификации преступлений, предусмотренных гл. 28 УК / В.Т. Гайков // Известия высших учебных заведений. – 2016. - № 6. – С. 74-77.
2. Гвоздева, Е.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: дис…канд.юрид. наук / Е.В. Гвоздева. – М., 2017. – 204 с.
3. Жулёв, В.Н. Транспортные преступления / В.Н. Жулев. – М., 2012. – 190 с.
4. Иванов, Н.Г. Курс уголовного права. Особенная часть: учебное пособие / Н.Г. Иванов. – М.: Экономика, 2015. – 667 с.
5. Игнатов, А.Н. Уголовное право: учебник для вузов. В 2 т. Т. 2. Особенная часть / А. Н. Игнатов, Ю. А. Красиков. – М.: Издательство НОРМА, 2015. – 728 с.
6. Кирвель, В. К. Расследование преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств: пособие / В. К. Кирвель. – Минск: Амалфея, 2016. – 73 с.
7. Коробеев, А.И. Транспортные преступления / А.И. Коробеев. – СПб.: Юрид. Центр Пресс, 2014. – 404 с.
8. Куринов, Б.А. Автотранспортные преступления. Квалификация и ответственность / Б.А. Куринов. – М.: Юрид. лит., 2010. – 208 с.
9. Линкевич, А.Е. К вопросу об объекте нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / А.Е. Линкевич // Евразийский юридический журнал. – 2014. – № 6. – 110-113.
10. Нафиков, М.М. Проблемы определения субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 317 УК (вопросы теории и практики) / М.М. Нафиков // Судебный вестник. – 2014. – № 2. – С. 24-27.
11. Неверов, В.И. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовое и криминологическое исследование: диссертация кандидата юридических наук / В.И. Неверов. – Саратов, 2006. – 215 с.
12. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст.ст. 317-318, 321 УК): постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 1 октября 2008 г. № 7 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2020.
13. Плохова, В.И. Системное толкование норм Особенной части уголовного права: учеб. пособие / В.И. Плохова. – М.: Юрлитинформ, 2017. – 214 с.
14. Правила дорожного движения: утв. Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2020.
15. Проблемы установления причин дорожно-транспортных преступлений / М.В. Баранчиков // Вестник Белоруского государственного университета. – 2014. – № 6. – С. 12-17.
16. Пушков, В.Г. Формы вины при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / В.Г. Пушков // Актуальные вопросы юридической науки и практики. – 2019. - № 7. – С. 468-471.
17. Семикин, М.А. Специальная цель: обязательный признак субъективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 317 УК / М.А. Семикин // Научная дискуссия. – 2016. – № 3. – С. 13-16.
18. Смирнов, Д.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств : автореф. дис. канд. юрид. наук / Д.В. Смирнов. – М., 2015. – 32 с.
19. Тяжкова, И.М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности / И.М. Тяжкова. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. – 278 с.
20. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 года : одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2020.
21. Федорченко, М.В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовой и криминологический аспекты: диссертация кандидата юридических наук / М.В. Федориченко. - Мн, 2014. – 218 с.