Особенности использования игрушек в работе с детьми дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности использования игрушек в работе с детьми дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости»
по дисциплине: «Олигофренопедагогика»
2021
45.00 BYN
Особенности использования игрушек в работе с детьми дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Олигофренопедагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты исследования игровой деятельности дошкольников с легкой интеллектуальной недостаточностью.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тематическое планирование занятий по обучению дошкольников с легкой степенью интеллектуальной недостаточности игровым действиям с игрушками.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРУШЕК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ
1.1 Игрушка как средство игровой деятельности и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста
1.2 Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточности
1.3 Игрушка как средство коррекции психического развития детей дошкольного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточности
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРУШЕК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ
2.1 Процедура и методы организации исследования
2.2 Оценка сформированности игровой деятельности детей дошкольного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточности
2.3 Варианты использования игрушек в работе с детьми дошкольного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточности на основании учета сформированности игровой деятельности
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена важной ролью игровой деятельности в психическом развитии ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра, а игрушка ее средством, поэтому большинство детских игр связано с использованием игрушек. Игрушки служат средством воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения и предметом проявления детской индивидуальности. Игрушка должна развивать познавательные способности, воображение; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка. Однако у детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности развитие игровой деятельности происходит в выраженно замедленном темпе по сравнению с нормативными этапами развития игры.
Вне специально организованного обучения дети с легкой степенью интеллектуальной недостаточности не могут овладеть игровыми действиями с игрушками. Вместе с тем в процессе обучения эти дети способны овладеть не только разнообразными действиями с игрушками, но разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетных и сюжетно-ролевых игр. Последовательное выполнение нескольких действий весьма сложно для детей этой категории, поэтому они допускают нарушения порядка действий в цепочке, часто забывая, что следует делать дальше, и ожидая подсказки от взрослого. Важным моментом в организации взаимодействия с игрушками у детей с легкой интеллектуальной недостаточностью является обучение их функции замещения. Поэтому необходимо учить использовать различные предметы не только в их прямом назначении, но и в качестве заменителей, например: кубик-мыло, стол, стул и.т.д., стул-мотоцикл, лошадка и.т.п., палочка-градусник, расческа и др. Неумение использовать предметы-заменители связано не только с недоразвитием у детей образного мышления и воображения, но, прежде всего, с тем, что у них чрезвычайно скуден запас представлений об окружающем мире и беден опыт предметных действий.
Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). В отечественной педагогической и психологической науке и игра на начальных этапах ее изучения анализировалась с позиции деятельности, которая имеет решающее влияние на развитие психики дошкольника. Исследованием игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью занимались такие ученые, как В.М. Астапов, Т. А. Власова, Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер и другие.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРУШЕК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ
1.1 Игрушка как средство игровой деятельности и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста
Самым главным атрибутом игры можно назвать игрушку. Игрушки – это определенные предметы, которые специально сделаны для игр, а также с целью реализации игровой деятельности не только детей, но и взрослых. Среди важнейших особенностей игрушки можно назвать тот признак, что в ней в самом сконцентрированном виде отражены главные черты, а также свойства конкретного предмета, с которыми ребенок, в процессе игры может воспроизводить определенные действия. Образно можно сказать, что игрушка представляет собой определенную своеобразную школу воспитания ребенка. Потому что игрушки побуждают ребенка бегать, прыгать, метать, ловить, то есть способствуют развитию движений, обеспечивают двигательную активность. Также игрушки являются важнейшим средством развития общения ребенка.
Игрушка является одной из базовых форм отражения общественного опыта, потому что она предназначена для трансляции посредством особой форме ценностей общественной культуры и передаче опыта поколений для потомков [9, с. 15]. В этой связи игрушка как элемент целостной игровой деятельности представляет собой необходимое средство усвоения общественного опыта, то есть инкультурации, в ходе которой происходит освоение ребенком основного содержания культуры общества, усвоение менталитета, а также наиболее значимых культурных образцов поведения. Игрушка поэтому представляет для ребенка не просто развлечение, а настоящее духовное орудие, посредством которого он может освоить всю сложность окружающего мира, изучить законы взаимоотношений в социуме [1, с. 104].
Самую первую классификацию игрушек по ее видам предложил А.С. Макаренко. Педагогом были все игрушки разделены на три базовыхтипа:
1. Игрушка готовая, также ее называют механическая либо простая игрушка. Они представляют самые разнообразные предметы: машинки, пароходы, животных, кукол, и т.д.
2. Игрушка полуготовая, которая предполагает определенного доделывания ее ребенком: это самые разнообразные кубики с составными картинками, различные конструкторы, пазлы, разборные модели игрушек.
3. Игрушка-материал: к ним относятся все материалы, из которых возможно изготовить игрушку – глина, песок, бумага, дерево, разнообразные подручные материалы [5, с. 56].
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРУШЕК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ
2.1 Процедура и методы организации исследования
С целью оценки использования игрушки ребенком дошкольного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточности было проведено исследование помощью методики игровой деятельности с акцентом на специфику взаимодействия с игрушкой.
Выборка исследования: 8 детей дошкольного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Возраст детей: 4-5 лет.
Для сбора эмпирического материала применялись следующие методы исследования:
1) наблюдение за игровой деятельностью (по Г.А. Урунтаевой),
2) методика «Диагностика игры детей» (Н.Ф.Комарова), позволяющая оценить уровень развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.
1. Наблюдение за игровой деятельностью (по Г.А. Урунтаевой) [32].
Цель наблюдения: изучить особенности игровой деятельности дошкольников, а также специфику взаимодействия с игрушками.
Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей.
Оцениваются следующие особенности игровой деятельности:
1. Наличие продолжительного интереса к игрушкам, а также реализуемые действиям с ними.
Оценка производится в баллах:
0 баллов – интерес к игрушкам отсутствует
1 балл – интерес к игрушкам присутствует
2. Проявления эмоциональных реакций на игрушки.
0 – эмоциональные реакции отсутствуют
1 – эмоциональные реакции присутствуют
3. Временная продолжительность реализации взаимодействия с конкретной игрушкой.
Оценивается в минутах.
4. Характер выбираемых игрушек (доминирование предметных либо сюжетных).
Оценка в баллах:
1 – предметные игрушки
2 – сюжетные игрушки
5. Наличие применения в игре предметов-заменителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игрушки – это определенные предметы, которые специально сделаны для игр, а также с целью реализации игровой деятельности не только детей, но и взрослых. Игрушка является одной из базовых форм отражения общественного опыта, потому что она предназначена для трансляции посредством особой форме ценностей общественной культуры и передаче опыта поколений для потомков. В этой связи игрушка как элемент целостной игровой деятельности представляет собой необходимое средство усвоения общественного опыта, то есть инкультурации, в ходе которой происходит освоение ребенком основного содержания культуры общества, усвоение менталитета, а также наиболее значимых культурных образцов поведения. Игрушка поэтому представляет для ребенка не просто развлечение, а настоящее духовное орудие, посредством которого он может освоить всю сложность окружающего мира, изучить законы взаимоотношений в социуме.
У детей дошкольного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточности особенности игровой деятельности можно охарактеризовать как несформированные. В частности, дети производят крайне однообразные и примитивные манипуляции с игрушками, не учитывают их функциональное назначение. У большинства дошкольников с интеллектуальными нарушениями наряду с выраженными манипулятивными действиями могут наблюдаться и ряд процессуальных действий (в частности, ребенок может длительное время повторять одно и то же игровое действие или манипуляцию). Для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью типичным является реализация игровых действий молча. Дошкольники с интеллектуальными нарушениями на протяжении продолжительного периода времени не могут обнаружить выраженной потребности в игровой деятельности. Им не интересны игрушки и они не пытаются установить контакт со взрослым или сверстниками. Проявляется крайне неустойчивый интерес к осуществлению игровых действий и к игрушкам.
Особое значение в психическом развитии ребенка и коррекционной направленностью обладают игрушки. Дидактические игрушки наиболее активно применяются в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Также широко используются образные игрушки, которые могут помочь разнообразить сферу реализации игровых действий, они позволяют ребенку обогащать сюжет, формируют различные игровые ситуации. Коррекционной направленностью обладают также разнообразные игрушки-орудия, то есть уменьшенные копии, отражающие особенности орудий труда, применяемых взрослыми. Их использование в игровой деятельности позволяет развивать предметные действия, а также познавать окружающий мир. Применение игр с техническими игрушками позволяет активизировать познавательную активность ребенка.
1. Бабаева, Т. И. Становление позиции игровой деятельности субъекта у ребенка дошкольного возраста / Т. И. Бабаева, О. В. Солнцева // Развитие ребенка младшего школьного и дошкольного возраста, как субъекта деятельности. Коллективная монография. – СПб, Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – С.104-145.
2. Баряева, Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития / Л. Б. Баряева, А. Зарин. – СПб. : Изд-во РГПУ им А. Г. Герцена ; Изд-во «Союз», 2001. – 414 с.
3. Винникова, Е. А. Дошкольная олигофренопсихология : пособие / Е. А. Винникова, С. А. Глуховская. – Минск : БГПУ, 2012. – 216 с.
4. Данилович, Ю.С. Особенности игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Ю.С. Данилович, О.В. Мамонько // Специальное образование: профессиональный дебют: Материалы VIІ Республиканской студенческой научно-практической конференции (с международным участием) 26 февраля 2016 г. – Минск: БГПУ, 2016.
5. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство» / Сост. и ред.: А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. – 120 с.
6. История и современность отечественной педагогики. Т. 4 / под общ. ред. В. В. Рубцова. - М.: Аспект пресс, 2017. – 316 с.
7. Игра и дошкольник. Развитие в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сборник / Науч. ред.: Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
8. Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. – М.: Приори, 2016. – 220 с.
9. Кислякова, Ю. Н. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 80 с.
10. Короткова, Н. А. Сюжетная игра дошкольников / Н. А. Короткова. – М.: «Линка-Пресс», 2016. – 211 с.
11. Михайленко, Н. Я. Организация в детском саду сюжетной игры / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М.: «Линка-Пресс», 2015. – 160 с.
12. Новосёлова, С. Л. Метод комплексной поддержки самодеятельных игр / С. Л. Новоселова [и др.]. – М. Норма. 2017. – 230 с.
13. Слепович, Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е. С. Слепович. – Минск: НИО, 2012. – 415 с.
14. Смирнова, Е. О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников / Е. О. Смир.нова, И. А. Рябикова // Вопросы психологии. – 2013. – № 2. – С. 42-48.
15. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О. В. Сонцева. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176 с.
16. Трифонова, Е.В. Развитие игры детей 5-7 лет. Методическое пособие. / Авт. колл.: Волкова Е.М., Иванкова Р.А., Качанова И.А., Трифонова Е.В. // Под ред. Трифоновой Е.В. - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 208 с.
17. Федосеева, О.А. Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью / О.А. Федосеева // Молодой ученый. – 2012. – № 11 (46). – С. 489-491.
18. Щербетова, А.Ю. Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта / А.Ю. Щербетова // Проблемы педагогики. – 2018. – №1. – С.10-22.
19. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1999. – 360 с.
20. Эльконинова, Л. И. О работах, продолжающих традицию Д. Б. Эльконина на кафедре возрастной психологии / Л. И. Эльконинова // Московская психологическая школа. – 2014. – № 4. – С. 12-16.
21. Ядэшко, В. И. Дошкольная педагогика: учебное пособие для учащихся педагогических училищ / В. И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина. – М.: Просвещение, 2016. – 415 с.
22. Яппарова, Г. М. Игровые технологии, как средство формирования социальной компетентности старших дошкольников / Г. М. Яппарова // Материалы I Международной научно-практической конференции «Наука: теория и практика - 2016». – Наука и образование, 2016. – Т. 2. Педагогические науки. – С. 105-108.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты исследования игровой деятельности дошкольников с легкой интеллектуальной недостаточностью.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тематическое планирование занятий по обучению дошкольников с легкой степенью интеллектуальной недостаточности игровым действиям с игрушками.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты