Особенности развития социальной компетенции младших школьников
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности развития социальной компетенции младших школьников»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2021
45.00 BYN
Особенности развития социальной компетенции младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
Введение
1 Значение, сущность и возрастные особенности социальной компетентности учащихся младших школьников
2 Содержание и структура социальной компетентности учащихся младшего школьного возраста
3 Основные направления развития социальной компетентности младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. Когда ребенок приходит в школу, перед ним стоит задача усвоения школьной программы, а также личностного развития. Результатом личностного развития является готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению; формирование у них мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции; правовая осведомленность; умение ставить цели и строить жизненные планы; способность понять русскую идентичность в мультикультурном обществе.
Социальная компетентность складывается из знания норм и правил общения и поведения в обществе, знания продуктивных способов взаимодействия с окружающими людьми, знания собственных личностных характеристик, способствующих достижению успеха, желания проявить себя в социально одобряемой деятельности. , добиваясь успеха, ценить отношение к творчеству, ценить отношение к себе и другому человеку.
Младший школьный возраст эффективен для развития социальной компетентности, так как в этот период учащиеся претерпевают изменения в мотивационной, когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, в способах взаимодействия с другими, в развитии моральных, умственных и физических аспектов. Также 4 формирование произвольности психических процессов, процессов подчинения мотивов, начинает проявлять эмоциональную реакцию на воспитательное воздействие.
Основным видом деятельности младшего школьника является обучение, в процессе которого происходит приобретение новых знаний, навыков и умений, накопление систематической информации об окружающем мире, природе и обществе. Иерархия мотивов и связанных с ними устоявшихся способов поведения в этом возрасте еще не сформирована, что позволяет наиболее эффективно влиять на процесс развития социальной компетентности.
Социальная компетентность рассматривается в работах Калининой Н. В., Коблянской Е. В., Лукьянова И. И. и др.. Процесс развития социальной компетентности рассматривают Серякова С. Б., Галакова О. В. и др.
Цель: изучить особенности развития социальной компетенции младших школьников
Предмет: особенности развития социальной компетенции младших школьников
Объект: социальная компетенция младших школьников
Задачи:
1. Охарактеризовать значение, сущность и возрастные особенности социальной компетентности учащихся младших школьников
2. Определить содержание и структуру социальной компетентности учащихся младшего школьного возраста
3. Проанализировать основные направления развития социальной компетентности младших школьников
Методы: обобщение, сравнение и анализ литературных источников.
1 Значение, сущность и возрастные особенности социальной компетентности учащихся младших школьников
Прошлые и текущие исследования направлены на дальнейшее понимание того, как и почему социальная компетентность важна для здорового социального развития. Изучение социальной компетентности началось в начале 20 века. Заслуживающим внимания открытием стало то, что социальная компетентность связана с будущим психическим здоровьем, что послужило стимулом для исследований того, как дети взаимодействуют со своими сверстниками и действуют в социальных ситуациях. По мере развития исследований были разработаны различные определения и методы измерения, соответствующие этим новым открытиям.
В 1930-х годах исследователи начали изучать группы детей и то, как характеристики детей влияют на их положение в этих группах сверстников. В 1950-х и 1960-х годах исследования установили, что социальная компетентность детей связана с будущим психическим здоровьем (например, неадекватные результаты во взрослом возрасте), а также с проблемами в школе. С этого момента исследования социальной компетентности значительно расширились, поскольку растущее количество доказательств демонстрирует важность социальных взаимодействий.
В середине века исследователи начали рассматривать социальную компетентность с точки зрения навыков решения проблем и стратегий в социальных ситуациях. Социальная компетентность теперь концептуализировалась с точки зрения эффективного социального функционирования и обработки информации. В 1970-х и 1980-х годах исследования начали сосредотачиваться на влиянии поведения детей на отношения, что повлияло на изучение эффективности обучения детей социальным навыкам, зависящим от возраста, пола и контекста.
Пытаясь определить, почему некоторые дети не проявляют социальных навыков в некоторых взаимодействиях, многие исследователи разработали модели обработки социальной информации, чтобы объяснить, что происходит в социальном взаимодействии. Эти модели сконцентрированы на факторах взаимодействия, таких как поведение, то, как люди воспринимают и судят друг друга, и как они обрабатывают социальные сигналы. Они также сосредотачиваются на том, как люди выбирают социальные цели, решают, как лучше всего реагировать на ситуацию, и применяют выбранный ответ. Подобные исследования часто изучали взаимосвязь между социальным познанием и социальной компетентностью.
Младший школьный возраст ̵ этап развития ребенка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы младшего школьного возраста различны в разных странах и конкретных исторических условиях. Границы младшего школьного возраста определены в диапазоне от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального образования.
2 Содержание и структура социальной компетентности учащихся младшего школьного возраста
В настоящее время проблема развития социальной компетентности студентов является актуальной социальной и психолого-педагогической проблемой. Дефицит социальной компетентности в настоящее время проявляется на разных уровнях социальной жизни. Об этом свидетельствует рост судебных тяжб, гражданских конфликтов, случаев словесного и физического насилия и антиобщественного поведения. Поэтому в современных условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не только дать учащимся определенный уровень знаний, навыков и умений по основам естествознания, но и обеспечить возможность жить в современном сверхкомплексе. общества, достигают общественно значимых целей, эффективно взаимодействуют и решают жизненные проблемы.
Младший школьный возраст - важнейший этап в развитии личности, ее социализации и формировании социальной компетентности. Школа сегодня призвана стать фактором развития личности ребенка. Процесс социализации подрастающего поколения, его непрерывное развитие в новых социокультурных условиях имеет фундаментальное значение в педагогической науке и практике.
Интерес к проблеме формирования социальной компетентности человека возник во второй половине ХХ века. Социальная компетентность ранее не рассматривалась как интегративная характеристика личности, систематически отражающая уровень социальной адаптации субъекта деятельности [14].
Социальные навыки необходимы каждому ребенку, особенно от рождения до пяти лет, поскольку они закладывают основу для будущего жизненного успеха и положительного вклада в общество. Это связано с тем, что возникающие социальные навыки и ранний опыт влияют на понимание детьми себя и мира. Социальная компетентность похожа на концерт в развитии ребенка, с того момента, как ребенок начинает слушать других и взаимодействовать с ними.
Способность ребенка использовать социальные навыки в этом юном возрасте кажется решающей. Развитие академических навыков в этом возрасте может быть неважным или даже необязательным, по сравнению с акцентом на развитие их социальной компетентности, потому что академические навыки, как правило, развиваются у большинства детей в школьные годы. Однако ребенок будет испытывать трудности в учебе, если к моменту поступления в школу он не отработает или не развит социальные навыки.
3 Основные направления развития социальной компетентности младших школьников
Социальная компетентность основана на знаниях об обществе, правилах и методах поведения в нем и умении применять их на практике. Для младшего школьника общество представлено широкой (мир, страна) и узкой (семья, школа, двор) средой. Его социальная компетентность определяется тем, насколько хорошо он разбирается в обоих вопросах. И эти знания складываются не только из информации о мире, стране, регионе, представленных в них особенностях, школе, семье, но и из понимания особенностей человеческого взаимодействия, традиций, норм и правил поведения. Поэтому одним из важных способов развития социальной компетентности является формирование у ребенка знаний о способах поведения и взаимодействия в каждой из этих сред.
Однако давно установлено, что прямая передача знаний от учителя к ученику; прямое воздействие учителя часто оказывается неэффективным. Гораздо более успешным, по мнению А.С. Макаренко [18], будет воздействие на ученика через его окружение, в том числе через группу сверстников. Каждый ребенок приходит в коллектив со своим индивидуальным опытом; багаж поведенческих стратегий, которые могли сформироваться спонтанно или в результате семейного воспитания. Этот опыт не всегда может быть полезным для ребенка и позволить ему продуктивно взаимодействовать с другими. Один из способов обогатить «полезный» социальный опыт ученика - групповая деятельность.
Однако необходимо подчеркнуть, что групповая деятельность должна удовлетворять ряду условий, чтобы быть источником социального опыта: - воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления от повседневной жизни;
- вызвать у ребенка личный интерес и понимание социальной значимости результатов своей деятельности;
- предложить ребенку активные действия, связанные с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой;
- предполагают взаимопомощь, вызывают необходимость сотрудничества [19, с. 175].
Другими словами, необходимо организовать совместную деятельность школьников, направленную на получение социально значимого продукта. Социальная значимость результата будет мотивировать школьников к активности и формировать у них ответственное отношение к групповой работе.
Заключение
Таким образом, несмотря на существование различных определений социальной компетентности, установлено, что социальная компетентность, во-первых, отражает взаимодействие человека и социальной среды; во-вторых, это формирование у человека методов межличностного взаимодействия, которые могут быть основаны на личном социальном опыте, следовании традициям, установкам общества или через получение знаний; в-третьих, это интегративная характеристика, состоящая из нескольких компонентов; в-четвертых, это соотношение собственных целей и потребностей с целями и потребностями другого человека, группы людей и общества в целом.
Под социальной компетентностью ученика начальной школы мы понимаем способность ребенка к социальной активности в современном обществе, к продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, а также к успешному выполнению социальной роли ученика. Модель социальной компетентности может быть представлена как набор компетенций, способствующих социальной адаптации студентов. Среди этих компетенций можно выделить такие как: принятие норм и правил взаимодействия с людьми, ответственность за свои действия, умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации, умение вести переговоры, способность к самоорганизации, оценивать деятельность другого. Содержание процесса формирования социальной компетентности студента: включение ребенка в общественно значимую деятельность, формирование мотива этой деятельности студента на основе учета норм, ценностей, целей конкретное сообщество, приобретение социального опыта путем решения личностно значимых социальных задач разного типа, соответствие содержания и типа задач фазам социализации, открытость школы, обеспечивающая взаимодействие ученика с разными сообществами в учебный процесс.
Социальная компетентность включает следующие компоненты: когнитивный, поведенческий, эмоциональный. В.Н. Куницына выделяет следующие типы: вербальная компетентность; коммуникативная компетентность; социально-профессиональная компетентность; социально-психологическая компетентность; самоидентификация (эго-компетентность). Я. Маслова определяет структуру социальной компетентности, выделяя критерии и показатели формирования социальной компетентности в результате социализации студента, выражая их через личностные образования, которые можно измерить.
1 Детская психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
2 Токарева, Н. Г. Развитие социальной компетентности младших школьников как одно из важнейших направлений работы в начальной школе / Н. Г. Токарева, Р. А. Петров // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г..) — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 139-141
3 Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5.
4 Савенков А. Аспекты компетентности/ А.Савенков//Директор школы.-2009. - №.3. – С. 40-49
5 Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 137-143.
6 Хуторский А. В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 55-61
7 Сахарова В. И. Исследовательская деятельность ̵важнейший ресурс профессиональной компетентности педагога // Мир образования. 2008. №4. С. 13.
8 Коблянская Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности // Дисс. канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1995. - С. 210.
9 Лукьянова М. И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. Кострома, 2001. С. 240-242.
10 Калинина Н. В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. М.: Кострома. 2001. С. 146-148
11 Масленникова В. Ш. Личностная композиция социального отношения // Современные концепции воспитания. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. С. 84-89.
12 Немов Р. С. Психология образования. М.: ВЛАДОС, 2002. - 608 с.
13 Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности: Монография. -М.: Экон-Информ, 2009.- 164 с.
14 Коротина, Ю. В. Структурно-содержательные особенности социальной компетентности младших школьников / Ю. В. Коротина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. - №12. – С. 143-149
15 Белицкая, Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 42–57.
16 Маслова И. А. Социализация подростка в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования детей: автореф. дисс. - Магнитогорск, 2007. - 23 с.
17 Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
18 Макаренко А.С. Человек должен быть счастливым / А.С.Макаренко.-М.: Карапуз, 2009.-285 с.
19 Галакова О. В. Модель развития социальной компетентности младших школьников // Вестник ВГТУ. 2012. №10-2. С. 131-137
20 Лебедева В. П., Орлов В. А., Панов В. И. Практикоориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. 1996. №6. С. 25-30.
21 Галакова, О.В. Модель социальной компетентности детей младшего школьного возраста / О.В.Галакова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. - №4. – С. 24-31
22 Рогов Е. И. Психология общения. М.: Издат. центр «Академия». - 2009. - 231 с.
23 Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб.: Речь, 2002. -416 с.
24 Лукьянов И. И. Базовые потребности как основа развития социальной компетентности подростков // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С. 41-47.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты