Уголок природы-средство экологического воспитания и образования дошкольников
ПК БрГУ (Пинский колледж БрГУ им.А.С.Пушкина)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Уголок природы-средство экологического воспитания и образования дошкольников»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Уголок природы-средство экологического воспитания и образования дошкольников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли-сад № 39, ГУО (г. Пинск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Занятие №1 Тема: «Путешествие с комнатными растениями».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Игры.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ
1.1 Значение уголка природы в экологическом воспитании и образовании детей дошкольного возраста
1.2 Требования к подбору объектов и организации уголка природы в учреждении дошкольного образования, сезонные изменения
1.3 Уголок природы в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ
2.1 Диагностика уровня экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
2.2 Организация работы по формированию системы знаний об объектах уголка природы и умений ухода за ними
2.3 Оценка эффективности работы по формированию системы знаний об объектах уголка природы и умений ухода за ними
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема современности: только экологическое мировоззрение, экологическая культура нынешних людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния, в котором они находятся сейчас. Экологическое образование важно и с позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, планомерно осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей с экологической культурой, оно интенсивно воздействует на его ум, чувства, волю.
Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Мир природы предоставляет большие возможности для всестороннего развития ребенка. Воспитательную ценность природы невозможно переоценить. Общение с природой положительно влияет на людей, делает их добрее, мягче, пробуждает в них лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Каких бы образовательных концепций ни придерживался педагог, какие бы программы дошкольного образования он ни реализовывал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.
В учреждениях дошкольного образования дети знакомятся с природой и изменениями, происходящими в ней в разное время года.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ
1.1 Значение уголка природы в экологическом воспитании и образовании детей дошкольного возраста
Уголок природы в дошкольном учреждении очень важен для образования детей. Во-первых, постоянное наличие растений позволяет сформировать у детей чувство необходимости. Во-вторых, систематические наблюдения в природном уголке и наличие объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных. В-третьих, вовлечение детей в заботу о жителях природного уголка закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам, воспитывает любовь к природе. В-четвертых, красивые и здоровые растения влияют на эмоции детей, развивают эстетические чувства.
В настоящее время все большее распространение и значение приобретает внутреннее садоводство. Экзотические цветы и растения украшают не только дома, школы, детские сады, общественные и административные здания, но постепенно становятся обычным делом в цехах промышленных предприятий. Растения играют важную роль в улучшении среды обитания человека.
Наличие комнатных растений в детских садах важно со многих точек зрения для детей и взрослых, которые находятся там достаточно долгое время. Растения являются субъективной средой обитания людей и поэтому оказывают влияние на их благополучие и самочувствие. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. В этом случае важен правильный подбор, расположение и распределение их в пространстве помещения [13, с. 54].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ
2.1 Диагностика уровня экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В процессе выполнения опытно-экспериментальной была проведена диагностика уровня развития экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 39 города Пинска».
Выборка составила 15 (75%) мальчиков и 5 (25%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования не проводился.
Методики исследования:
1. Методика «Живая-неживая природа».
Цель: определить уровень зрелости экологического понимания живой и неживой природы.
Подготовка к исследованию: подготовить листы для каждого ребенка с изображением объектов животного и неживого мира для раскрашивания, цветными карандашами.
Проведение исследования:
Дети (испытуемые) получают листы природы для раскрашивания и получают задание раскрашивать цветными карандашами только то, что связано с живой природой.
Обработка данных:
Высокий уровень (4-5). Ребёнок выполнил задание правильно и тщательно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Систематическая, последовательная, целенаправленная работа с детьми в природном уголке ведет к формированию основ экологического понимания мира. О стабильности проявления сознательно-правого отношения к природе можно говорить только тогда, когда большая работа по экологическому воспитанию, проводимая в детском саду, будет продолжена в начальной школе на основе последовательных образовательных программ и педагогических технологий. Искреннее, заботливое, бережное отношение к живым объектам порождает чувство ответственности и заботы за жизнь тех, чье существование может зависеть от действий ребенка. Ребенок пропитан не абстрактной любовью к природе вообще, а активной заботой о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи.
Уголок природы должен быт ярким и красочным, должен присутствовать календарь природы в каждой возрастной группе; цветы располагаются на уровне глаз ребенка; оборудование для ухода за растениями располагается в контейнерах с закрывающимися крышками; оборудование для опытов, исследований должен быть безопасен.
Уголкам природы как комплексному средству экологического воспитания в детских садах уделяют большое внимание. Педагоги проявляют фантазию, творчество и высокое мастерство, обустраивая и украшая их. Существует много новых интересных идей, чтобы сделать уголок природы ещё лучше и разнообразнее. Компоненты и растения в уголке природы зависят от возраста ребенка и в разных возрастных группах детского сада отличаются между собой согласно возрасту ребенка.
Во второй главе данной работы была проведена опытно-экспериментальная работы по выявлению уровня экологического воспитания детей дошкольного возраста.
1. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О.М. Барковская // Начальная школа, 2015. – № 2. – 53 с.
2. Бахарева, А.С. Формы экологического воспитания детей / А.С. Бахрева. – М., 2016. – 109 с.
3. Бобылева, Л.Д. Экологическое воспитание дошкольников / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева // Начальная школа. – 2015. – № 5. – 175 с.
4. Веселова, Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала / Т.М. Веселова // Начальная школа, 2014. – № 2. – 123 с.
5. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе / Н.Ф. Виноградова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 94 с.
6. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа, 2017. – № 4. – 64 с.
7. Волжина, О.Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста / О.Б. Волжина. – М.: Академия, 2014. – 207 с.
8. Голубев, И.Р. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся. / Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.
9. Голубева, Л.Н. Подходы к формированию экологической культуры личности / Л.Н. Голубева // Этическое воспитание, 2013. – № 6. – 121 с.
10. Губарева, С.В. Экологическое воспитание младших школьников в рамках ФГОС / С.В. Губарева // Методист, 2013. – № 5. – 63 с.
11. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2015. – № 4. – 257 с.
12. Данилов, М.А. Умственное воспитание / М.А. Данилов // Сов. Педагогика, 2014. – № 12. – 120 с.
13. Дежникова, Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / Н.С. Дежникова // Педагогика. 2012. – № 10. – 86 с.
14. Дерябко, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябко, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 480 с.
15. Егоренков, Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие / Л.И. Егоренков. – М.: Прометей, 2016. – 126 с.
16. Жестова, Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся / Н.С. Жесткова // Начальная школа, 2009. – № 10. – 181 с.
17. Засобина, Г.А. Педагогика: учебное пособие / под ред. Г.А. Засобина, И.И. Корягина, Л.В. Куклина. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 250 с.
18. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников / И.Д. Зверев. – М.: Педагогика, 2014. – С. 34
19. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. – М.: Просвещение, 2018. – 288 с.
20. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. / З.И. Калмыкова – М.: Педагогика, 2016. – 258 с.
21. Каропа, Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников / Г.Н. Каропа. – Мн.: НМО, 2016. – С.70 – 99.
22. Квасцова Л.С. О некоторых аспектах экологического образования школьников / Л.С. Квасцова, Н.А. Фролова // Биология в школе. 2014. – № 3. – 85 с.
23. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Г.Д. Кириллова – М.: Академия, 2017. – 342 с.
24. Лихачев, Б.Т. Экология личности/ Б.Т. Лихачев // Педагогика, 2014. – № 2. – 201 с.
25. Молодова, Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию. / Л.П. Молодова. – Минск: Асар, 2014. – 158 с.
26. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В. \А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 576 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Занятие №1 Тема: «Путешествие с комнатными растениями».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Игры.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты