Методика использования социальных технологий при обучении иностранным языкам
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика использования социальных технологий при обучении иностранным языкам»
по дисциплине: «Методика преподавания английского языка»
2021
45.00 BYN
Методика использования социальных технологий при обучении иностранным языкам
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания английского языка
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Конспект урока «Great Britain and some historical events».
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Роль, значение и классификация социальных технологий
2.2 Особенности использования и внедрения социальных технологий при обучении иностранного языка
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЛАНА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Заключение
Список литературы
Приложение А
Введение
Процесс обучения иностранного языка происходит в условиях аутентичной перспективы социализации учащихся, у которых наблюдается наличие коммуникативной компетенции. В современных реалиях, происходит развитие технологий и глобальное расширение коммуникаций в рамках уроков, которые требуют от учителя определенных условий. Такие условия включают в себя самостоятельность учащегося и его сотрудничество с другими одноклассниками, которые будут идти к единой цели при минимальном участии преподавателя.
Процесс обучения иностранного языка рассматривается через призму технологий, понятия, которое до недавнего времени приравнивалось к методике. Данное понятие имеет различные виды, которые присущи образовательному процессу, однако, социальные технологии являются наиболее гибкими в процессе коммуникации.
Социальные технологии – это ряд методов и приемов, направленные на разрешение задачи в процессе обучения при взаимодействии учащихся друг с другом с минимальным участием преподователя.
Социальные технологии реализуемые в процессе обучения иностранного языка могут выражаться в следующих формах: ролевая игра,
театрализация, проектная технология, дискуссия, диспут, дебаты, кейс-технология и др. Данные формы основываются на коммуникативном подходе, предполагающий моделирование процессов коммуникации в классе.
Основная суть социальной технологии – создать условия для активного участия учащихся как в парах, так и в группах, учитывая индивидуальные характеристики каждого ученика.
Основными факторами социальных технологий являются воспитательная характеристика, повышение мотивированности каждого учащегося, развитие коммуникационных навыков и умение работать индивидуально.
Актуальность данного исследования заключается в том, что феномен социальных технологий в контексте процесса обучения иностранного языка остается недостаточно изученным, несмотря на то, что данная технология широко применима.
Цель данного исследования – выявить особенности использования социальных технологий в процессе обучения иностранного языка (английского).
Предметом исследования является методика использования социальных технологий в процессе обучения учащихся иностранному языку.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Прежде чем обозначить особенности социальных технологий, важно понять и дать определение слову «технология». Под данным словом чаще всего понимается процесс переработки материала или информации в исходном виде для того, чтобы получился продукт со своими свойствами. Если обратиться к словарю, то там можно увидеть следующую трактовку во втором значении: совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий и методах осуществления каких-либо производственных процессов.
Однако с такой терминологией можно не согласится. Ведь технология – это не только ряд методов производственного процесса. Мы рассматриваем социальный процесс, а значит, технология существует и в таком понимании. Сами методы подбираются не просто так, каждый из них направлен на ту или иную цель – получение исходного продукта. В контексте обучения таким продуктом является знание. Однако вся теоретическая основа так или иначе отводится к производственному процессу, от чего мы можем оттолкнуться. Например, М.Х. Мескон в своем исследовании дает более точное определение технологии, которое отражает все особенности процесса. По его мнению, «технология – это любое средство преобразо¬вания исходных материалов – будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемой продукции или услуг. Это определение недостаточно точное, так как под словосочетание «любое средство» [10, c.28]. Однако это определение больше относится к первому значению. Во втором значении данное определение более уместно для нашего исследования. Отталкиваясь от второй дефиниции: совокупность методов и процессов, которые направлены на преобразование исходных материалов, как результат преобразовывается объект с определенными параметрами.
Важным этапом в любой технологии (особенно в социальной) – определение конечного результата и выявление его успешности. Является ли результат успешным или нет можно основываться на показателях субъекта самого действия. Отсюда возникает идея о том, что социальная технология (или любая другая) эквивалентна методике, что может вызывать ряд споров.
Под социальными технологиями следует понимать технологию, в которой основную роль играет сам человек, а не другой объект. В результате чего человек выступает в качестве параметра, который в дальнейшем может поддаваться внешним изменениям. Такие изменения предстают в виде ряда свойств.
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Роль, значение и классификация социальных технологий
При обучении иностранному языку использование коммуникативного подхода предполагает наличие определенных технологий обучения для успешного достижения цели у учащихся. Стоит заметить, что в основе учебного процесса лежит социальная составляющая, которая реализуется через отношения между учеником и учителем. Поэтому такие взаимоотношения четко вписываются в социальные технологии. Соответственно, выделяется целый ряд социальных технологий: ролевая игра, театрализация, проектная технология, дискуссия, диспут, дебаты, кейс-технология, урок-экскурсия и т.д. Каждый из этих видов социальной технологии является эффективным в своем применении, и способен разрешить у учащихся ряд проблем в процессе коммуникации. Безусловно, виды социальных технологий отличаются друг от друга, но они предстают в виде способа моделирования социальных отношений человека.
В психологическом контексте социальные технологии обучения иностранному языку могут быть представлены в виде коллективной деятельности учащихся, благодаря чему материал усваивается вместе с основными функциями коммуникации. Среди таких функций можно выделить следующие: 1) прагматическая, в процессе которой учащиеся обучаются; 2) формирующая направлена на развитие учащегося и его личности; 3) самоутверждающаяся, благодаря которой ученик может принять себя в глазах окружающих его людей; 4) подражающая предстает в виде оценивания других людей, и перенимания каких-то черт для установления определенных отношений.
Важно также обратить внимание цель обучения - иноязычную коммуникацию, в ходе которой выделяются важные черты: личностный подход при иноязычной коммуникации, взаимодействие субъектов, ситуативность иноязычной коммуникации, форма реализации коммуникации, ряд необходимых средств для процесса общения, внешние формы коммуникации.
Говоря о социальном общении важно принимать во внимание ряд компонентов. Коммуникативная ситуация является одной из важных составляющих социального поведения. Данная категория вмещает в себя содержание и особенности процесса коммуникации, на микроуровне выделяются: субъекты, экстралингвистические средства общения, пространственно-временные рамки. Другим компонентом являются роли субъектов общения, при этом учитывается система личностных связей, основывающаяся на индивидуализации. Благодаря этому учащийся способен успешно реализовать себя и прийти к своей цели. Независимо от того, какой ученики, способный, коммуникабельный, талантливый и т.д.
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЛАНА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Тема урока: Great Britain and some historical events.
Используемые технологии: социальные технологии, игровые и обучение в сотрудничестве.
Цели: развитие коммуникативных навыков на английском языке с помощью социальных технологий, личностных характеристик и умения высказывать свою точку зрения.
Продолжительность: 45 минут
Задачи урока:
• Обучающая (ознакомить учащихся с культурой Британии, ее особенностями; закрепление лексики по теме и обсуждение учащихся поставленных вопросов);
• Развивающая (развить умения принимать быстро новую информацию и применять ее в коммуникативных ситуациях, высказываниях или рассуждениях).
• Социокультурная (прямое знакомство с некоторыми историческими особенностями изучаемой страны, личностями и событиями).
• Учебная (формирование и закрепления глоссария).
Оборудование: карточки, презентация, картинки.
Ход урока:
I. Начальный этап – приветствие
Постановка целей и задач обозначенного урока к мотивации учащихся.
Цель начального этапа – внедрение в процесс обучение на ознакомительном уровне.
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Метод: беседа.
T. Good morning (afternoon), how are you?
S. …..
T. What are we going to speak about? Who can guess?
S. Maybe Britain?
T. Exactly. Today we are going to speak about Great Britain and some historical events.
Цель этапа – расположить учащихся к выбранной теме и формированию мотивационного отношения к процессу обучения.
Заключение
После проведенного исследования можно сделать вывод, что процесс обучения иностранного языка реализуется в контексте аутентичности и социальности учащихся. Поэтому, социальные технологии в обучении строятся на наличие высокой компетенции коммуникативности у субъектов данного процесса или направленностью на развитие данного критерия. Мы пришли к тому, что современный процесс обучения требует ряд изменений – внедрение технологий. Социальные технологии по своему внедрению являются обширными и более гибкими.
С другой стороны, данная технология предполагает от учителя создания определенных условия и личностного подхода для каждого из учащихся. В процессе обучения преподаватель в праве использовать критерий оценки и диагностику, по средству которой отбираются отстающие ученики. Если такие имеются, преподаватель использует дополнительные часы для усвоения уже пройденного материала с наименьшим своим участием.
Как мы выяснили, социальные технологии в обучении иностранного языка реализуются через взаимодействие и сотрудничество нескольких учащихся (групп), направленных на достижение единой цели. В такой деятельности роль учителя сведена до минимума, в роль учащихся до максимума. Соответственно, социальные технологии позволяют решить ряд проблемных вопросов во взаимодействии друг с другом, не включая учителя по возможности.
Необходимость использования социальных технологий при изучении иностранного языка можно объяснить из следующих позиций: направленность на развитие каждого учащегося, возникновение мотивации к изучению языка, развитие коммуникативных навыков, повышение индивидуальных и личностных характеристик. Учитывая рассмотренные особенности, социальные технологии являются основой для дальнейшей межкультурной коммуникации учащихся.
В процессе обучения социальные технологии строятся на основных блоках: реальный и социальный контекст, в котором участвуют субъекты; преподаватель создает условия для принятия самостоятельных решений со стороны учащихся; повышение уровня самооценки и выражения своего мнения на тот или иной вопрос.
Как мы определили, основным базисом процесса обучения с использованием социальных технологий является сотрудничество между учащимися. Субъекты могут объединятся в пары или группы для дискуссии или рассуждений. Но так или иначе каждая группа нацелена на достижение единой цели.
1. Aндреасян, И.М. Повышение эффективности учебного процесса по иностранному языку с применением современных социальных технологий // Теория и практика преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: сб. науч. ст. / редкол.: Л.В. Хведченя [и др.]; под общ. ред. д-ра пед. наук Л.В. Хведчени. — Минск: БГУ, 2009. — Вып. 1. — С. 12—20.
2. Бабанский, К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.
3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М., 1989.
4. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. – М.: русский язык, 1977.
5. Богданова, Е. В. Социально-педагогическая деятельность: учеб-мет комплекс / Е. В. Богданова, − Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т истории, гуманитар. и соц. образования, 2014. - 182 с.
6. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: М.: Глосса, Москва, 2000.
7. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика/Н.Д.Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2008. – С. 98-99.
8. Гурвич, П. Б., Кудряшов Ю. А. Лексические умения, обусловливающие говорение на иностранном языке // Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия. – М., 1991.
9. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. − М., 1986. − С. 94.
10. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке/И.А.Зимняя. – М.: Просвещение, 1985. – 160 c.
11. Мескон, М. Основы менеджмента: учеб. пособие / Альберт М., Хедоури Ф. М. - Дело, 1997. − 704 с.
12. Методическая работа в учебно-воспитательном процессе / [сост. Ю. В. Михайлюк]. - Минск: Красико-Принт, 2014. - 128 с.
13. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения/Р.П.Мильруд // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 5. – С.17.
14. Образование. Технология. Сервис: сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Новосибирск, 22-25 апреля 2014 г.) / под ред. А. М. Лейбова. − НГПУ, 2014. - 235 с.
15. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX – XX / под редакцией И.В.Рахманинова. – М.: «Педагогика», 1972. С.267.
16. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 226 с.
17. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 2. – С. 3-9.
18. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
19. Щукин А.Н. Методика обучения иностранным языкам: Курс лекций. М., 2002.
20. Lier, L. Interaction in the Language Curriculum. Awareness, Autonomy and Authenticity / L. Lier. - London: London Univ. Press, 2007. - 178 p
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Конспект урока «Great Britain and some historical events».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты