Характеристики социальной идентичности в ученической группе старшеклассников
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Характеристики социальной идентичности в ученической группе старшеклассников»
по дисциплине: «Социальная психология»
2021
45.00 BYN
Характеристики социальной идентичности в ученической группе старшеклассников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Данные по методике МИСИ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Данные по методике диагностики социальной идентичности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Данные корреляционного анализа.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования социальной идентичности в ученической группе старшеклассников
1.1 Понятие социальной идентичности и ее характеристики
1.2 Возрастные особенности формирования социальной идентичности
1.3 Особенности формирования социальной идентичности у старшеклассников в ученической группе
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование характеристик социальной идентичности в ученической группе старшеклассников
2.1 Процедура и методы исследования
2.2 Результаты исследования и их интерпретация
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена: необходимостью рассмотрения характеристик социальной идентичности не как внешнего соответствия социальным требованиям, а как процесса поддержки и развития социально и индивидуально значимых качеств личности, обеспечивающих субъекту развития и саморазвития успешное функционирование в обществе; возросшей в настоящее время значимостью социальных и личностных предпосылок развития старшего школьного возраста. Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности. Вследствие этого актуальной представляется задача изучения проблемы формирования социальной идентичности не только как процессуальной характеристики (соответствие стадиям и этапам развития) (И.С. Кон, А.В. Мудрик, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.), но и с точки зрения достигаемых результатов, когда в центре исследования оказываются социально-психологические и личностные особенности субъекта социализации, обеспечивающие ему полноценное развитие в обществе.
В педагогике и возрастной психологии накоплен ряд исследований, посвященных изучению проблемы становления социальной идентичности личности на различных возрастных этапах (К.А. Абульханова-Славская, B.C.Мухина, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и другие). Отмечается, что старший школьный возраст является сензитивным для возникновения, становления таких новообразований, как формирование социальной идентичности, а также «Образа Я», «Я-концепции» (Р. Бернс, И.С. Кон и другие); картины мира (Т.Шибутани). Для старшеклассников характерно появление в самосознании целей и перспектив жизни (Э. Эриксон); становление социальной зрелости (А.А. Гудзовская); возникновение общественных мотивов (Я.Л. Коломинский) и другие.
Диагностика социально-психологических особенностей ученических групп – одно из приоритетных направлений деятельности социального психолога, работающего в системе образования. Помимо группового структурирования, в такой группе мы можем наблюдать и другие социально-психологические феномены. Например, феномен социальной идентичности, который приобретает наибольшую значимость и выраженность в старшем школьном возрасте, так как именно в данный период вопросы самоопределения, идентификации, в том числе и групповой, становятся наиболее актуальными. Ученическая группа является важнейшей средой для такого рода идентификации. Таким образом, изучение социальной идентичности именно в ученических группах старшеклассников становится важной задачей социального психолога.
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности проблемы формирования социальной идентичности в ученической группе в аспекте социализации старшеклассников в условиях классного коллектива. Это обусловило выбор темы исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УЧЕНИЧЕСКОЙ ГРУППЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Понятие социальной идентичности и ее характеристики
В социальной психологии взаимоотношение между индивидом и обществом обычно раскрывают в теориях Я и идентичности. Идентификация есть одна из важных составляющих идентичности. Идентичность - состояние и структура идентифицированности, а идентификация - процесс ее формирования.
Само понятие «идентичность» определяется неодинаково, и все еще нет единства в терминологическом аппарате, в силу чего возникает постоянная путаница в употреблении терминов «идентичность», «самоопределение», «самосознание», «самость», «Я» и т. д.
Понятие «идентичность» вошло в обиход психологии после работ Э.Эриксона. Идентичность в представлении Э.Эриксона состоит из двух компонентов – групповой идентичности и так называемой эгоидентичности. Групповая идентичность – это принадлежность к тому или иному «мы», самоидентификация с определенными референтными группами. Эгоидентичность – это некая длящаяся самотождественность, включающая, прежде всего, переживание наличия постоянного Я, а также определенные представления о своих личностных качествах, о своем прошлом и будущем [21, с.67].
Э. Эриксон сосредоточивал свое внимание на процессе формирования эгоидентичности в подростковом и юношеском возрасте, утверждая, впрочем, что этим периодом формирование идентичности не исчерпывается; оно продолжается всю жизнь. Э.Эриксон считал подростковый и юношеский возраст ключевым для формирования идентичности [21, с. 68].
Социальная идентичность – такая идентичность, которая представляет собой некую комплексную систему, передающую постоянство структур, зеркально отражающую принадлежность индивида к определенной социальной группе [17, с. 6]. Таким образом, функционирование социальной идентичности актуализируется в ситуации социального действия.
Социальная идентичность отражает не только знание, наполненное социальным, знание о группе, ее нормах, правилах, символических ритуалах, но и эмоциональный компонент членства в группе, который крайне важен.
К социальной идентичности относятся, прежде всего, «те аспекты «образа Я» человека, которые возникают из социальных категорий, к которым он ощущает свою принадлежность» [12, c. 17]. Социальная идентичность складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т. д. Основными механизмами формирования социальной идентичности являются механизмы категоризации, самокатегоризации и социального сравнения, в ходе которых человек старается установить и подчеркнуть сходства и различия между группами, а также между собой (или другими) и группой [6].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УЧЕНИЧЕСКОЙ ГРУППЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Процедура и методы исследования
С целью изучения характеристик социальной идентичности в ученической группе старшеклассников было проведено исследование.
В исследовании приняли участие 30 учащихся 10-11 классов в возрасте 16-17 лет, 15 девушек и 15 юношей.
В ходе исследования была проведена проверка гипотезы, что разные статусные категории не отличаются по общему уровню социальной идентичности, однако отдельные параметры социальной идентичности у них будут иметь значимые различия. Для этого мы провели статистический анализ полученных данных с помощью программы Excel с использованием критерия Стьюдента. Взаимосвязь между характеристиками идентичности оценивалась с использованием критерия линейной корреляции Ч. Пирсона.
Описание процедуры исследования:
1. На первом этапе исследования были выявлены характеристики социальной идентичности.
2. На втором этапе исследования сравнивались характеристики социальной идентичности у старшеклассников с разным статусом в классе.
3. На третьем этапе исследования была установлена связь между отдельными характеристиками социальной идентичности.
Для проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы эмпирического исследования:
1. Тестирование с использованием психодиагностических методик.
2. Методы количественной обработки данных.
3. Методы описательной статистики.
4. Методы статистической обработки данных: критерий Стьюдента и критерий ранговой корреляции Ч.Спирмена.
Психодиагностические методики исследования:
1. Методика исследования социальной идентичности (МИСИ). Автор: Л. Б. Шнейдер [20]. Методика построена на принципах прямого и цепного ассоциативного теста и позволяет определить статус (уровень развития) социальной идентичности человека. Идентичность рассматривается как результат активного рефлексивного процесса, отражающий подлинные представления субъекта о себе, собственном, а не навязанном пути развития. Социальная идентичность проявляется в осознании себя представителем определенной категории людей и окружающего сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с «Миром» и «Другими», выражающаяся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная идентичность – такая идентичность, которая представляет собой некую комплексную систему, передающую постоянство структур, зеркально отражающую принадлежность индивида к определенной социальной группе. Идентичность оказывается в опасности, когда «процессы ассимиляции-аккомодации и оценки по какой-либо причине не соответствуют принципам преемственности, отличительности и самоуважения, которые обычно направляют их функционирование. Опасность может исходить либо извне, когда меняется социальный контекст (например, человек становится безработным), либо изнутри, когда индивид пытается изменить свое положение в сложившемся социальном комплексе отношений. Такое понимание идентификации полезно тем, что оно охватывает понятие идентичности и как процесса, и как структуры, сжато отражает картину идентичности как продукта социальных сил и включает в себя координату времени, что также важно для понимания развития процессов идентификации.
Старший школьный возраст – период становления идентичности, время активной интеграции личности. Чувство идентичности развивается в его социосексуальной роли и групповой идентификации. Развиваются различные типы идентичности: половая (гендерная), профессиональная, социальная и другие.
Позитивное влияние ученической группы в процессе формирования социальной идентичности старшеклассников в общем виде могут быть определено следующим образом: приобщение к культуре данного общества, к превалирующим в нем нормам; научение полоролевому поведению (через предъявление образцов поведения, приличествующего представителю каждого пола того или иного возраста и осуждения неодобряемого поведения); научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной, профессиональной принадлежности членов группы; помощь в достижении автономии от общества, от возрастных и социальных страт; создание условий для развития самосознания, для самоопределения, для самореализации и самоутверждения.
В результате обработки данных эмпирического исследования установлено, что у большинства юношей и девушек выражен статус социальной идентичности – мораторий идентичности. Однако в группе девушек большее количество испытуемых со средним показателем. Также в группе девушек больше испытуемых с достигнутой идентичностью (26%). Среди юношей больше испытуемых с преждевременной идентичностью (20%), что является низким показателем. Также в группе юношей есть испытуемые с гиперидентичностью (7%). На основании полученных данных можно заключить, что для юношей и девушек в старших классах наиболее характерен средний уровень социальной идентичности, который называется мораторий идентичности, для которого характерен активный поиск идентичности в определенной социальной группе. Наиболее низкие показатели социальной идентичности получили компоненты «центральность», «самопонимание», «межгрупповая конкуренция и сравнение», их средняя оценка близка к 3- м баллам.
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2010. – 288 с.
2. Аринушкина, Н. С. Об определении и типах идентичности / Н. С. Аринушкина // Мир психологии. – 2004. - № 2. – С.48-53.
3. Барский, Ф. И. Представления об идентичности в рамках нарративного подхода / Ф. И.Барский, Д. А.Кутузова // Мир психологии. – 2004. - № 2. – С.67-77.
4. Бодалев, А. А. О характеристиках идентификации и идентичности на ступени взрослости / А. А. Бодалев // Мир психологии. – 2004. - № 2. – С.93-98.
5. Васькова, О. В. Применение опросника социальной идентичности для диагностики социально-психологических особенностей ученической группы старших подростков / О. В. Васькова // Психологическая наука и образование. – 2013. – Том 18. – № 2. – С. 87–96.
6. Васькова, О. В. Характеристики социальной идентичности в ученической группе старшеклассников [Электронный ресурс] / О. В. Васькова // Психологическая наука и образование. – 2012. –Том 4. – № 3. – Режим доступа : https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n3/55606.shtml.
7. Иванова, Н. Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа / Н. Л.Иванова // Психологический журнал. – 2004. - № 1. – С.52-60.
8. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) : учеб. пособие / Я. Л. Коломинский. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 432 с
9. Кон, И. С. Ребёнок и общество / И. С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 336 с.
10. Кузьмин, М. Ю. Динамика идентичности в подростковом возрасте / М. Ю. Кузьмин // Известия ИГУ. Серия «Психология». – 2015. – Т. 13. – С. 25–35.
11. Кузьмин М. Ю. Сравнение идентичности и ее динамики у младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста / М. Ю. Кузьмин // Российский психологический журнал. – 2017. – Т. 14, № 2. – С. 67–89.
12. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования : монография / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 118 с.
13. Муравьева, О. И. Средовая идентичность: содержание понятия / О. И. Муравьева, С. А. Литвина, С. А. Богомаз // Сибирский психологический журнал. - 2015. - № 58. - С. 136-148.
14. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб. : Нева, 2009. – 854 с.
15. Радина, Н. К. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации / Н. К. Радина, Е. Ю. Терешенкова // Вопросы психологии. – 2006. - № 5. – С.49-59.
16. Родевич, Т. Н. Социокультурная ситуация развития личности / Т. Н. Родевич // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2003. - № 2. – с.27-36.
17. Савина, О. О. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте : автореф.дисс. … канд. психол. наук / О. О. Савина. – М., 2003. – 19 с.
18. Ситников, В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых : монография / В. Л. Ситников. – СПб. : Химиздат, 2001. – 288 с.
19. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе / Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Изда¬тельский центр «Академия», 2004. — 272 с.
20. Шнейдер, Л. Б. Психология идентичности: учебник и практикум для вузов / Л. Б. Шнейдер. – М. : Издательство Юрай, 2020. – 328 с.
21. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон. – М. : Аспект-Пресс, 1996. – 456 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Данные по методике МИСИ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Данные по методике диагностики социальной идентичности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Данные корреляционного анализа.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты