Осознанная саморегуляции рискованного поведения подростков-неформалов
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Осознанная саморегуляции рискованного поведения подростков-неформалов»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Осознанная саморегуляции рискованного поведения подростков-неформалов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-НЕФОРМАЛОВ
1.1 Осознанная саморегуляции поведения личности в подростковом возрасте как объект исследования в современной психологии
1.2 Теоретические основы исследования рискованного поведения подростков
1.3 Обзор эмпирических исследований осознанной саморегуляции и рискованного поведения подростков в отечественной и зарубежной литературе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в отечественной психологии существенное значение придаётся исследованиям психической саморегуляции произвольной активности человека. Посредством активности, направленной на взаимодействие с окружающим миром, человек непрерывно сталкивается с ситуацией выбора различных способов её реализации. Осознанная и целенаправленная деятельность человека может быть обеспечена сформированностью системы произвольного регулирования своих действий, т.е. системы умений саморегуляции.
От уровня сформированности данной системы зависит эффективность произвольной активности в целом и характер поведения человека, в частности. Подростковый период является наиболее сенситивным периодом для развития образований, включенных в структуру саморегуляции поведения.
В настоящее время процесс развития личности подростка характеризуется ослаблением значимости морально-духовных ценностей, ростом эгоцентричных тенденций, усилением поведенческих отклонений, проявляющихся через делинквентное, рискованное поведение. Отклонения в поведении подростков вызывают беспокойство родителей, педагогов и требуют пристального внимания ученых.
Проблема саморегуляции занимает одно из центральных мест в контексте анализа развития и существования человека. Механизмом осуществления продуктивных отношений субъекта с предметной и социальной действительностью является целенаправленная регуляция собственной активности. Применительно к человеку, который сам принимает цели своих исполнительских действий и сам же их реализует, можно говорить об осознанной саморегуляции.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-НЕФОРМАЛОВ
1.1 Осознанная саморегуляции поведения личности в подростковом возрасте как объект исследования в современной психологии
Подростковый возраст представляет собой важный период в развитии человека, сенситивный этап для самоутверждения своего «Я». Этот этап наряду с физическими изменениями и характеризуется важными трансформациями в эмоционально-волевой и мотивационной сферах. В этом возрасте совершенствуется произвольная регуляция поведения, что позволяет самостоятельно выстраивать свои модели поведения. У подростков происходит формирование Эго-идентичности, что особенно важно для из «Я-концепции» [23 с. 125].
У подростка мотивационная сфера смещается в сторону общения со сверстниками. Особенно важным для них становится эмоциональное взаимодействие со сверстниками. Потребность в аффилиации, желание быть частью группы, направляет их поведение. Подростки остро переживают любые неприятные для них ситуации в сфере отношений. Из-за того, что они теряют свое привычное положение в группе, приводит к рассогласованию эмоционального состояния. Согласно А.В. Кондрашкину, самооценка подростка является тем образование, которой принадлежит определяющая роль. Это связано с ее функциями, которые она выполняет в подростковом возрасте. Так, самооценка подростка определяет его успешность приспособления к условиям среды, регулирует его поведение в системе отношений [7, с. 8].
В подростковом возрасте происходит интеграция различных аспектов в самосознании подростков. Это влечет зарождение осознания себя как уникально личности, в единстве личностных и поведенческих проявлений. На этом фоне у подростков развиваются способности оценивать свою личность, соотносить ее с требованиями социума, изменять в нужном русле в соответствии с личными критериями [16, с. 74].
1.2 Теоретические основы исследования рискованного поведения подростков
В последние десятилетия проблема риска и рискованного поведения все больше привлекает внимание профессионалов в различных областях и становится объектом научных исследований. Содержательно понимания риска в обыденном сознании и научном дискурсе во многом перекликаются. Толковый словарь В. Даля дает следующее определение риска: «Риск – смелость, отвага, решительность, случайное действие. Рисковое дело – это неправильное, сомнительное, опасное. Рисковать значит сделать что-то без правильного расчета, подвергнуться определенным опасностям» [4, 564].
Немецкий социолог О. Ренн в своей работе подчеркивает важность риска в жизни человека для развития его личности и изменения общечеловеческих ценностей в целом [24]. О. Ренн и его коллеги выделяют четыре семантических образа риска, каждый из которых включает образные наименования из греческой мифологии:
1) Риск как неминуемая опасность («Дамоклов меч»), случайная угроза, вызывающая непредвиденные действия. К таким ситуациям относятся техногенные катастрофы.
2) Риск как невидимая угроза здоровью и благополучию («Ящик Пандоры»). О таких рисках с большей вероятностью узнают от других людей, чем на собственном опыте. По словам Ренна, типичными примерами этих рисков являются пищевые добавки, радиация и т.д.
3) Риск как соотношение затрат и выгод («Весы Афины»). Этот образ чаще всего используется для фиксации денежных прибылей и убытков. Примерами являются страхование, азартные игры или ставки, которые требуют сложных расчетов вероятности.
1.3 Обзор эмпирических исследований осознанной саморегуляции и рискованного поведения подростков в отечественной и зарубежной литературе
Исследование саморегуляции деятельности у подростков с девиантным поведением связано с решением одной из фундаментальных проблем психологии и педагогики - формированием у детей с различными отклонениями в развитии и поведении способности к регуляции своего собственного поведения, к преодолению трудностей в различных видах деятельности, то есть с раскрытием психологических условий формирования подростка с девиантным поведением как активного субъекта собственной деятельности и поведения.
Ведущим направлением в современных исследованиях является изучение проблем саморегуляции психической деятельности человека, которые представлены в работах К.А. Абульхановой-Славской, Н.А. Бернштейна, О.А. Конопкина, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др. Наиболее полно проблема саморегуляции в деятельностном аспекте представлена в структурно-функциональном подходе к анализу психической саморегуляции произвольной активности, разработанном О.А. Конопкиным и его последователями. Различия же концепций состоит в том, что одни авторы раскрывают понятие саморегуляции через внутреннюю активность человека (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова), другие через его взаимодействие с окружающей средой [8].
В.И. Моросанова выделяет следующие функции индивидуального стиля саморегуляции: системообразующая, инструментальная, компенсирующая.
Таким образом, В.И. Моросанова описывает стиль саморегуляции как индивидуальный способ человека планировать и программировать достижение жизненных целей, учитывать значимые внешние и внутренние условия, оценивать результаты и корректировать свою активность для достижения субъективно-приемлемых результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В подростковом возрасте появляются предпосылки развития саморегуляции – рост рефлексии, склонность к самоанализу, преобразование волевой активности и становление механизмов ее осознания. Благодаря развитой рефлексии становится возможным осознанное регулирование своего поведения. Саморегуляция развивается у подростков, прежде всего, в учебной деятельности, что связано с повышением самостоятельности, стремлением к целеполаганию и достижению результатов. Саморегуляция подростков связана с их личностными особенностями и проявляется в определённом стиле поведения и деятельности.
На формирование рискованного поведения у подростков влияют различные социокультурные и личностные факторы, среди которых можно выделить следующие группы: характер поведения подростка в ситуациях, которые имеют опасные последствия для его здоровья и благополучия; личностные и психологические факторы; семейные факторы; социокультурные факторы и пол.
Проведя анализ по результатам исследования рискованного поведения, можно сказать, что поведение в ситуациях риска у разных людей неодинаково и во многом зависит от индивидуальных особенностей. Готовность идти на риск зависит от возраста, пола и социальных факторов. Пожилые люди, как правило, более осторожны, чем молодые, которые предпочитают риск и недооценивают опасности. Гендерные различия менее выражены и более заметны в детстве (мальчики больше подвержены риску) и постепенно исчезают с возрастом. В среднем мужчины и женщины в равной степени готовы рисковать, но есть тенденция реагировать определенным образом, в зависимости от характера ситуации (в одних ситуациях мужчины ведут себя более рискованно, в других – женщины). Социальные и культурные факторы также могут быть важными факторами риска.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 2001. – 299 с.
2. Бочарова, Е.Е. Структурная организация саморегуляции в зависимости от уровня субъективного благополучия личности [Текст] / Е.Е. Бочарова // Известия Саратовского, ун-та. – 2011. – Вып. 1. – С. 64-69.
3. Быков А. А. Проблемы анализа безопасности человека, общества и природы / А. А. Быков, Н. В. Мурзин. – СПб.: Наука, 2007. – 247 c.
4. Даль В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия / В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2011. – 736 с.
5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – СПб.: Питер, 2012. – 482 с.
6. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя [Текст] / И.С. Кон. – М.: Смысл, 2008. – 527 с.
7. Кондрашкин, А.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков, находящихся в различных социальных ситуациях развития: автореф. дис. … канд. психол. наук [Текст] / А.В. Кондрашкин. – М., 2013. – 24 c.
8. Конопкин, О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности [Текст] / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – C. 22–34.
9. Корнилова Т. В. Диагностика мотивации и готовности к риску / Т. В. Корнилова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2007. – 67 с.
10. Королева, А.Ф. Социально-психологические особенности подросткового возраста / А.Ф. Королева, Н.С. Королева // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3. – С. 76-78.
11. Котик М. А. Психология и безопасность / М. А. Котик. – Талинн: Валгус, 2009. – 447 с.
12. Макаров, В.К. Особенности самосознания подростков / В.К. Макаров, Е. А. Борисова // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 71–79.
13. Маликова, Л.А. Развитие саморегуляции в процессе обучения [Текст] / Л.А. Маликова // Вестник Казанского технологического университета. – 2006. – № 2. – С. 154-158.
14. Моросанова, В.И. Индивидуальные особенности осознанно саморегуляции произвольной активности человека [Текст] / В.И. Моросанова // Вестник Московского университета. – 2010. – № 1. – С. 36-45.
15. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции [Текст] / В.И. Моросанова. – М.: Наука, 2011. – 546 с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
17. Осницкий, А.К. Роль осознанной саморегуляции в учебной деятельности подростков [Текст] / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С. 42-51.
18. Папшева, Л.В. Стилевые особенности саморегуляции поведения личности в старшем подростковом возрасте [Текст] / Л.В. Папшева // Известия Саратовского университета. – 2013. – Вып .1. – С. 41-47.
19. Петровский В. А. Активность субъекта в условиях риска / В. А. Петровский. – М., 2007. – 23 с.
20. Петровский В. А. Неадаптивный риск: феноменология и опыт интерпретации / В. А. Петровский // Управление риском. – 2007. – № 3. – С. 29-34.
21. Солнцева Г. Н. О психологическом содержании понятия «риск» / Г. Н. Солнцева // Вестник МГУ, 2009. – № 2. – С. 14-22.
22. Толбатова, Е.В. Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности школьников подросткового возраста [Текст] / Е.В. Толбатова // Научный результат. – 2015. – № 1. – С. 154–158.
23. Хухлаева, О.В. Психология подростка [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2004. – 463 с.
24. Шаболтас А.В. Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2014. – №3. – с. 37-42.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты