Теоретические аспекты гендерной социализации детей младшего школьного возраста
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Теоретические аспекты гендерной социализации детей младшего школьного возраста»
по дисциплине: «Социальная педагогика. Практическая психология»
2021
45.00 BYN
Теоретические аспекты гендерной социализации детей младшего школьного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика. Практическая психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты гендерной социализации детей младшего школьного возраста
1.1 Понятие гендерной социализации, его сущность и содержание с позиции различных авторов и ученых
1.2 Гендерные особенности и различия мальчиков и девочек младшего школьного возраста
1.3 Социально-педагогические условия гендерной социализации в начальной школе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Гендерная педагогика создает другой взгляд на мир, на свою собственную роль в обществе, на отношения с другими людьми, с представителями другого пола, что приводит к серьезным изменениям в мировоззрении, к формированию более активной гражданской позиции, в конечном счете - к изменению общественного сознания.
Эта проблема обретает очень актуальное звучание в условиях обновления исторического и обществоведческого образования, модернизации общеобразовательной школы, в концепции которой подчеркивается, что важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Следовательно, гендерное образование решает множество важных социальных задач, и необходимость его развития не должна вызывать сомнений.
Внимание вопросам полоролевой социализации и полового воспитания школьников уделено в работах B.C. Агеева, Т.А. Араканцевой, Г.А. Вельской, О.С. Богдановой, П.П. Блонского, Е.М. Дубовской, В.В. Давыдова, В.В. Дудукалова, В.Д. Еремеевой, Д.Н. Исаева, И.С. Кона, Я.Л. Коломинского, Д.В. Колесова, О.И. Крушельницкой, Н.Н .Куинджи, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынского, А.В. Мудрика, JI.B. Писаревой, М.А. Радзиловой, И.В. Романова, Е.Е. Сапоговой, Л.И. Столярчук, В.А. Сухомлинского, А.Н. Третьяковой и др.
Объектом исследования является гендарная социализация детей младшего школьного возраста
Предметом исследования теоретические аспекты гендерной социализации в младшем школьном возрасте.
Цель исследования теоретически обосновать аспекты гендерной социализации детей младшего школьного возраста в условиях начальной школы
Задачи:
- выявить сущность и содержание понятий «пол», «гендер», «гендерное воспитание», «гендерная социализация»
- рассмотреть возрастные особенности гендерного развития мальчиков и девочек в младшем возрасте в школе и семье
- рассмотреть социально-педагогические условия, в которых происходит становление индивидуальных маскулинных и фемининных черт у детей младшего школьного возраста.
Научная новизна данной работы заключается в раскрытии понятий, связанных с особенностями гендерной социализации в социально-педагогическом процессе, рассмотрении гендерного компанента социализации как сложного, многоаспектного процесса, выявлении различий в гендерной социализации девочек и мальчиков младшего школьного возраста.
Практическая значимость состоит в том, что результаты могут применяться в педагогической и социально-педагогической деятельности учителями и психологами.
1 Теоретические аспекты гендерной социализации детей младшего школьного возраста
1.1 Понятие гендерной социализации, его сущность и содержание с позиции различных авторов и ученых
Гендер - это набор характеристик, относящихся к фемининности и мускулинности, и различий между ними. В зависимости от контекста эти характеристики могут включать биологический пол, социальные структуры по признаку пола (т.е. гендерные роли) или гендерную идентичность. Большинство культур используют гендерную бинарность, имея два пола (мальчики / мужчины и девочки / женщины); те, кто существует за пределами этих групп, подпадают под общий термин небинарный. В некоторых обществах, помимо «мужчины» и «женщины», есть определенные гендеры, например хиджры в Южной Азии; их часто называют третьими полами (четвертыми и т. д.).
Сексолог Джон Мани ввел терминологическое различие между биологическим полом и гендером как ролью в 1955 году. До его работы было необычно использовать слово гендер для обозначения чего-либо, кроме грамматических категорий. Однако термин гендер не получил широкого распространения до 1970-х годов, когда феминистская теория охватила концепцию различия между биологическим полом и социальной конструкцией пола. Сегодня это различие используется в некоторых контекстах, особенно в социальных науках и документах, написанных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) [1].
В социологии социализация - это процесс усвоения норм и идеологий общества. Социализация включает в себя обучение и преподавание и, таким образом, является «средством достижения социальной и культурной преемственности».
Социализация тесно связана с психологией развития. Людям необходим социальный опыт, чтобы изучить свою культуру и выжить.
Социализация, по сути, представляет собой весь процесс обучения на протяжении всей жизни и оказывает центральное влияние на поведение, убеждения и действия взрослых, а также детей.
1.2 Гендерные особенности и различия мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сензитивным для формирования психологической гендерной идентичности.
Формирование гендерной идентичности у девочек и мальчиков проходит по единой схеме, но отличается качественным своеобразием. Одним из наиболее важных условий формирования гендерной идентичности является идентификация ребенка с родителями. При этом условия воспитания девочек таковы, что им значительно легче идентифицировать себя с родителем того же пола (матерью, бабушкой), поскольку ожидания общества, ближайшего окружения, усвоение приоритетных ценностей и требований к поведению (послушание, подчиняемость) не противоречат друг другу.
У мальчиков процесс формирования гендерной идентичности сопровождается постоянно действующим противоречием между требованиями, предъявляемыми фемининным окружением к детям обоего пола (подчиняемость, послушание), и маскулинными ожиданиями общества к проявлению ими определенного набора психологических качеств (активность, соревновательность, лидерство). Нельзя не отметить и важную роль эмоциональной привязанности к матери, под чьей преимущественной опекой проходит вся жизнь ребенка этого возраста.
Проведенное Е. В. Лабутиной исследование формирования полоролевых стереотипов в младшем школьном возрасте показало, что они (стереотипы) формируются под влиянием стереотипов родителей и включают общие для родителей и детей личностные качества. Содержание полоролевых стереотипов родителей младших школьников оказывает воздействие на изменение стереотипов у детей. Мальчики присваивают преимущественно гендерные и внегендерные качества отцов. Девочки присваивают одноименные качества обоих родителей [11].
В связи с этим интересно исследование Н. Ф. Сухаревой об особенностях проявления агрессии младших школьников и представлениях об агрессии их родителей. Девочкам более свойственны вербальные и косвенные виды агрессии, мальчикам – физические и прямые.
Гендерные особенности проявления агрессии обусловлены влиянием социально- культурных факторов: стереотипами маскулинности/фемининности, специфическими требованиями к поведению мальчиков и девочек, конструированием определенных социальных ролей. Большинство родителей разделяют традиционные полоролевые представления об агрессии, причем у отцов они более выражены, нежели у матерей. У педагогов также обнаруживаются гендерные стереотипы относительно агрессии мальчиков/мужчин и девочек/женщин.
В детстве половых различий в структуре темперамента не только не наблюдается, но и не выявляется. Однако с возрастом половые различия в темпераменте появляются, и их количество возрастает: у мальчиков отмечается более высокая активность и агрессивность.
Выражение собственного мнения также зависит от свойств темперамента. Связь между свободой выражения мнения и подвижностью носит криволинейный характер: свободнее выражают свое мнение девочки с низкими или высокими показателями подвижности, при среднем уровне подвижности появляется осторожность в выражении собственного мнения о других. По степени свободы высказываний мальчики и девочки не отличаются друг от друга [12].
1.3 Социально-педагогические условия гендерной социализации в начальной школе
Система школьного образования оказывает непосредственное влияние на формирование того или иного типа гендера школьников. Важным фактором в данном процессе становится опыт, полученный в образовательном учреждении начиная с младшего школьного возраста. Анализ отечественной педагогической практики, проведенный А. В. Дресвяниной, свидетельствует, что современная школа ориентирована на формирование жесткой гендерной идентичности, основанной на стереотипах в отношении женщин и мужчин.
Наиболее устойчивыми представлениями являются: способность мальчиков к точным наукам, а девочек – к гуманитарным; ориентация на исполнение семейных и профессиональных ролей по признаку пола; приписывание школьникам и школьницам альтернативных социально-психологических качеств и т.д.
Стереотипизация по половому признаку ограничивает возможности самореализации полов, проявления активности, самопознания и самоутверждения. Кроме того, в школе продолжает действовать принцип "бесполой педагогики" и практически отсутствует опыт профессионально организованной деятельности, направленной на формирование гендерной идентичности. В настоящее время в отечественной педагогической практике получило распространение параллельно - раздельное воспитание и обучение, отличительной особенностью которого является организация однополых классов и различных форм взаимодействия мальчиков и девочек, юношей и девушек параллельных классов в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности [18].
Гендерные роли - это модели поведения, отношения и ожидания, связанные с определенным полом, будь то мужчина или женщина. Для ясности психологи иногда разделяют гендерные различия, связанные с социальными ролями, от половых различий, которые связаны только с физиологией и анатомией. Используя эту терминологию, гендер имеет большее значение в обучении, чем пол.
Заключение
Социологи и другие ученые обычно связывают многие различия в поведении между полами с социализацией. Социализация - это процесс передачи норм, ценностей, убеждений и поведения членам группы. Наиболее интенсивный период социализации приходится на детство, когда взрослые, принадлежащие к определенной культурной группе, учат маленьких детей тому, как вести себя, чтобы соответствовать социальным нормам. Гендер включен в этот процесс; людей учат, как вести себя в обществе в соответствии с назначенным им полом, который назначается при рождении на основе их репродуктивных органов (например, младенцам с пенисом присваивается пол «мальчики», а младенцам с вульвой присваивается пол «девочки»).
Таким образом, гендерная социализация - это процесс обучения и обучения детей нормам, поведению, ценностям и убеждениям, связанным с членством в определенной группе.
Гендерные особенности развития младших школьников во многом определяются этнокультурными (социокультурными) контекстами развития. Формирование гендерной идентичности у девочек и мальчиков проходит по единой схеме, но отличается качественным своеобразием. Одним из наиболее важных условий формирования гендерной идентичности является идентификация ребенка с родителями. В качестве примера конструктивной социализации в современном обществе все чаще признается андрогинная личность, обладающая гибкой гендерной идентичностью и вбирающая в себя все лучшее из обеих половых ролей.
В начальной школе дети узнают о многих принятых в обществе нормах и стандартах, усваивают наиболее распространенные и социально одобряемые из них. При этом проводниками общественных норм (посредниками идеальной формы по терминологии Л. С. Выготского) для них выступают воспитатели и учителя, обладающие весомым авторитетом и правом на осуществление различного рода санкций. Поэтому как дошкольных, так и школьных педагогов (и тем более воспитателей детских домов, фактически заменяющих родителей) можно отнести к числу значимых других, чьи воздействия оказывают существенное влияние на социальное развитие личности ребенка, в том числе и в плане гендерной социализации.
Многочисленные исследования указывают на то, что учителя по-разному поощряют и наказывают мальчиков и девочек. Вся система образования построена так, что невольно ориентируют мальчиков на технические науки, а девочек – на гуманитарные. Этому же способствует и отношение учителей.
1 Черных, О.Ю. Основные тенденции конструирования гендера в современном мире / О.Ю. Черных. - Мир науки, культуры, образования. – 2020. – №4. – С. 125-129.
2 Урусова, Л.Х. Гендер как институт социализации личности / Л.Х. Урусова. - Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2017. - №1. – С. 82-89.
3 Урусова Л.Х. Когнитивная теория морального развития Колберга как условие успешной социализации современной личности// Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. - Улан-Удэ, Издательство ВСГУТУ. 2016. №4(61). с. 167 - 171.
4 Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб.: Речь, 2002. - 416 с.
5 Курамшев, А.В. Гендерная социализация / А.В. Курамшев. – 2014. - Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2004. - №2. – С. 37-45.
6 Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. — СПб.-М., 2001. – 304 c.
7 Томпсон, С. Гендерные ярлыки и раннее половое ролевое развитие / С.К. Томпсон // Развитие ребенка. - 1975. - Т. 46. – C. 346-379.
8 Кон, И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива) / И.С. Кон. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. – 254 с.
9 Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. – 426 с.
10 Ярская-Смирнова, Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе / Е. Ярская-Смирнова // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. — СПб.: Алетейя, 2001. – 461 с.
11 Лабутина, Е.В. Формирование полоролевых стереотипов в младшем школьном возрасте: дис. ... канд. психол. наук / Е.В Лабутина. М., — 2011. -263 – с.
12 Осетрова Н.В. Основные права человека и гендерные аспекты школьного образования. - М., 2012. - 128с.
13 Козловская, Г.В. Совместное обучение привело к нивелировке полов // Народное образование. - 2012. - № 1. - С. 92-95.
14 Бужигеева, М.Ю. Гендерные особенности детей в процессе обучения в начальной школе // Педагогика. - 2012. -№ 8. - С. 64-69.
15 Курбатова, Ю.В. Особенности формирования гендерных ориентаций младших школьников в образовательном процессе / Ю.В. Курбатова // Историческая и социально-образовательная мысль. - №2. – С. 18-25.
16 Архиреева Т. В. Гендерные особенности критического самоотношения и его детерминации у детей младшего школьного возраста // Культурноисторическая психология. 2011. № 2. С. 98–105.
17 Клецина, И. С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.
18 Семенова Л. Э. Содержание основных моделей процесса гендерной социализации в современном обществе // Ярославский педагогический вестник. 2009. - № 3. - С. 143-147.
20 Хайд, Дж. Гипотеза гендерного сходства / Дж. Хайд // Американский психолог. – 2005. - № 60 (6). – С. 581–592.
21 Логинов, Д.А. Какого пола ученик? / Д.А. Логинов // Народное образование. – 2010. - №1. – С. 68-7522.
22 Семенова, Л.Э. Вклад дошкольных педагогов и учителей начальных классов в процесс первичной тендерной социализации подрастающего поколения / Л.Э. Семенова // Вестник Вятского государственного университета. – 2012. - №4. – С. 83-102.
23 Турутина, Е.С. Гендерное образование как фактор совершенствования качества подготовки учителя / Е.С. Турутина // Совершенствование качества образования в педагогическом университете. Материалы Всероссийской научно-методической конференции, 19–21 февраля 2004 года. Том 1. – Томск: 2004. – С. 75–80.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты