Профилактика и коррекция экзаменационного стресса среди учащихся 9 и 11 классов средней школы
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Профилактика и коррекция экзаменационного стресса среди учащихся 9 и 11 классов средней школы»
по дисциплине: «Психология и педагогика»
2021
45.00 BYN
Профилактика и коррекция экзаменационного стресса среди учащихся 9 и 11 классов средней школы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология и педагогика
Организация: Средняя школа № 25, ГУО (г. Витебск)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Паспорта психодиагностических методик.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица данных по результатам диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты корреляционного анализа.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Программа профилактики и коррекции предэкзаменационного стресса у учащихся 9 классов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Оценка достоверности различий между результатами констатирующего и контрольного этапов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица данных по результатам диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты корреляционного анализа.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Программа профилактики и коррекции предэкзаменационного стресса у учащихся 9 классов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Оценка достоверности различий между результатами констатирующего и контрольного этапов исследования.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты профилактики и коррекция экзаменационного стресса учащихся 9 классов средней школы
1.1 Понятие «экзаменационный стресс» и особенности его проявления
1.2 Специфика экзаменационного стресса учащихся 9 классов средней школы
1.3 Основные направления профилактики и методы коррекции экзаменационного стресса учащихся 9 классов
2 Эмпирическое исследование уровня выраженности экзаменационного стресса учащихся 9 классов и разработка программы по его профилактике и коррекции
2.1 Процедура и методы исследования
2.2 Результаты исследования уровня экзаменационного стресса учащихся 9 классов
2.3 Содержание программы профилактики и коррекции экзаменационного стресса учащихся 9 классов средней школы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что обучение в 9 классах школы сопровождается различными ситуациями стрессового характера, вызванного интеллектуальным напряжением, связанным с предстоящими экзаменами. Данное состояние проявляется рядом отрицательных эмоций: страха, беспокойства, тревоги, причиной которых является неопределенность исхода экзаменационной ситуации, оценка ее в субъективном, личном плане как «опасной», критической. В связи с этим важное практическое значение приобретает разработка программы, направленной на преодоление негативных последствий стрессового состояния у учащихся 9 классов. Поскольку для учащихся 9 классов ситуация сдачи экзаменов является новым жизненным опытом.
К основным стресс-факторам в школьной жизни относятся интенсификация учебного процесса, учебная нагрузка, сдача экзаменов. Экзамены вызывают различные эмоциональные переживания, чаще всего чувства волнения и страха. В большей степени подвержены стрессу тревожные учащиеся, у которых напряжение может достигнуть максимальных значений. Это так называемый экзаменационный стресс, или стресс получения отметки. Он оказывает влияние не только на представление о себе, но и на самочувствие, состояние здоровья. Подготовка к экзамену сопровождается интенсивной умственной деятельностью, связанной с переработкой большого объема информации.
Теоретические, методологические и практические вопросы раз¬вития стресса нашли отражение в работах В.А. Бо¬дрова, А.Б. Леоновой, Ю.В. Щербатых и ряда других исследователей. Проблема изучения экзаменационного стресса предполагает изучение процессов превентивной и оперативной защиты организма и психики от стрессогенных воздействий; развития и проявления различных стратегий (способов) и стилей поведения в этих условиях: личностной детерминации процессов преодоления: роли функциональных ресурсов в формировании приемов противодействия стрессу и др. Несмотря на наличие многочисленных исследований по проблеме экзаменационного стресса отмечается недостаточно работ в области изучения экзаменационного стресса у учащихся 9 классов и методов его профилактики и коррекции. Данный факт обусловил выбор темы настоящего исследования.
1 Теоретические аспекты профилактики и коррекция экзаменационного стресса учащихся 9 классов средней школы
1.1 Понятие «экзаменационный стресс» и особенности его проявления
В современной научной литературе термин «стресс» используется, по крайней мере, в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие.
Первоначально понятие стресса ввел Г. Селье в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие [20, с.18]. Позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.
Для большинства учащихся экзамен – это своеобразная критическая ситуация, которая определяет их положение в учебном заведении и дальнейшую судьбу. При этом данная ситуация оценивается как трудная и может быть как эмоционально отрицательной, так и эмоционально положительной. С точки зрения других авторов [1; 7] экзамен относится к стрессогенной ситуации.
Наиболее резко выраженной формой учебного стресса является экзаменационный стресс. Экзамен является важным стрессогенным событием в жизни учащихся.
П.Д. Горизонтов определил, что экзаменационный стресс, нередко обусловливая так называемый экзаменационный невроз, является несомненным психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов [6, с.35]. Стрессовое состояние вызывается в большей степени отношением к ситуации, чем объективными факторами ситуации, и возникает порой задолго до начала действия стрессора. Учащийся реагирует на экзамены в соответствии со своей когнитивной интерпретацией внешних стимулов. Это зависит от таких параметров, как личностные особенности, социальный статус, социально-ролевое поведение.
2 Эмпирическое исследование уровня выраженности экзаменационного стресса учащихся 9 классов и разработка программы по его профилактике и коррекции
2.1 Процедура и методы исследования
С целью оценки уровня выраженности экзаменационного стресса учащихся 9 классов и разработки программы по его профилактике и коррекции было проведено исследование.
Гипотеза исследования: проведение программы профилактики и коррекции экзаменационного стресса позволит снизить уровень выраженности стресса и учебной тревожности у учащихся 9 классов.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 49 учащихся всей параллели 9 классов. Половой состав выборки: 25 мальчиков и 24 девочки.
База исследования: ГУО «Средняя школа №25 г.Витебска».
Этапы исследования:
1. На первом этапе было проведено констатирующее исследование уровня выраженности экзаменационного стресса у учащихся, произведена оценка показателей самооценки, перфекционизма.
2. На втором этапе исследования была проведена оценка взаимосвязи изучаемых показателей.
3. На третьем этапе была разработана и проведена программа профилактики и коррекции экзаменационного стресса учащихся 9 классов.
4. На четвертом этапе исследования была проведена контрольная диагностика и оценена эффективность проведенной программы.
В качестве методов эмпирического исследования применялись:
1. Тестирование с использованием психодиагностических методик.
2. Методы количественной обработки и описательной статистики.
3. Методы статистической обработки данных: критерий ранговой корреляции Ч.Спирмена для оценки взаимосвязи между переменными, Т-критерий Вилкоксона для оценки достоверности различий в переменных до и после коррекционного воздействия.
Заключение
Состояние стресса характеризуется временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, падением работоспособности. Противостоять напряженности позволяет эмоционально-волевая устойчивость, которая характеризуется способностью человека сохранять высокую работоспособность, устойчивость психических и психомоторных процессов в экстремальных условиях деятельности. Существует большое количество причин, которые предрасполагают к развитию стрессового состояния. Причины могут быть объективными и субъективными. При этом особенности возникновения стресса в ответ на эти причины у каждого человека индивидуальны. Наиболее резко выраженной формой учебного стресса является экзаменационный стресс. Экзамен является важным стрессогенным событием в жизни учащихся.
У учащихся 9 классов основными причинами развития стрессового состояния являются условия учебной деятельности: экстремальные значения факторов организации, содержания, средств и условий учебной деятельности, их чрезмерное воздействие на конкретного учащегося, несоответствие его функциональных возможностей, представлений и установок преодолевать эти неожиданные, интенсивные, длительные воздействия (сложность задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой неуспешности, дефицит времени, конфликт с учителем и др.). Чаще всего непосредственные причины стрессового состояния бывают связаны с экстремальностью содержания и условий деятельности (экзамены, контрольные работы). Важной причиной возникновения стресса являются индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта учебной деятельности. Стрессовое состояние у учащихся 9 классов может быть вызвано неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.
1. Аверина, А.О. Исследование проявлений учебного стресса в жизни студентов / А.О. Аверина, В.И. Федосеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 8–12.
2. Берстева, С.В. Социальная зрелость старшеклассников как фактор формирования социальной активности // Общество, семья, личность: теория 60 и практика решения актуальных проблем: сб. науч. Статей / сост. Ю.В. Братчикова / Урал. Гос. Пед. Ун-т. – Екатеринбург, 2013.
3. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «Сoping stress» и теоретические подходы к его изучению / В.А. Бодров // Психологический журнал (РФ). – 2006. – Том 27. - № 1. – С.122-133.
4. Возрастная психология: личность от молодости до старости / Под ред. М.В.Гамезо. – М.: Ноосфера, 1999. – 272 с.
5. Воробьева, О.В. Стресс и расстройства адаптации / О.В. Воробьева // Русский Медицинский журнал - 2009. - №11. – С. 789-793.
6. Горизонтов, П.Д. Стресс и механизмы его развития / П.Д. Горизонтов // Психологический журнал. – 2005. – № 6. – с.35-39.
7. Городецкая, И.В. Оценка уровня учебного стресса у студентов ВГМУ / И.В. Городецкая, О.И. Солодовникова// Вестник ВГМУ. – 2016. – №2. – С. 118– 128.
8. Долгова, В.И. Исследование стратегий психологической защиты старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации / В.И. Долгова, О.А. Кондратьева, И.С. Леонидова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 151–155.
9. Желтова, Е.В. Динамика психологических детерминант школьников с разной учебной успешностью / Е.В. Желтова // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 10. – С. 151-157.
10. Карбузова, В.А. Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей / В.А. Карбузова, Н.В. Шамилова // Молодой ученый. – 2018. №21. – С. 451-454.
11. Карпачева, А.Б. Психологические особенности учебной деятельности / А.Б. Карпачева // Тезисы межвузовской научной конференции «Россия на путях модернизации : актуальные проблемы общественного развития». - Саратов : Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. – 420 с.
12. Киселева, Е.В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е.В. Киселева, С.П. Акутина // Молодой ученый. – 2017. – №6. – С. 417-419.
13. Котова, Г.Н. Социально-гигиенический мониторинг влияния стрессогенных факторов на распространенность учебных стрессов в молодежной среде / Г.Н. Котова // Фундаментальные исследования. – 2014. – №7-4. – С. 728–731.
14. Особенности работы с лицами, перенесшими стрессовые ситуации / Е.Г. Аринчина [и др.]. – Минск : БГУ, 2008. – 95 с.
15. Павличенко, Е.П. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса / Е.П. Павличенко // Воспитание школьников. - 2011. - №1. - С. 33-41.
16. Практическая психодиагностика. Методы и тесты / Сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах, 2008. – 622 с.
17. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности у школьников / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 2008. – №2. – С. 38-48.
18. Пряничникова, Ю.Х. Экзаменационный стресс и его профилактика / Ю.Х. Пряничникова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь : Меркурий, 2015. – С. 184-186.
19. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. : Питер, 2006. – 607 с.
20. Психоэмоциональный стресс / под ред. К.В. Судакова. — М.: НИИ им. П.К. Анохина РАМН, 2012. – 148 с.
21. Соколова, Е.Д. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия / Е.Д. Соколова, Ф.Б. Березин, Т.В. Барлас // Медицина. – 2006. – № 1(9). – С. 5-25.
22. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2011. – Т. 10. – № 1. – С.6-19.
23. Шмигель, Н.Е. Саморегуляция – искусство управления собой / Н.Е. Шмигель // Журнал «РиТМ Психология для всех». – 2011. – № 11. – С. 10–12.
24. Шмырева, О.И. Эмоциональное состояние личности в подростковом возрасте: Монография / О.И. Шмырева. – Воронеж : Изд-во «АИСТ», 2007. – 176 с.
25. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Паспорта психодиагностических методик.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица данных по результатам диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты корреляционного анализа.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Программа профилактики и коррекции предэкзаменационного стресса у учащихся 9 классов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Оценка достоверности различий между результатами констатирующего и контрольного этапов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица данных по результатам диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты корреляционного анализа.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Программа профилактики и коррекции предэкзаменационного стресса у учащихся 9 классов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Оценка достоверности различий между результатами констатирующего и контрольного этапов исследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты