Особенности оценки материнского стиля воспитания подростков с разным уровнем самоэффективности
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности оценки материнского стиля воспитания подростков с разным уровнем самоэффективности»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности оценки материнского стиля воспитания подростков с разным уровнем самоэффективности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа № 27, ГУО (г. Брест)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест самоэффективности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест «Подростки о родителях» ADOR (автор Е.С Шафер, модифиция З. Матейчика и П. Ржичана).
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест самоэффективности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест «Подростки о родителях» ADOR (автор Е.С Шафер, модифиция З. Матейчика и П. Ржичана).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи оценки стиля родительского воспитания и уровня самоэффективности у подростков
1.1 Стиль родительского воспитания. Типы стилей воспитания
1.2 Механизм влияния стиля семейного воспитания на особенности детско-родительских отношений в семье
1.3 Самоэффективность как личностное качество
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей оценки материнского стиля воспитания подростков с разным уровнем самоэффективности
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Семья является интеллектуальным и посредническим звеном для передачи ребенку общественно-исторического опыта, прежде всего опыта эмоциональных и демократических отношений между людьми, опыта отношения к явлениям и продуктам жизни. Воспитание – это деятельность по передаче общественно-исторического опыта новому поколению; целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека, формирование определенных установок, понятий, принципов, обеспечение условий для его развития, подготовка его к общественной жизни и труду; как правило, дети усваивают модели поведения своих родителей, приобретая убеждения об их истинности и будучи в состоянии действовать в будущем как воспитывают уже своих детей.
Роль матери в развитии и становлении ребенка-подростка, безусловно, огромна. Из общения с ней ребенок извлекает уроки морали, культуры и поведения. Значение матери трудно переоценить. Чувствительность, понимание, стратегии в отношении матери зависят от характера общения, который может быть разным: авторитетным, авторитарным, снисходительным. Слепая любовь – с одной стороны, излишняя строгость и жестокость матери - с другой, могут быть одинаково вредны, поэтому во всем нужна мера. Мать – это женщина с присущей ей богатой эмоциональной палитрой и огромной ответственностью за эмоциональный мир своего ребенка.
Успех человека в той или иной ситуации зависит не только от его собственных способностей, но и от множества других факторов. Влияние самоэффективности на поведение зависит от ее степени, распространенности и интенсивности. Это влияние многогранно: самоэффективность влияет на поиск или избегание определенных типов ситуаций; выбор вариантов поведения; тип, частоту и продолжительность попыток овладеть трудными ситуациями; атрибуцию успехов и неудач.
Самоэффективность отражает личные убеждения человека о своих способностях и способствует формированию мотивации к определенной деятельности, в то время как восприятие субъектом своего контроля над результатами не гарантирует возникновения мотивации.
Глава 1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи оценки стиля родительского воспитания и уровня самоэффективности у подростков
1.1 Стиль родительского воспитания. Типы стилей воспитания
Воспитание:
1) Формирование самодеятельной личности человека, способной превратить себя в активного субъекта установления новых отношений и наиболее полной реализации своей социальной сущности.
2) Направленное влияние общества на развитие человека
3) Процесс сознательного и систематического формирования личности, всесторонне образованного и гармонично развитого человека, мыслящего и действующего в духе общественных интересов [1, с.88].
Воспитание предполагает передачу опыта, целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, обеспечивающих условия для его развития и подготавливающих его к социальной жизни и труду. Семья воспитывает новых членов общества и способствует передаче опыта, норм и знаний.
Цель воспитания меняется в зависимости от идеологии и ценностей общества. Семейное воспитание – это система контроля взаимоотношений между родителями и детьми, ведущая роль принадлежит родителям. Поведение ребенка – это особый показатель благополучия семьи, первый и самый важный индикатор семейного неблагополучия [2, с.156].
Под стилями воспитания следует понимать характерные способы отношения родителей к своим детям, которые выражаются вербально или во взаимодействии.
Семья является основной средой и жизнедеятельностью ребенка в раннем возрасте, и это качество в значительной степени сохраняется в подростковом возрасте. Во время обмена передается жизненный опыт, культурные основы и модели поведения старшего поколения.
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей оценки материнского стиля воспитания подростков с разным уровнем самоэффективности
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа» №27 г. Бреста. В исследовании приняли участие 30 учащихся 9 класса в возрасте 14-15 лет. Выборка составила 10 (33%) мальчиков и 20 (67%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Цель эмпирического исследования: определить особенности стиля материнского воспитания у подростков с разным уровнем самоэффективности.
Задачи эмпирического исследования.
1. Определить уровень развития самоэффективности у подростков.
2. Оценить особенности стиля воспитания у данных полростков.
3. Сравнить полученные данные в рамках двух методик
Методики исследования:
1. Тест самоэффективности (Р. Шварцер, М. Ерусалем)
Данная методика состоит из 10 вопросов, на каждый из которых необходимо дать ответ:
Абсолютно верно – 1 балл;
Скорее всего не верно – 2 балла;
Скорее всего верно – 3 балла;
Совершенно верно – 4 балла.
Далее количество баллов складывается:
До 27 баллов – низкая самоэффективность;
27-35 баллов – показатели средней самоэффективности;
Более 35 баллов – высокий уровень.
В рамках нашего исследования нам необходимо выделить две группы испытуемых:
До 30 баллов – низкая самоэффективность
Выше 30 баллов – высокий уровень самоэффективности
2. Тест «Подростки о родителях» (Е. Шафер)
Данная методика состоит из 50 вопросов. Если подросток согласен с утверждением, то ставит цифру 2, если частично – 1 балл, если совсем не подходит – о баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стиль воспитания в семье – один из важнейших способов взаимодействия родителей подростков, при котором поведение родителей оказывает влияние на развитие их личности. Результаты этого влияния, положительные или отрицательные, можно обнаружить в рассматриваемых стилях семейного воспитания: демократическом, авторитарном и либеральном.
Семейное воспитание формирует основу восприятия подростком окружающего мира. Форма и стиль взаимодействия с другими людьми, восприятие себя и окружающей среды также являются результатом процесса воспитания. В этом контексте родители играют важную роль в формировании личности подростка. Таким образом, воспитание является важнейшим аспектом духовно-нравственного развития и процветания подростков.
Анализ литературных источников показал, что стилем воспитания следует понимать то, что характеризует отношение родителей к своим детям, и от того, какой стиль воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка. Родители должны предъявлять требования к своим детям. Это характеризуется способностью устанавливать границы, быть верным своим требованиям и ожидать от ребенка поведения, соответствующего его возрасту. Также важно не забывать о поддержке, тепле и ласке, чтобы ободрить ребенка и дать ему чувство защищенности.
Семейное воспитание представляет собой особое средство формирования личности ребенка и как следствие, определяет особенности развития определенных взаимоотношений с различными категориями. Семья направлена на формирование эмоционального и поведенческого статуса ребенка и развитие его основных психических качеств.
1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи. Монография / Т.В. Андреева. – СПБ.: Речь, 2005. – 436 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Психологическое исследование. – СПб: Питер, 2008. – 400 с
3. Бояринцева, А. В. Тест на самоэффективность / А. В. Бояринцева // Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. – М.: Изд. Моск. психолого-социального ин-та ; Воронеж : Изд. НПО «МОДЕК», 2003. – С. 217-219.
4. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 122 с.
5. К проблеме самоэффективности личности в психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-samoeffektivnosti-lichnosti-v-psihologii.
6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПБ.: Питер, 2000. – 258 с.
7. Капрара, Дж. В. Психология личности / Дж. В. Капрара, Д. Сервон. – СПб. : Питер, 2003. - 640 с.
8. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования- 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. – 175.
9. Кузьмишина, Т.Л. Стили семейного воспитания / Е.С. Чирикина, А.А. Пермякова // Современная зарубежная психология – 2014. – №1 – С.16-25
10. Пантилеев С. Р. Самоотношение //Психология самосознания. Хрестоматия. — Самара, 2000. — с. 208–242.
11. Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон ; под ред. В. С. Магуна. - М. : Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
12. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. – М. Педагогика-Пресс, 1992. – 256 с.
13. Семья в психологической консультации / под. Ред. В.В. Столина, А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
14. Шепелева, Е. А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников : дисс. канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. А. Шепелева. – М., 2008. - 166 с.
15. Психологический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/dictionary-v.htm.
16. Семейное воспитание. Семейная педагогика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-vospitanie-semeynaya-pedagogika.
17. Семья. Виды семей. Функции. Определение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychologist.tips/1089-semya-vidy-semej-funktsii-opredelenie.html#i-10.
18. Соколова, Е. Т., Чеснокова И. Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей //Психологический журнал. — 2002. -№ 2. — С. 110–117.
19. Ткаченко, А. Г. Влияние стиля материнского воспитания на самоотношение личности подростков / А. Г. Ткаченко, Н. С. Борзилова. // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 885-890.
20. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / В.В. Юстицкис — СПб.: Питер, 2002. — 656 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест самоэффективности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест «Подростки о родителях» ADOR (автор Е.С Шафер, модифиция З. Матейчика и П. Ржичана).
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест самоэффективности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест «Подростки о родителях» ADOR (автор Е.С Шафер, модифиция З. Матейчика и П. Ржичана).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты