Формирование планирующей функции речи у детей с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование планирующей функции речи у детей с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности»
по дисциплине: «Изобразительная деятельность»
2021
45.00 BYN
Формирование планирующей функции речи у детей с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Изобразительная деятельность
Организация: Вспомогательная школа-интернат № 10, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика Эббингауза.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Психолингвистический метод исследовании речи детей (Л. В. Яссман).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Психолингвистический метод исследовании речи детей (Л. В. Яссман).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие связной речи и ее основные функции
1.2 Особенности развития связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями
1.3 Особенности использования изобразительного искусства как средства формирования функции планирования речи у детей с интеллектуальными нарушениями
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Основные направления работы и упражнения для развития связной речи и функции планирования у детей с интеллектуальной недостаточностью
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Связная устная речь – это высшая и наиболее совершенная форма вербального взаимодействия в детской среде, предоставляя возможность воспринимать, отражать и воспроизводить информацию, воплощенную в речи в целом. Огромное значение речи обусловило интерес ученых к изучению все его аспекты.
Среди различных видов деятельности (учебной, трудовой, игровой) учащиеся с нарушениями интеллекта выделяют визуальную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и увлекательной. Особенно предпочтительным является рисование. Она близка к игре благодаря своей доступности, наглядности и конкретному выражению.
По мнению Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других выдающихся ученых, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Живопись как вид деятельности включает в себя многие компоненты психологических процессов, и в этом отношении ее следует рассматривать как важный фактор формирования личности.
Изобразительное искусство как учебная дисциплина, наряду с другими предметами, оказывает чрезвычайно значительное влияние на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие детей с нарушениями интеллекта. Причина этого в том, что специфический практический характер этих курсов создает очень благоприятные условия для мобилизации активных способностей детей. Однако эти условия не возникают автоматически.
Эффективность работы по всестороннему развитию детей с нарушениями интеллекта полностью зависит от учителя, главная задача которого состоит в том, чтобы уроки искусства имели коррекционную цель. Поэтому не стоит забывать, что основная цель занятий не в достижении внешних результатов – научить детей представлять те или иные объекты, чтобы максимально использовать графику.
Планирующая функция речи является наиболее высокой формой словесной регуляции поведения человека и основывается на представлении действий и условий для формирования внутреннего плана действий в рамках последующей вербализации общения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие связной речи и ее основные функции
Под связной речью понимается «осмысленное развернутое высказывание (ряд логически объединенных предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание». Согласно С. Л. Рубинштейну, связность – это «достаточно ли понятны идеи говорящего или пишущего для слушателя или читателя» [23, с.55].
Таким образом, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные аспекты своего предмета. Речь бессвязна по двум причинам: во-первых, эти связи не осознаются и не выражаются в мыслях говорящего, а во-вторых, эти связи не выявляются должным образом в его речи.
Речь – это сложная умственная задача, которая, будучи уникальной индивидуальной способностью, доступной только человеку, связана с процессом мышления и обеспечивает общение посредством языка. Язык ребенка формируется в процессе мышления и в значительной степени зависит от его практического применения, поэтому нормальная социальная среда и условия воспитания и обучения должны быть достаточными в первые дни его жизни [15, с.188].
При этом на начальных этапах формирования языка у детей возникает непонимание, произвольность которого связана с активным участием правого полушария мозга в процессе формирования языка. Основное значение в развитии сознательного и произвольного применения языковых средств принадлежит полушарию мозга, в котором доминирует язык (преимущественно левому).
Речевая деятельность – это процесс активного и целенаправленного взаимодействия между людьми в процессе общения. Речь также связана с другими видами человеческой деятельности:
1) с мыслительной деятельностью.
2) С мнемонической активностью (памятью).
3) С нейромоторной активностью [2, с.129].
Основные виды речевой деятельности взаимодействуют друг с другом по своей природе, по той роли, которую они играют в этом процессе.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Организация и методика исследования
База исследования: ГУО «Вспомогательная школа-интернат № 10» г. Минска. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 8-9 лет, учащиеся 1 класса вспомогательной школы. Выборка составила 10 (67%) мальчиков и 5 (33%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель исследования: эмпирически обосновать особенности формирования планирующей функции речи у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить уровень развития связной речи у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить особенности развития навыка планирования речи у детей младшего школьного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что связная речь представляет собой логически связную последовательность мыслей, которая обобщает определенные конкретные очертания в рамках определенных слов и сред для формирования цепочки логически последовательных предложений. Основными функциями речи являются такие как обобщающая, регулирующая и планирующая. Данные функции приобретают определенные изменения в процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, что формирует новую систему речевого общения.
Связная речь формируется на основе определенного уровня развития мыслительных функций ребенка. Коммуникативное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью отличается такими особенностями как нарушение моторных и орфоэпических особенностей, а также сложности в формировании определенного контакта с окружающими.
Мышление и язык неразрывно связаны, но вопрос формирования связной устной речи на уроках рисования у детей с нарушениями интеллекта изучен меньше. Формируя речь, мы работаем на всех уровнях обогащения, точности, выразительности – это будет слово, предложение или текст. Формирование перечисленных речевых качеств хорошо влияет на исправление недостатков ученика и улучшение работы мышления.
Изобразительная деятельность является важным средством развития и коррекции связной речи детей и развития основных речевых функций, а также определения основных направлений развития коммуникативных функций.
С целью формирования представления о особенностях развития связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями, нами было проведено эмпирическое исследование, при помощи методики Эббингауза и методики Яссман. В ходе проведения исследований, нами были получены следующие результаты:
Для детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста, в основном, характерными являются такие показатели как наличие среднего уровня развития как связной речи, так и навыков целенаправленного планирования
Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями в рамках анализа особенностей развития связной речи и навыков планирования, должна проводиться систематически и направляться на осуществление и формирование представления о особенностях построения взаимоотношений между детьми. Нами были подобраны упражнения, которые оптимально способствовали повышению уровня связной речи и функции планирования в речи.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – 3-е изд., – М : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Ахутина, Т. В. Порождение речи / Т. В. Ахутина. – М.: Академия, 1998. – 230 с.
3. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 191 с.
4. Бобровская, Г. В. Активизация словаря младшего школьника / Г. В. Бобровская // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С.47-51.
5. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1973. – 175 с.
6. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М., 1956. – 87 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детский речи / А. Н. Гвоздев. – М. : Педагогика, 1961. – 170 с.
8. Ефименкова, Л. Н. Формирование связной речи у детей - олигофренов / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова.– М.: Педагогика, 1970. – 230 с.
9. Кузнецова, В. Г. Основы специальной психологии / В. Г. Кузнецова. – М. : Академия, 2002. – 478 с.
10. Курицина, А. М. Формирование связной речи у детей 6-7 лет [Текст] / А. М. Курицина // Дефектология. – 1989. – № 2. – С. 42-49.
11. Кучинский, Г. М. Диалог и мышление / Г. М. Кучинский. – Минск, 1993. – 190 с.
12. Лалаева, Р. И. Нарушения звукопроизношения у учащихся 1-3 классов вспомогательной школы / Р. И. Лалаева // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. – Ленинград, 1978. – № 6. –27-78.
13. Лалаева, Р. И. Формирование операций порождения связных высказываний у умственно отсталых школьников / Р. И. Лалаева // Принципы и методы логопедической работы. – Ленинград, 1984. – № 8. – С. 16-33.
14. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Е. Левина. – М. : Изд-во «АПН РСФСР», 1978. – 379 с.
15. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. Леонтьев. – М. : Академия, 2003. – 230 с.
16. Лубовский, В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. – 1978. – № 6. – С. 23-47.
17. Лурия, А. Р. Речь и мышление / А. Р. Лурия. – М.: Педагогика, 1979. – 400 с.
18. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
19. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. – М., 1981. – 219 с.
20. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / под ред. В. В. Воронковой. – М. : Школа-Пресс, 1994. – 387 с.
21. Психология лиц с умственной отсталостью: уч. - метод. пособие / составитель Е. А. Калмыкова. – Курск : Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.
22. Развитие устной речи у детей 7-8 лет и его взаимосвязь с показателями интеллектуального развития [Электронный ресурс]. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n.
23. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1986. – 192 с.
24. Соловьев, И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И. М. Соловьев. – М. : Просвещение, 1976. – 370 с.
25. Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: учебное пособие / И. А. Шаповал. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика Эббингауза.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Психолингвистический метод исследовании речи детей (Л. В. Яссман).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Психолингвистический метод исследовании речи детей (Л. В. Яссман).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты