Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета Человек и мир
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета Человек и мир»
по дисциплине: «Человек и мир»
2021
45.00 BYN
Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета Человек и мир
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Человек и мир
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Данные констатирующего и контрольного этапов диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Данные констатирующего и контрольного этапов диагностики.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Сущность понятий «гигиена» и «гигиенические представления»
1.2 Особенности формирования гигиенических представлений у учащихся младшего школьного возраста
1.3 Анализ содержания учебников по предмету «Человек и мир» (образовательный компонент «Человек и его здоровье»)
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Определение уровня гигиенических представлений у учащихся 2 класса
2.2 Формирование гигиенических представлений у учащихся 2 класса в процессе изучения предмета «Человек и мир»
2.3 Результаты контрольного этапа исследования уровня сформированности гигиенических представлений у учащихся 2 класса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема формирования гигиенических представлений у детей младшего школьного возраста является одной из наиболее значимых в современной педагогике. Поскольку в младшем школьном возрасте происходит активное усвоение, и развитие ряда ключевых правил, привычек, норм поведения, которые определяют гигиенические навыки поведения человека в будущем. Поскольку уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения, а также уровня воспитания личности, то формирование гигиенических представлений младшего школьника является залогом его здоровья на последующих стадиях развития личности.
Гигиенические представления формируются в процессе гигиенического воспитания. Гигиеническое воспитание – это часть общего процесса обучения и воспитания, а гигиенические представления – это неотъемлемая часть сформированного культурного поведения. Гигиеническое воспитание школьников включает в себя комплексную обучающую и воспитательную деятельность, направленную на формирование осознанного и ответственного поведения человека в целях улучшения, сохранения и восстановления здоровья, формирование гигиенической культуры учащихся. Основой гигиенического воспитания является формирование гигиенических представлений, а также умений и навыков позитивного гигиенического поведения, а также активная позиция в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих. Очень важно воспитывать у младших школьников навыки личной гигиены.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Сущность понятий «гигиена» и «гигиенические представления»
Понятие гигиена - чрезвычайно емкое понятие. Оно включает в себя режим условий труда и отдыха, рациональное питание, соблюдение правил ухода за телом, применение гигиенических средств и многое другое.
Гигиена (hygieinos) – область медицинской науки о сохранении и улучшении здоровья путём проведения предупредительных мероприятий. Она изучает влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывает мероприятия по профилактике заболеваний [21, с. 5].
Гигиена – основная профилактическая медицинская дисциплина, ориентированная на сохранение и улучшение здоровья населения [16, с. 8].
Гигиена – система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты и здоровья, формирование гигиенических представлений и навыков [13, с. 9].
Гигиенические навыки – мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья. По своей природе относятся к двигательным навыкам [9 , с. 11].
В зависимости от предмета изучения гигиеническая наука подразделяется на:
- Гигиену окружающей среды
- Гигиену питания и здоровья
- Гигиену труда
- Социальную гигиену
- Личную гигиену [21, с. 7].
Предмет гигиены – изучает влияния факторов и условий изменяющейся окружающей среды на организм здорового человека и таким образом оценивают роль разнообразных факторов на формирование здоровья населения. Гигиена и экология человека изучает по своей сути одни и те же явления.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Определение уровня гигиенических представлений у учащихся 2 класса
С целью изучения уровня сформированности гигиенических представлений у учащихся у 2 класса было проведено констатирующее исследование.
В исследовании приняли участие 25 учащихся 2 «А» класса ГУО «Средняя школа №5 г.Могилева».
Применялись следующие диагностические методики:
1. Методика «Знания о здоровье» [4].
Цель: определить уровень сформированности гигиенических представлений у учащихся у 2 класса.
Организация: учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, отметив те варианты ответов, которые, по их мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все). Вопросы детям зачитывались устно, учащиеся записывали только букву вариантов ответов.
1. Что такое здоровье?
а) отсутствие болезней;
б) способность работать долгое время без усталости;
в) стремление быть лучше всех;
г) хорошее настроение;
2. Почему важно соблюдать режим дня?
а) чтобы все успевать;
б) чтобы быть здоровым;
в) чтобы меньше уставать;
г) чтобы не ругали родители;
3. Какие из перечисленных правил являются правилами личной гигиены?
а) мыть руки, вернувшись с улицы, после посещения туалета, перед едой;
б) чистить зубы два раза в день;
в) своевременно подстригать ногти;
г) следить за порядком в доме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании обзора научной литературы можно заключить, что гигиена рассматривается как отдельная область медицинской науки о сохранении и улучшении здоровья путём проведения предупредительных мероприятий. Практической реализацией данной науки является формирования гигиенических представлений. Гигиенические представления представляют собой воспроизведённый образ гигиенических знаний, которые основываются на прошлом опыте субъекта, а также психический процесс формирования этого образа. К гигиеническим представлениям относятся представления по соблюдению чистоты тела, культуре употребления пищи, поддержания порядка в окружающей обстановке, культуре отдых и труда.
Учитель начальных классов должен точно знать весь объем и основные направления формирования гигиенических представлений у младших школьников. Гигиенические представления формируются в ходе обучения и воспитания. Рассматривая процесс гигиенического обучения и воспитания младших школьников, можно выделить несколько составляющих элементов, которые осуществляет учитель: формирование у учащихся потребности в выработке того или иного навыка гигиены; овладение учащимися знаний предмета гигиены; формирование умений, гигиенических навыков и привычек. Все эти этапы осуществимы только при включении учащихся в различные виды и формы активной деятельности. Для решения задач, стоящих на каждом из этих этапов, педагог организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него учащихся. Только включив учащихся в деятельность, учитель может добиться успешного усвоения и применения на практике учащимися практических навыков общественной и личной гигиены.
Формирование гигиенических представлений у младших школьников происходит в рамках изучения учебного предмета «Человек и мир». Целью изучения образовательного компонента «Человек и его здоровье» учебного предмета «Человек и мир» является формирование основ здорового образа жизни, овладение учащимися представлениями о строении, функциях органов и систем человека, практическими действиями по укреплению и охране здоровья, лежащими в основе гигиенической культуры.
1. Айзман, Р.И. и др. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 214 с.
2. Безруких М.М. Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников: методические рекомендации / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: Педагогическая литература, 2012. – 43 с.
3. Борисова, Т.С. Валеология: учебное пособие / Т.С. Борисова. – Минск: Вышэйшая школа, 2018. – 352с.
4. Вдовиченко, В. М. Человек и мир во 2 классе : учеб.-метод. пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения / В. М. Вдовиченко, Л. И. Дурейко, Т. А. Ковальчук. – Минск : Нар.асвета, 2005. – 142 с.
5. Вдовиченко, В.М. Человек и мир. 2 класс: карточки-задания / В.М. Вдовиченко, Т.А. Ковальчук. – Минск: Аверсэв, 2010. – 112 с.
6. Гуменюк В.Т. Новые методические подходы в проведении гигиенического воспитания и обучения населения / В.Т. Гуменюк, Г.К. Фетисова // Здоровье населения и среда обитания. – 2014. – № 7. – С. 4-7.
7. Дрибинский, П. Л. Воспитание ценностного отношения к здоровью / П. Л. Дрибинский // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 8. – С. 28-33.
8. Завитаев, П. А. Наблюдения и опыты по естествознанию в начальной школе / П. А. Завитаев. – М. : Владос, 2005. – 102 с.
9. Захарова, Т. Н. Формирование здорового образа жизни / Т. Н. Захарова. – Волгоград : Учитель, 2007. – 174 с.
10. Ковальчук, Т.А. Учебный предмет «Человек и мир» во 2 классе: учеб.-метод. Пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Т.А. Ковальчук, В. М. Вдовиченко. – Минск: НИО, 2012. – 199 с.
11. Концепция учебного предмета «Человек и мир» (начальная школа). – Режим доступа: https://slobodka.schools.by/pages/standarty-kontseptsii-normy-otsenki-po-predmetam.
12. Куликов, В. М. Здоровый образ жизни: основные термины, понятия и определения / В.М.Куликов. – Гродно : ГГАУ, 2006. – 80 с.
13. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник / В.Р. Кучма. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 480 с.
14. Минаева, В. М. Учебный курс «Человек и мир»: цели и задачи в современной школе / В. М. Минаева // Веснік Віцебскага дзяржаўнага ўніверсітэта. – 2007. – № 2 (44). – С. 32-34.
15. Осипчук, Л.И. Тематические разработки по предмету «Человек и мир» 2 класс / Л.И. Осипчук; под ред. Т.А. Ковальчук. – Мозырь: Содействие, 2010. – 88 с.
16. Павлович, Т.П. Детская поликлиника: метод. рекомендации / Т.П. Павлович, Н.Н. Пилипцевич, И.Г. Ушакевич. – Минск: БГМУ, 2011. – 30с.
17. Петросова, Р. А Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р. А. Петросова, В. П. Голоб, В. И. Сивоглазов. – М. : Владос, 2005. – 215 с.
18. Сазонов, А. Н. Психолого-педагогические принципы и интерактивные методы ЗОЖ / А. Н. Сазонов, В. А. Хриптович // Здаровы лад жыцця. – 2005. – № 3. – С.4 - 8.
19. Семак, Е.Л. Планы-конспекты уроков по предмету «Человек и мир». 2 класс. 2-е полугодие: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / Е.Л.Семак. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 144 с.
20. Семенович, А. Г. Внутришкольный контроль преподавания предмета «Человек и мир» / А. Г. Семенович // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2009. – № 4. – С. 35–43.
21. Солтан М.М. Методические аспекты гигиенического обучения и воспитания детей и подростков: учеб. – метод. пособие / М.М. Солтан, Т.С. Борисова. – Минск: БГМУ, 2018. – 84с.
22. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения І – ІV классы. – Мн.: НИО, 2012. – 239 с.
23. Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для IІ класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Режим доступа: https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2020-2021-uchebnyj-god/ obshchee-srednee-obrazovanie-2020-2021/303-uchebnye-predmety-i-iv-klassy-2020-2021/3799-ii-klass.html.
24. Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Чалавек і свет» для IІ класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Режим доступа: https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2020-2021-uchebnyj-god.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Данные констатирующего и контрольного этапов диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Данные констатирующего и контрольного этапов диагностики.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты