Введение
1 Теоретические основы изучения психологических аспектов эффективной деятельности социального педагога
1.1 Сущность профессиональной деятельности социального педагога
1.2 Требования к личностным и профессиональным качествам социального педагога
1.3 Психологические аспекты организации профессиональной деятельности социального педагога
Выводы по главе 1
2 Эмпирическое исследование психологических аспектов эффективной деятельности социального педагога
2.1 Организация исследования, характеристика выборки и диагностического инструментария исследования
2.2 Результаты исследования психологических аспектов эффективной деятельности социального педагога
2.3 Рекомендации по повышению эффективности профессиональной деятельности социального педагога
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Становление профессии «социальный педагог» в нашей стране происходит в сложных, во многом противоречивых условиях модернизации всей системы образования, включая решение задач социальной адаптации детей. Адаптация и подготовка детей к жизни в постоянно меняющемся и нестабильном мире, вызывает у школы большие трудности, одной из причин которых является то, что при постановке учебно-воспитательных задач практически не учитываются психологические и личностные характеристики школьников, их социальный статус, готовность к вхождению в окружающую социальную среду. Именно поэтому в школах необходим специалист, который взял бы на себя решение этих проблем – социальный педагог. Успешность деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями профессиональной эффективности специалиста. Эффективность деятельности социального педагога – это условие успешного выполнения профессиональной деятельности. Содержание и структура эффективной деятельности социального педагога определяются требованиями деятельности к психическим процессам, состояниям, опыту, свойствам личности и ее установкам.
Значимость изучения психологических аспектов эффективной деятельности социального педагога обусловлена тем, что она позволяет максимально эффективно использовать имеющиеся знания, умения и навыки в работе. Это определяет направленность личности на максимально эффективное выполнение своих обязанностей. Поэтому очень важно на этапе вузовской подготовки будущих специалистов социальных педагогов обеспечить все условия для формирования психологических аспектов эффективной деятельности социального педагога.
1 Теоретические основы изучения психологических аспектов эффективной деятельности социального педагога
1.1 Сущность профессиональной деятельности социального педагога
Социально-педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, направленная на оказание помощи ребенку и его семье в процессе его социализации и на создание условий для его самореализации в обществе.
Осуществлять профессиональную социально-педагогическую деятельность призван специалист – социальный педагог.
Социальный педагог – это педагог широкого профиля, владеющий основами юридических и психологических знаний; менеджер в системе образования, специалист, способный увидеть проблему помочь найти правильные решения в жизни ребенка и семьи. В центре внимания социального педагога находится социализация ребенка. Главным результатом его работы должны стать: улучшение морально-психологического состояния ближайшего социального окружения; снижение отрицательных влияний на личность того социума, в котором она находиться; создание благоприятного социально-психологического фона для позитивного развития и становления личности ребенка. Поэтому одними из основополагающих направлений деятельности социального педагога являются профилактика и защита прав и законных интересов несовершеннолетних. Практическая социально-педагогическая деятельность также включает помощь в решении проблем, связанных с социальным обучением и воспитанием детей и подростков, молодежи, оказание поддержки и осуществление коррекции поведения, решение вопросов организации, координации, информирования, работает с детьми, их родителями, педагогами. Социальный педагог может осуществлять свою деятельность в школе, лицее, колледже, среднем специальном учебном заведении, высшем учебном заведении, в школах-интернатах, социально-педагогических центрах, учреждениях дополнительного образования, пенитенциарных учреждениях и т.д. Родственными профессиями социального педагога являются профессия психолога и социального работника. К тому же в своей профессиональной деятельности социальный педагог может осуществлять с ними сотрудничество [6, с. 18].
2 Эмпирическое исследование психологических аспектов эффективной деятельности социального педагога
2.1 Организация исследования, характеристика выборки и диагностического инструментария исследования
В соответствии с выделенными в теоретической части психологическими аспектами эффективной деятельности социального педагога было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 5 социальных педагогов средних школ г.Витебска. Стаж профессиональной деятельности педагогов от 3 до 12 лет.
В исследовании предполагалось исследовать следующие психологические аспекты эффективной деятельности социального педагога:
- мотивы выбора профессии социального педагога
- рефлексивные умения социального педагога
- способность к саморазвитию.
Методы эмпирического исследования:
1. Тестирование.
2. Методы количественного анализа.
Психодиагностические методики (Приложение А):
1. Методика «Мотивы выбора профессии» (автор Е.В. Овчарова) [13]. Данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы). Инструкция: «ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Методика позволяет определить внутренние индивидуально значимые мотивы, внутренние социально значимые мотивы, внешние положительные мотивы, внешние отрицательные мотивы.
Заключение
Одними из основополагающих направлений деятельности социального педагога являются профилактика и защита прав и законных интересов несовершеннолетних. Практическая социально-педагогическая деятельность также включает помощь в решении проблем, связанных с социальным обучением и воспитанием детей и подростков, молодежи, оказание поддержки и осуществление коррекции поведения, решение вопросов организации, координации, информирования, работает с детьми, их родителями, педагогами. Социальный педагог может осуществлять свою деятельность в школе, лицее, колледже, среднем специальном учебном заведении, высшем учебном заведении, в школах-интернатах, социально-педагогических центрах, учреждениях дополнительного образования, пенитенциарных учреждениях и т.д.
Успешность и эффективность профессиональной деятельности социального педагога определяется сформированностью у него определенного набора личностных и профессиональных качеств. К профессиональным качествам социального педагога относятся: аналитические умения, прогностические умения, проективные умения, рефлексивные умения, коммуникативные умения. Педагог социальный должен обладать развитой эмпатией, навыками устанавливать контакт, проявлять доброту и понимание по отношению к учащимся; должен отличаться эмоциональной привлекательностью совершаемых педагогических действий, должен отличаться готовностью к реализации помощи, он должен уметь объяснить, когда у человека что-то не может реализоваться возможную причину, педагога социального должны привлекать процесс общения и реализации совместной деятельности. Педагог социальный должен обладать рядом организаторских качеств, обладать развитым умением интеграции собственного опыта жизни со своей профессиональной деятельностью; развитыми способностями воспринимать информацию и анализировать происходящее как носящее значимый личностный смысл, он должен проживать и относится к своей работе как деятельности, которая является неотъемлемым звеном его личной жизни. Педагог социальный должен отличаться навыками глубокого эмоционального, а также интеллектуального погружения в реализуемый педагогический процесс, и в этой связи он должен переживать высшие чувства (нравственные, духовно-эстетические, интеллектуальные) по отношению ко всем участникам образовательного процесса.
1. Андреева, О.С. Психотехники и тренинги: (организация и проведение тренинговых занятий): учеб.пособие / О.С. Андреева; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. - 172 с.
2. Батура, И. Н. Теория и практика социальной педагогики : практикум / И. Н. Батура ; М-во образования Респ. Беларусь, Могилев. гос. ун-т. - Могилёв : МГУ, 2011. - 136 с.
3. Вакушенко, Т.Д. Теория и практика социальной педагогики. Введение в профессию : метод. рекомендации / Т. Д. Вакушенко. – Витебск : Витеб. гос. ун-т, 2016. – 54 с.
4. Голованова, И.И. Саморазвитие и планирование карьеры: учеб.пособие / И.И. Голованова. – Казань: Казан. ун–т, 2013. – 196 с
5. Горбунова, Т. В. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих социальных педагогов в профессиональной деятельности / Т. В. Горбунова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 7. – С. 100–101.
6. Григорьев, А.Д. Основы теории социальной работы / А.Д. Григорьев. – Минск: Белорус.гос. пед ун-т, 2012. – 232 с.
7. Добровицкая, Е. А. Готовность будущих социальных педагогов к толерантному взаимодействию в условиях инклюзивной среды / Е. А. Добровицкая // Веснiк ВДУ. - 2019. - № 3. - С. 72-76.
8. Дружилов, С.А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека / С.А. Дружилов // Психологические исследования. – 2012. – №1(21). – С. 12 – 19.
9. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М. : МИСиС, 2004.
10. Капелевич, Т. С. Организация социально-педагогической работы в школе : пособие для педагогов соц. учреждений общ. сред. образования / Т. С. Капелевич. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 240 с.
11. Маллаев, Д.М. Теория и практика психотехнических игр / Д.М. Маллаев, Д.И. Гасанова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 150 с.
12. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
13. Мартынова, В. В. Социальная педагогика : пособие для студентов учреждений высш. образования, обучающихся по спец. 1-03 04-01 Социальная педагогика / В. В. Мартынова. – 1-е изд., доп. и испр. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2014. – 168 с.
14. Научно-методические основы формирования профессиональных компетенций будущих социальных педагогов / Е.Л. Евдокимова; под общ. ред. Е.А. Носовой, В.Н. Клипининой. – Минск : БГПУ, 2017. – 220 с.
15. Никончук, А.С. Введение в методические основы социально-педагогической работы / А.С. Никончук. – Минск : АПО, 2005. – 240с.
16. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.
17. Пастушеня, А. Н. Индивидуальная профессиональная концепция специалиста : структурно-функциональная и содержательная характеристика / А. Н. Пастушеня // Психологический журнал. – 2007. – № 3. – С.38 – 48.
18. Протасова, И. Социальный педагог в образовательном учреждении : модель личности и деятельности / И. Протасова // Социальная педагогика. – 2007. – №1. – С. 81–89.
19. Семёнова, Н. С. Профессиональная подготовка социальных педагогов в вузах Республики Беларусь / Н. С. Семенова // Веснiк ВДУ. – 2017. - № 6. – С.46-50.
20. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении / А.В. Хуторской. – М.: Издательство «Эйдос», 2013. – 73 c.
21. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина / под ред. В.А. Сластенина. – Москва : издательский центр «Академия», 2012. – 208 с
22. Щербаков, В. А. Педагогические условия формирования ценностных ориентации будущего социального педагога в вузе / В. А. Щербаков // Вестик ун-та «Государственный университет управления». – 2007. - №12. - С 118-119.
23. Щербаков, В. А. Аксиологические аспекты в профессиональном становлении социальных педагогов / В А Щербаков // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования материалы V Всерос науч -практ конф в 6 ч. – Челябинск: Образование, 2006. – С 68-72.