Система административных взысканий в Республике Беларусь и Российской Федерации
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Система административных взысканий в Республике Беларусь и Российской Федерации»
по дисциплине: «Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право»
2021
45.00 BYN
Система административных взысканий в Республике Беларусь и Российской Федерации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
Введение
1 Понятие и виды административных взысканий по законодательству Республики Беларусь
1.1 Понятие и цели административных взысканий
1.2 Система административных взысканий
2 Понятие и виды административных наказаний по законодательству Российской Федерации
2.1 Понятие и цели административных наказаний
2.2 Система административных наказаний
3 Сравнительный анализ системы административных взысканий в Республике Беларусь и Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. Административное взыскание – реакция на совершение административного правонарушения. Административное взыскание является мерой административной ответственности. Административное взыскание, налагается на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами, а административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.
Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством, именно это обуславливает актуальность данной работы.
Система административных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с административными взысканиями в Республике Беларусь и административными наказаниями в Российской Федерации.
Предмет исследования – нормы права, а также научная литература, связанная с административными взысканиями в Республике Беларусь и административными наказаниями в Российской Федерации.
Цель исследования – рассмотреть нормы права, а также научную литературу, связанную с административными взысканиями в Республике Беларусь и административными наказаниями в Российской Федерации.
1 Понятие и виды административных взысканий по законодательству Республики Беларусь
1.1 Понятие и цели административных взысканий
Каждое незаконное деяние является основанием для административного наказания. Перечень и состав административных правонарушений определяются законодательством с учетом экономических и социальных потребностей, сложившихся традиций и других обстоятельств. В нашей республике целью административной ответственности является защита экономической базы страны, защита прав и свобод граждан и обеспечение правильного выполнения ими своих обязанностей. Иногда на уровень и содержание административной ответственности также влияют традиции.
Административное наказание является одной из разновидностей административно-принудительных мер и обладает всеми признаками таких принудительных мер.
Административные наказания сильно отличаются от других мер административного принуждения с точки зрения их цели, причин, порядка применения и характера правовых ограничений.
В административно-правовой литературе понятие административного взыскания используется в различных значениях:
а) как один из видов санкций-наказаний (А.П. Шергин);
б) мера ответственности за административное правонарушение (Ю.А. Тихомиров);
в) мера административной ответственности (А.Н. Крамник);
г) санкция за совершение административных проступков (Ю.А. Дмитриев);
д) реакция государства на противоправное, порицаемое деяние, негативно влияющее на общественные отношения (Д.Н. Бахрах) [1, с. 158-159].
В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), административное взыскание выступает мерой административной ответственности, налагаемой на физическое лицо, совершившее административное правонарушение, и (или) на юридическое лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности [2].
2 Понятие и виды административных наказаний по законодательству Российской Федерации
2.1 Понятие и цели административных наказаний
Административное законодательство Российской Федерации в большой степени приняло в наследство нормы административного законодательства РСФСР.
Ведь именно определение «административное наказание» появилось относительно недавно, при этом сменив существовавшее до этого понятие «административное взыскание». Благодаря его появлению в России при введении в действие с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было отражена собственно новый термин [11, c. 34].
В результате изменилась целая система административных наказаний. Законодатели и исследователи также отошли от привычного термина «административные наказания», подчеркнув тем самым характер этих санкций, основной целью которых является предотвращение преступлений.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст. 3.1) [12].
Следует отметить, что некоторые эксперты в области административного права указали, что они не согласны со словом «наказание» вместо «взыскания» в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Соответственно они указывают, например, на то, что «смешение этих понятий затрудняет правоприменение, поскольку положения уголовного права необходимо отличать от положений административного права, а если они этого не делают, могут возникнуть неточности и путаница».
По мнению российского ученого-правоведа Бахраха Д.Н. «новое название мер административной ответственности лучше раскрывает карательное содержание и цель этих мер, подчеркивая их связь и близость к мерам уголовной ответственности, карательное содержание и предназначение этих мер, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, а также отражает общие черты этих видов» [13, c. 32].
3 Сравнительный анализ системы административных взысканий в Республике Беларусь и Российской Федерации
В настоящее время всё больше появляется мнений о необходимости корректировки Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в части соразмерности налагаемых административных взысканий совершённым административным правонарушениям. При всём многообразии преобразований, происходящих в Российской Федерации и Республике Беларусь, их законодательство развивается на общей правовой основе. Так, 30 декабря 2001 года. Президент Российской Федерации подписал Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивший в силу с 1 июля 2002 года. Если говорить о Республике Беларусь, то в 2021 году был принят новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Самой важной и отличительной чертой кодексов Республики Беларусь и Российской Федерации является то, что с принятием нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях был введён термин «административные наказания». Считаем, что такой термин, как «наказание», применим только в сфере уголовного права, где лицо претерпевает какие-то достаточно серьёзные лишения. Вряд ли вынесение предупреждения правонарушителю можно назвать «наказанием». Было бы логичнее оставить такое наименование, как «административное взыскание», что и сделал белорусский законодатель.
Основная часть. Кодексы об административных правонарушениях этих стран имеют как общие черты, так и существенные различия в рассмотрении вопроса, касающегося мер административной ответственности.
Общим для КоАП РФ и КоАП РБ является то, что административные взыскания Республики Беларусь и административные наказания РФ делятся на основные и дополнительные. Однако списки основных и дополнительных мер административной ответственности различны.
Согласно части первой ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний [12]. Что касается КоАП РБ, то законодатель относит к основным административных взысканиям предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест [2].
Заключение
Таким образом, проведя исследование по заданной теме, мы пришли к следующим выводам:
1. Административное взыскание-мера административной ответственности, налагаемая на физических лиц, совершивших административные правонарушения, и / или юридических лиц, подлежащих административной ответственности.
За совершение административных правонарушений в отношении физических лиц применяются следующие виды административных взысканий: штраф; общественные работы; административный арест; лишение права заниматься определенной деятельностью; депортация; конфискация; взыскание стоимости; запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений.
2. Понятие «административного наказания» и большинство видов административных наказаний Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях взяли свой исток из норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также можно сделать вывод о том, что в настоящий момент перечень административных наказаний стал значительно шире и, возможно, будет претерпевать дальнейшие изменения. Это приведет к наиболее полному и справедливому соблюдению норм законодательства гражданами. Таким образом, они будут обладать информацией о том, какое действие, что за собой повлечет, соответственно можно будет избежать многих правонарушений путем профилактики и предупреждения их совершения.
За совершение административных правонарушений Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы.
1 Гавриленко, Д.А. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Минск: Дикта, 2004. – 458 с.
2 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г., № 91-З: принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г. // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
3 Круглов, В.А. Производство по делам об административных правонарушениях / В.А. Круглов. – Минск: Академия МВД РБ, 2004. – 208 с.
4 Круглов, В.А. Административно-деликтное право / В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2006. – 388 с.
5 Сухаркова, А.И. Административное право Республики Беларусь. Альбом схем: учебн. пособ. / под ред. А.И. Сухарковой. – Минск: Академия МВД РБ, 1995. – 286 с.
6 Бахрах, Д. Н. Юридическая ответственность по административному праву / Д. Н. Бахрах // Административное право и процесс. – 2010. – № 1. – С. 2-5.
7 Салищева, Н. Гражданин и административная юрисдикция в СССР / Н.Г. Салищева. – М.: Юрид. лит., 1970. – 164 с.
8 Клюшниченко, А.П. Меры административного принуждения, применяемые милицией / А.П. Клюшниченко. – Киев: Науч.-исслед. и редакц.изд. отдел, 1979. – 88 с.
9 Бондарович, С.П. Постатейный комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях / С. П. Бондарович. – Минск, 2019. – 823 с.
10 Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 года, № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года: в ред. от 6 января 2021 г. // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
11 Бахрах, Д.Н. Административное право / Д.Н. Бахрах. – М.: Право, 2013. – 223 с.
12 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г., № 195-ФЗ: в ред. от 26.05.2021 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
13 Бахрах, Д.Н. Административно-правовые меры борьбы с пьянством / Д.Н. Бахрах. – М.: Юрид. лит., 1986. – 128 с.
14 Пехтерева, З.А. Применение мер административного пресечения правоохранительными органами Российской Федерации. // Российская юстиция. – 2008. – № 11. – С. 4-8.
15 Лунев, А.Е. Административная ответственность за правонарушения / А.Е. Лунев. – М.: Госюриздат, 1961. – 188 с.
16 Костенников, М.В. Теоретические проблемы административной ответственности / М.В. Костенников, А.А. Савостин. – М.: Юрист. – 2013. – № 9. – С. 45-48.
17 Юсупов, В.А. Теория административного права / В.А. Юсупов. – М.: Юрид. лит., 1985. – 160 с.
18 Неёлова, А.И. Сравнение административного взыскания в Республике Беларусь и административного наказания в Российской Федерации / А.И. Неёлов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rep.barsu.by/bitstream/handle/data/1597/Sravnenie%20administrativnogo%20vzyskanija%20v%20Respublike%20Belarus%27%20i%20administrativnogo%20nakazanija%20v%20Rossijskoj%20Federacii.pdf?sequence=1&isAllowed=y.
19 Хорьков, В.Н. Меры административной ответственности в КоАП Российской Федерации и КоАП Беларусь (сравнительный анализ) / В.Н. Хорьков // Административное право и процесс. – 2005. – № 2. – С. 40-43.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты