ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СТЕРЕОТИПОВ НА ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЫНКА (КАТЕГОРИЯ ТОВАРА)
1.1 Понятие стереотипа
1.2 Особенности влияния на потребительское поведение потребителей рынка
1.3 Особенности изучения влияния стереотипов на особенности поведения потребителей рынка
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТЕРЕОТИПОВ НА ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЫНКА
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Важность исследований поведения потребителей известна во всем мире. За последние годы возникла крупная и быстро развивающаяся междисплинарная область исследований – поведение потребителей. Поведение потребителя – это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.
Главная забота и предпринимателей и маркетологов состоит в том, чтобы повлиять на это самое поведение. В результате наука о потребителе приобретает первостепенную важность.
Данная работа посвящена установкам и стереотипам, которые оказывают существенное влияние на потребительское поведение.
Человек – существо социальное. Это утверждение особенно верно в отношении поведения потребителя. Наше поведение диктуется различными факторами: генетической предрасположенностью, средой, культурой.
Важное место в этом списке занимают стереотипы, которые нередко оказывают сильное влияние на потребительское поведение, становятся решающим аргументом при принятии решения о покупке товара или выборе услуги.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СТЕРЕОТИПОВ НА ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЫНКА (КАТЕГОРИЯ ТОВАРА)
1.1 Понятие стереотипа
Стереотип представляет собой сложный, комплексный психологический и социальный способ получения и дальнейшей переработки информации, регулирующий многие процессы человеческой деятельности. Стереотип выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению.
Понятие «стереотип» в научный оборот ввел У. Липпман [9, с. 6], которым он обозначил упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки мира» в сознании человека (образы), которые экономят усилия при восприятии сложных объектов мира и защищают его ценности, позиции и права.
Стереотипы представляют собой общепринятые в исторической общности образцы восприятия, отбора, интерпретации информации при узнавании окружающего мира, которые основаны на предшествующем социальном опыте. По мнению Р. Таджури, стереотип – это склонность субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории [19, с. 128].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТЕРЕОТИПОВ НА ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЫНКА
2.1 Организация и методики исследования
Целью данной работы является изучение влияния стереотипов на особенности поведения потребителей рынка.
Гипотеза исследования заключается в предположении, о том, что стереотипы влияют на поведение потребителей рынка.
Исследование проводилось на базе
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 30 человек.
Для проведения эмпирического исследования, использовались методика О.Ф. Потемкиной «Диагностика социально-психологических установок личности» и методика М. Цукермана «Диагностика потребности в поисках ощущений».
Методика О.Ф. Потемкиной «Диагностика социально-психологических установок личности» состоит из двух вопросников по 20 вопросов. Первая часть вопросов нацелена на выявление социально-психологических установок, направленных на «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат». А вторая часть нацелена на выявление социально-психологических установок, направленных на «свободу-власть», «труд-деньги». Цель методики: выявить степень выраженности социально-психологических установок (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальный стереотип представляет собой устойчивый, упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный образ какой-либо социальной группы (индивида), который возникает при дефиците информации. Социальные стереотипы характеризуются предвзятостью, ригидностью, гибкостью, пластичностью, оценочной окрашенностью, однозначностью, репрезентативностью. Стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Усвоение стереотипов происходит в процессе социализации и инкультурации в составе той социальной группе, к которой он принадлежит.
Изучение всех факторов, влияющих на поведение потребителей, мотивов покупок, восприятия товара помогают маркетологам моделировать процесс принятия решения о покупке. При этом рассматриваются следующие шаги: осознание потребности, поиск информации, оценка альтернатив, принятие решений о покупке, поведение после совершения покупки. Модель процесса покупки предполагает последовательное прохождение ее стадий. На практике их порядок может нарушаться, особенно тогда, когда дело касается товара, требующего низкой степени вовлеченности покупателя в процесс покупки. Потребитель может опускать или менять местами этапы процесса.
Значение междисциплинарных исследований возрастает в современном обществе. Результаты таковых исследований активно используют практики. В настоящее время наблюдается активное взаимодействие экономических дисциплин, к которым относят маркетинг, и социологии. В настоящей статье автор использует междисциплинарный подход, исследуя роль стереотипов в воздействии на поведение потребителей.
1. Алешина И. В. Поведение потребителей. Учебное пособие / И. В. Алешина. – М., 2006. – 525 c.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. / Г. М. Андреева – М.: МГУ, 2009. – 362 c.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 1994. – 325 с.
4. Белокурова Е. В. Некоторые вопросы моделирования потребительского поведения и прогнозирования потребительских оценок / Е. В. Белокурова. – М., 2006. – 124 c.
5. Берулаева, Г.А. Стереотипы психической активности личности / Г.А. Берулаева, М.М. Берулаева // Гуманизация образования. – 2010. – № 8. – С. 15–20.
6. Блохина, А.А. К проблеме влияния стереотипов на становление самосознания в старшем школьном возрасте / А.А. Блохина // Вестник ТГПУ. – 2014. – № 2. – С. 18–24.
7. Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. – СПб.: Питер, 2010. – 448 c.
8. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 225 с.
9. Липпман, У. Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчунова; под. ред. К.А. Левинсон, К В. Петренко. – М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. – 264 с.
10. Микляева, А.В. Исследование возрастных стереотипов в зарубежной психологии / А.В. Микляева // Вестник СПбГУ. – 2009. – № 3-2. – С. 254–258.
11. Осипова, Д.В. Особенности гендерных представлений современной молодежи / Д.В. Осипова // Управленческое консультирование. – 2009. – № 4. – С. 200–209.
12. Питерова, А.Ю. Социальные стереотипы: особенности формирования и изучения / А.Ю. Питерова, Е.А. Тетерина // Наука. Общество. Государство. – 2016. – № 1 (13). – Т. 4. – С. 1–8.
13. Сандомирский М. Е. Психология коммерции: уч. пос. для студентов высших учеб. заведений / М. Е. Сандомирский. – М.: ИЦ "Академия", 2006. – 270 c.
14. Смит А. Психология потребителя / А. Смит. – СПб., 2014. – 215 c.
15. Столяренко Л. Д. Психология. Учебник для ВУЗов / Л. Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2010. – 592 c.
16. Суходольская, Н.П. Социальный стереотип в жизнедеятельности людей / Н.П. Суходольская // Философия и общество. – 2007. – № 3. – С. 152–160.
17. Чалдини Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб.: Питер Ком, 2009. – 316 c.
18. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе / П.Н. Шихирев. – М.: Наука, 1985. – 176 с.
19. Штерн, В. Дифференциальная психология и ее методические основы / В. Штерн. – М.: Наука, 2007. – 335 с.
20. Энджел Д. Ф. Поведение потребителей / Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П. Д. Минард. – СПб.: Питер Ком, 2007. – 943 c.