Огородничество как вид традиционного занятия белорусов
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Огородничество как вид традиционного занятия белорусов»
по дисциплине: «Этнография и этнология Беларуси»
2021
45.00 BYN
Огородничество как вид традиционного занятия белорусов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Этнография и этнология Беларуси
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
1 Источники и историография
2 Огородничество в материальной культуре белорусов
3 Использование огороднических культур в традиционной культуре белорусов
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Белорусы всегда были земледельцами, их материальная и духовная культура была классически сельскохозяйственной. Огородничество было неотъемлемой частью крестьянского хозяйства. Отсутствие источников не позволяет определить время, когда огородничество стало отдельной отраслью в системе земледелия, возникновение которой историки относят к эпохе неолита (III тыс. до н.э.). Огородничество у белорусов было ориентировано на удовлетворение потребностей в пище достаточно большой в то время семьи, значительную долю которой составляли овощи. Можно сказать, что уже сегодня продукция нашего огорода во многом обеспечивает жизнедеятельность сельчан и городских поселений, а для жителей некоторых регионов Беларуси является основным источником дохода. В огородах издавна выращивают фасоль, горох, капусту, свеклу, морковь, пастернак, хрен, петрушку, лук, чеснок, репу, репу, огурцы, маки и т. д.
Развитие огородничества в Беларуси особенно актуально в связи с недостаточным изучением и обсуждением многих вопросов этнической истории. Раскрытие древних особенностей, преемственности и путей развития огородничества на землях Беларуси от эпохи феодализма до наших дней представляет интерес как для решения этногенетической проблемы, так и для понимания культурного наследия белорусов.
Объект: огородничество – как разновидность растениеводства.
Предмет: огородничество как вид традиционного занятия белорусов.
Цель: охарактеризовать огородничество как вид традиционного занятия белорусов. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать источники и историографию по тематике исследования.
2. Выявить особенности огородничества в материальной культуре белорусов.
3. Определить использование огороднических культур в традиционной культуре белорусов.
Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, обобщение).
Структура работы подчинена решению поставленных задач и состоит из введения (определена актуальность исследования, поставлены цель и задачи, охарактеризованы методы, сформулированы объект и предмет и др.), трех глав (проанализированы источники и историография по тематике исследования, выявлены особенности огородничества в материальной культуре белорусов, определено использование огороднических культур в традиционной культуре белорусов), заключения (подводятся полученные выводы в результате исследования), списка использованных источников (28 позиций).
1 ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ
Огородничество как вид традиционного занятия белорусов в современной исторической науке изучено не в полной мере. Как правило, изучение данной тематики происходило в контексте земледелия белорусов.
Среди источников выделяются исследования этнографов К. Машинского А. К. Сержпутовского, П.В. Шейна, П.М. Шпилевского, Н.Я. Никифоровского и др.
Казимир Машинский (1887–1959) – всемирно известный польский этнограф, автор фундаментальных исследований «Народная культура славян», «Человек. Введение в общую этнографию и этнологию» и другие. Особенно польского ученого интересовала самобытная народная культура восточной части Белорусского Полесья, которую многие считают колыбелью всех славян. Результатом многолетнего изучения быта и быта полешуков-белорусов явилась обстоятельная монография К. Машинского «Восточное Полесье», а также ряд статей, представленных в этом издании. Семьдесят третий том книжного проекта «Белорусский книжный сборник» [9].
Книга А.К. Сержпутовского представляет собой наиболее полное собрание фольклорных материалов - легенд, мифов, прихотей, приказов, сказок, обрядов, записанных на Белорусском Полесье в конце XIX - начале ХХ века известным ученым-фольклористом, этнографом, лингвистом и писателем А.К. Сержпутовским. Они дают яркое представление о мировоззрении белорусских поляков, позволяют раскрыть творческую роль народа в создании духовных ценностей, проследить влияние белорусского народного искусства на развитие славянского фольклора [17].
Павел Шейн с помощью корреспондентов (в том числе Николая Никифоровского, Адама Богдановича, Ивана Карского) накопил большое количество описаний народных обычаев и обрядов, которые впоследствии были опубликованы под заголовком «Материалы для изучения быта и языка русских. население Северо-Западного края ». 1-3, 1887—1902 гг.). В издание включены материалы из всех провинций Северо-Западного региона, а также из соседних стран, где проживало этническое белорусское население. Здесь нашли отражение практически все аспекты духовной и материальной культуры белорусов. Это песни обрядового, бытового, бешеного, юмористического и так называемого разгула, описания обрядов и связанных с ними песен, десятки причитаний. Свадебная коллекция Шейна не имела себе равных среди дореволюционных изданий белорусского фольклора. Обращает на себя внимание раздел народных поздравлений, пожеланий, ругательств, нецензурных слов, приказов. В самой работе над 3-м томом «Материалов…», когда к исследователю пришла известность и признание, П. Шейн умер. Помимо этих работ, он был автором ряда статей, обзоров, заметок, которые опубликовал в научных журналах. Произведения Шейна, несмотря на порой предвзятое отношение к духовному наследию белорусского народа, являются ценным источником фольклорной и этнографической информации о жизни и культуре белорусов второй половины 19 века [23].
2 ОГОРОДНИЧЕСТВО В МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ БЕЛОРУСОВ
В XIX в. на территории Беларуси в агрохолдингах преобладала система районного земледелия с преобладанием трехлетнего цикла.
Распределению трех полей значительно способствует выращивание стойлового скота, от которого они получали необходимые удобрения - навоз, а также выращивание озимых и яровых культур.
На классической трехпольной земле участки делили на три части, одна из которых была засеяна озимыми культурами, другая - яровыми, а третья откладывалась. У следующего рода залежь озимых зерновых засевается, а первый под озимые - весной, а то, что было под яровыми зернами, становится паром. С весны залежные поля только вспахивались и вырубались и только осенью сдавали на посев озимых зерновых, которые осенью следующего года убирали. Однако не только в хозяйствах, но и в хозяйствах постоянно не хватало навоза для удобрений.
Документы и статистические отчеты середины 19 века. показывают, что количество навоза, вывезенного на поля, было недостаточным для восстановления плодородия почвы на трех полях. В большинстве случаев паровые поля удобряли не полностью, а только наполовину [25, с. 483].
Отсутствие удобрений вынудило вместе с тремя полями внедрить широко налаженную систему земледелия на неравных песчаных почвах. При таком сочетании земли, наиболее близкие к усадьбе, обрабатываются по системе трех полей, а на удаленных, почти никогда не удобряемых, практикуется отвод.
Во время откладывания часть земли отдыхает несколько лет, естественным образом восстанавливая плодородие.
После отмены крепостного права количество залежей увеличилось.
Землевладельцы, лишенные бесплатного корветного труда, либо сдают в аренду часть земли, либо менее плодородные сдают их под так называемые «пустоты» между сельскими участками. Эти «заготовки» не обрабатывались несколько лет.
Удобрение - одно из основных условий плодородия почвы на трех полях. «Отдайте это земле, и она отдаст вам», - говорят жители деревни. На Полесье хорошим фермером считается тот, кто ежегодно удобряет треть залежи, то есть всю пашню. Но даже эти нормы были возможны только там, где были торфяно-грязевые почвы, которые использовались в качестве удобрений вместо навоза. половина XIX века. были редким исключением.
3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОГОРОДНИЧЕСКИХ КУЛЬТУР В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ БЕЛОРУСОВ
На протяжении многих столетий основным продуктом питания у белорусов был ржаной хлеб. Им начинался и заканчивался завтрак, обед и ужин. Он сопутствовал крестьянину в поле. С хлебом и солью встречали и провожали дорогих гостей, с ним шли в сваты, делали свадьбу, крестины. Во всех случаях хлеб служил залогом счастья и благословения. «Хлеб в доме – хозяин, на работе – друг, в дороге – товарищ», – говорили о нем белорусы.
У белорусов сформировалось определенное отношение к хлебу. С ним связан ряд народных примет и поверий. Считалось большим грехом уронить на пол крошку хлеба. Если же случайно происходило, что падал кусочек, то его подымали и целовали, перед тем, как положить в рот. Крошить хлеб также запрещалось: кто так сделает, тот никогда не будет иметь хлеба. По хлебу предсказывали судьбу членов семьи. Если буханка в печи развалится на две половины, это не к добру: в том же году умрет хозяин или хозяйка. При выпечке хлеба на первой сделанной из теста булке делали крестик, а кушали ее всегда последней. Нежелательно было начинать новую булку вечером, считалось, что в таком случае пропадет богатство. Верили, что если обнести хлебом вокруг здания, которое горит, то огонь не будет дальше распространяться. С детства у белорусов воспитывали уважение и любовь к хлебу как к самому главному богатству [22, с. 413-414].
Белорусские этнографы ХІХ века приводят интересные примеры бережного отношения к хлебу. Так, даже во время драки между собой мальчишки откладывали в сторону хлеб, и только выяснив отношения, брали его снова и доедали.
Крестьянину не всегда удавалось употреблять чистый хлеб, который пекли только из чистой муки. Частые неурожаи, стихийные бедствия, бедность вынуждали использовать в пищу различные его суррогаты. Древнебелорусские летописи отражают множество трагических событий, вызванных неурожаями. Так, например, в Баркулабовской летописи сообщается о хлебных неурожаях на Могилевщине: «…жито велми было неумолотно; а коли муку житную у хлебе спекут, то тесто печеное солодно, а за скорину хотя ложи плоди, а в печи не печется». У белорусов, кроме чистого хлеба, известен также градовый, пушной, половый, картофельный, мякинный. Градовый хлеб, или градовка, выпекался из непросеянной ржаной муки. Если жито совсем не просеивалось, а только после молотьбы выбрасывалась мелкая солома, пустые колосья, мусор, то мука из такой ржи шла на приготовление пушного хлеба. Его еще называли пушнинка (пушок), иногда в шутку добавляя слово «святая». Половый хлеб, или половушку, выпекали из двух частей, одной из которых было жито, а другой – ячмень, овес, гречка, пшеница, взятые в отдельности или смешанные в определенных пропорциях [23, с. 642].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Огородничество как вид традиционного занятия белорусов в современной исторической науке изучено не в полной мере. Как правило, изучение данной тематики происходило в контексте земледелия белорусов. Среди источников выделяются исследования этнографов К. Машинского А. К. Сержпутовского, П.В. Шейна, П.М. Шпилевского, Н.Я. Никифоровского и др. Среди исследователей огородничества белорусов выделяются Л.В. Ракова, И.Н. Браим, А.В. Гурко, Л.А. Молчанова, Т.А. Новогродский и др.
2. Огородничество было важным подспорьем в хозяйствах крестьян. Здесь выращивались различные культуры. Малые крестьянские огороды обрабатывали вручную заступом. В обширных огородах почва приготавливалась, как и под зерновые, плугом, а грядки копали лопатой вручную. Орудия ручной обработки долгое время оставались неизменными. Крестьяне для окучивания использовали деревянный плужок (сошку или рало). С глубокой древности известна традиция овощи и картофель хранить в подвалах. У крестьян издавна, особенно в западных районах, на приусадебных участках перед жилищем разводили небольшие сады, в которых произрастали плодовые и ягодные деревья. В прошлом огородничество определялось многочисленными правилами, которые диктовал земледельческий календарь. У каждого дня в году было свое название и свое назначение. Многие народные приметы для огорода сохранились и сегодня.
3. Использование огороднических культур в традиционной культуре белорусов преобладала в питании. Традиционная культура питания – одна из самых богатых частей национальной культуры белорусов. Она включает широкое содержание. Это не только блюда, которые готовят, но и способы и приемы их приготовления, трапезы, застольный этикет, это обычаи, связанные с приготовлением и употреблением пищи, предметы домашней утвари и т. д.
1. Агародніцтва / Нарысы гісторыі культуры Беларусі. Культура сяла XIV – пачатку XX ст. Том 3. Кніга 1. Матэрыяльная культура / А.І. Лакотка [і інш.]; навук. Рэд. А.І.Лакотка. – Мінск: Беларуская навука, 2015. – С. 416–456.
2. Беларусы: у 12 т.: Т. 1. Прамысловыя i рамесныя заняткi. – Мінск, 1995. – 351 с.
3. Богданович, А.Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов: этнографический очерк / А. Е. Богданович. – Гродно, 1995. – 189 с.
4. Бондарчик, В.К. Полесье. Материальная культура / В.К. Бондарчик, И.Н. Браим, Н.И. Бураковская. – Киев: Наукова думка, 1988. – 448 с.
5. Браим, И.Н. Промысловые орудия и ремесленные изделия как памятники материальной культуры / И. Н. Браим. – Минск: Полымя, 1976. – 20 с.
6. Гурко, А.В. Кто живет в Беларуси / А. В. Гурко. – Минск: Беларуская навука, 2012. – 799 с.
7. Гурко, А.В. Этнокультурные процессы Восточного Полесья в прошлом и настоящем / А. В. Гурко. – Минск: Беларуская навука, 2010 - 465с.
8. Живописная Россия. Литовское и белорусское Полесье. – Минск: Навука і тэхніка, 1993. – 550 с.
9. Машынскі, К. Усходняе Палессе / К. Машынскі; укладальнік, камент. У. Василевіча. – Мінск: Беларуская навука, 2014. – 528 с.
10. Молчанова, Л.А. Материальная культура белорусов / Л. А. Молчанова. – Минск: Наука и техника, 1968. – 231 с.
11. Навагродскі, Т.А. Традыцыі народнага харчавання беларусаў / Т.А. Навагродскі. – Мінск: Навука i тэхнiка, 2000. – 112с.
12. Навагродскі, Т.А. Эвалюцыя традыцый харчавання беларусаў у XIX-XX стагоддзях / Т.А. Навагродскі. – Мінск: БДУ, 2015. – 243с.
13. Нарысы гісторыі культуры Беларусі: у 4 т. / Нацыянальная Акадэмія навук Беларусі, Цэнтр даследванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры, філіял «Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя Кандрата Крапівы»; [навуковы рэдактар А. І. Лакотка]: Т. 3: Культура сяла XIV - пачатку XX ст. Кн. 1. Матэрыяльная культура / [А. І. Лакотка і інш.; уводзіны, заключэнне: А. І. Лакотка]. – Мінск: Беларуская навука, 2015. – 567 с.
14. Никифоровский, Н.Я. Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности (этнографические данные) / Н. Я. Никифоровский. – Минск, 1995. – 149 с.
15. Ракава, Л.В. Гісторыя на градках: агародніцтва на Беларусі / Л.В. Ракава. –Мінск: Беларусь, 2008. – 144 с.
16. Сербаў, І.А. Вічыльскія паляне. Матэрыяльная культура / І.А. Сербаў. – Мінск: Навука і тэхніка, 2015. – 198 с.
17. Сержпутоўскі, А.К. Прымхі і забабоны беларусаў-палешукоў / А.К. Сержпутоўскі. – Мінск: Вышэйшая школа, 2009. – 477с.
18. Титов, В.С. Историко-этнографическое районирование материальной культуры белорусов, XIX – начало XX в. / В. С. Титов. – Минск: Наука и техника, 1983 – 152 с.
19. Токарев, С.А. Восточнославянский этнографический сборник: очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX — начале XX в. / С. А. Токарев. – М.: Из-во АН СССР, 1956. – 805 с.
20. Толстая, С.М. Полесский народный календарь / С. М. Толстая. – М.: Индрик, 2005. – 600 с.
21. Цітоў, В.С. Народная культура Беларусі: энцыклапедычны даведнік / В.С. Цітоў. – Мінск: БелЭн, 2002. – 432 с.
22. Шамякін, І.П. Этнаграфія Беларусі: энцыклапедыя / І.П. Шамякін. – Мінск: БелСЭ, 1989. – 575с.
23. Шейн, П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края: Т.1, ч. 2: бытовая и семейная жизнь белоруса в обрядах и песнях / Собранные и приведенные в порядок П. В. Шейном. – Санкт-петербургъ: Типография Императорской Академии Наук, 1890. – 708 с.
24. Шпилевский, П.М. Путешествие по Полесью и белорусскому краю / П.М. Шпилевский. – Минск: Беларусь, 2004. – 251 с.
25. Шумскі, К.А. Этнаэкалагічныя аспекты земляробчай гаспадаркі беларусаў (XIX - пачатак XXI ст.) / К.А. Шумскі // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. – 2010. – №8. – С.482-487.
26. Шумскі, К.А. Традыцыйныя веды беларусаў аб раслінным, жывёльным свеце і надвор’і (XIX ― пачатак XXI ст.) і іх экалагічная значнасць / К. А. Шумскі. – Мінск: Права і эканоміка, 2009. – 125 с.
27. Этнаграфія Беларусі: [энцыклапедычны даведнік / Д. К. Алексютовіч, В. К. Бандарчык, В. М. Барадуліна [і інш.] ; адказны рэдактар Г. К. Кісялёў. – Мінск: Гал. рэд. Беларус. Сав. Энцыклапедыі, 1980. – 157 с.
28. Этнография восточных славян: очерки традиционной культуры / К. В. Чистов, М. Г. Рабинович, М. Н. Шмелева [и др.]; отв. ред. К. В. Чистов; АН СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 1987. – 556 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты