Методика организации самостоятельной учебной деятельности при обучении иностранному языку на младшей ступени школы
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика организации самостоятельной учебной деятельности при обучении иностранному языку на младшей ступени школы»
по дисциплине: «Методика преподавания иностранного языка (английский язык)»
2021
45.00 BYN
Методика организации самостоятельной учебной деятельности при обучении иностранному языку на младшей ступени школы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания иностранного языка (английский язык)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Поделиться
Введение
1 Самостоятельная работа учащихся как вид учебной деятельности
1.1 Роль и содержание самостоятельной работы учащихся по английскому языку
1.2 Особенности организации самостоятельной работы младших школьников
2 Методы и принципы организации самостоятельной работы учащихся
2.1 Основные методические положения по организации самостоятельной работы учащихся на начальном этапе обучения английскому языку
2.2 Примеры организации самостоятельной работы по обучению английскому языку на начальном этапе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Выполнение самостоятельной работы, как в учебном заведении, так и дома, позволяет учащимся развить в себе такие качества, как воля, целеустремленность, независимость. Без выполнения самостоятельной работы нельзя представить себе овладение иностранным языком.
Говоря о самостоятельной работе учащихся, следует учесть то, что важно не только развить самостоятельность в познавательной деятельности и научить учащихся самостоятельно овладевать знаниями, умениями, навыками, но и научить их самостоятельно применять полученные знания в дальнейшей жизни.
И это важно осуществить именно на начальном этапе обучения, в младшей школе, так как ребенок, который не приобрел этих знаний, не справляется с растущими требованиями к самостоятельности, объемом учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к учению, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять свою работу, обязанности гражданина.
Самостоятельная работа учащихся направлена на развитие личного потенциала, независимого мышления учащихся.
На сегодняшний день «именно самостоятельная работа является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины в овладении методами познавательной деятельности, она вырабатывает у обучаемого психологическую установку на самостоятельное пополнение знаний и выработку умения ориентироваться в потоке различной информации при решении разных задач» [1, c. 25]
Исследование и изучение самостоятельной работы учащихся представляет собой большой интерес в формировании индивидуально-независимой личности, стремящейся к саморазвитию, дисциплине.
Исследования и работы, посвященные самостоятельной работе учащихся, и по сегодняшний день остаются актуальными в отечественной педагогической теории и практике.
А. В. Усова, выделяя в понятии самостоятельной работы управляющую функцию преподавателя при этом добавляет важную и значимую характеристику: выполнение определенного задания под контролем учителя. Исследователи С. И. Архангельский, А. Г. Молибог, Р. А. Назимов, И. Э. Унт обогащали сущность, содержание, способы самостоятельной работы.
Объектом данной работы является самостоятельная работа в учебном процессе младшей школы.
Предмет – организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку в младшей школе.
При написании курсовой работы была поставлена следующая цель: выявить и описать особенности организации самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку в младшей школе.
1 Самостоятельная работа учащихся как вид учебной деятельности
1.1 Роль и содержание самостоятельной работы учащихся по английскому языку
Самостоятельная работа учащихся представляет одну из наиважнейших и значимых составляющих учебного процесса, формирующего у ученика определенные знания, умения и навыки как в общеобразовательной, так и профессиональной деятельности. Именно она способствует формированию тех профессиональных качеств, необходимых для будущего специалиста: способность принятия самостоятельного и независимого решения, поиск решения проблем, нахождение конструктивных и рациональных подходов выхода из кризисных ситуаций и т. д.
По причине возрастающего количества информации и информационных потоков, появления и внедрения в процесс обучения новых методов, способствующих высокому уровню усвоения информации, самостоятельная работа учащихся привлекает внимание исследователей и дидактов.
Исследования и работы, посвященные самостоятельной работе учащихся, и по сегодняшний день остаются актуальными в отечественной педагогической теории и практике.
В 50-60-е гг. прошлого столетия значительный вклад в изучение и исследование самостоятельной работы учащихся внес российский исследователь Б. П. Есипов, который предложил определение понятию самостоятельной работы. По мнению Есипова Б. П., «самостоятельная работа – это такой вид работы, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достичь поставленной в задачи цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других вместе) действий». Данное определение, не смотря на течение времени, остается актуальным и по сегодняшний день, употребляясь многими исследователями-дидактами [2, c. 85].
Под иным ракурсом рассматривает и дополняет данное определение А. В. Усова, выделяя в понятии самостоятельной работы управляющую функцию преподавателя при этом добавляя важную и значимую характеристику: выполнение определенного задания под контролем учителя.
Самостоятельная работа представляет собой сложное дидактическое образование, отображающее особенности взаимосвязанной деятельности преподавателя с учеником. Если рассматривать понятие самостоятельной работы со стороны учителя, то данная работа – это одновременно и метод обучения, и средство обучения, форма взаимосвязанной деятельности. По отношению к обучающему – это метод учения, способ познавательной деятельности, форма учебно-познавательной деятельности и учебно-познавательная деятельность.
С. И. Архангельский в своём исследовании в определение самостоятельной работы учащегося вкладывает «самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование знаний для решения научных и профессиональных задач [3, c. 45].
2 Методы и принципы организации самостоятельной работы учащихся
2.1 Основные методические положения по организации самостоятельной работы учащихся на начальном этапе обучения английскому языку
Организация и управление самостоятельной работой – сложная и ответственная задача каждого педагога. Необходимо рассматривать воспитание активности и самостоятельности как неотъемлемую часть школьного образования. Это задание назначается каждому учителю вместе с вопросами первой важности. Самостоятельная работа – это средство приобретения учащимися глубоких и прочных знаний, средство формирования их активности и самостоятельности как личностного качества, развития их интеллектуальных способностей.
Для того, чтобы правильно организовать самостоятельную активность учащихся, необходимо придерживаться ряда методических принципов обучения:
Принцип добровольности. Учащиеся по желанию организовывают свою самостоятельную учебную деятельности. Задача учителя здесь – мотивировать учащегося самостоятельно учиться, предлагать задания, которые будут интересны тому или иному ребенку, но не в коем случае не принуждать.
Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов. Данный принцип предполагает в деятельностном контексте учащихся учет их индивидуального опыта, интересов, желаний, способностей, мировоззрения, личностной эмоционально-чувственной среды и статуса в классе.
Принцип связи деятельности на уроках и самостоятельной работы. Он, главным образом, состоит в том, что обеспечивается единство практических, развивающих и воспитательных целей урока и личных образовательный целей учащегося. Также он предполагает связь учебных материалов, используемых на уроках английского языка, и учебных материалов, которые ученики используют в самостоятельной работе.
Принцип комплексности. Данный принцип призван обеспечить единство и взаимосвязь нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания. Учащийся должен чувствовать потребность в самообразовании и саморазвитии различных сфер личности.
Принцип наглядности. Он предусматривает представление информации в доступном виде.
Принцип мотивации. Он связан с отбором интересных материалов, влияющих на эффективное достижение поставленной цели, и отбором новых, свежих учебных материалов, советующих интересам учеников, а также имеющих практическое значение в реальной жизни.
Принцип научности – позволяет решать поставленные задачи на современном уровне научных знаний и достижений.
Заключение
На сегодняшний день по причине изменения целей обучения, направленных на формирование навыков целенаправленной творческой деятельности, роль и значимость самостоятельной работы учащихся возрастает. Определение данного понятия многогранно и разносторонне, что позволяет существованию различных дефиниций, взаимодополняющих друг друга.
Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой учебное задание, то есть то, что должен выполнить учащийся сам, без непосредственного участия педагога, проявляя активность, умственное напряжение. Одновременно самостоятельная работа – форма проявления определенных видов деятельности памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном результате приводит обучающегося к получению совершенно нового и неизвестного ему знания, к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Осуществление учащимися самостоятельной работы как специфической формы учебной деятельности играет значительную роль в повышении уровня владения иностранным языком.
Достижение данной цели возможно при условии владения учителем разными приемами и формами организации самостоятельной работы учащихся, а также при осознании обучающихся себя в качестве подлинных субъектов учебной деятельности.
Необходимо опосредованно, через создание благоприятных для самостоятельной работы условий, создавать определенную творческую обстановку; с помощью современных методов обучения и косвенных методов скрытого воздействия пробуждать когнитивный и эмоциональный интерес; вызывать у учащегося желание и потребность в самовыражении и созидании.
Лишь при такой постановке вопроса появляется возможность как прямого, так и косвенного управления процессом организации самостоятельной работы в совместном активно-творческом общении учителя и учеников.
Стоит отметить, что если придать самостоятельной работе системный характер, то это, безусловно, будет способствовать прочному усвоению изучаемого языка учащимися в единстве с развитием приемов учебного труда.
В ходе проведения практического исследования было установлено, что для большинства учащихся самостоятельность как качество личности недостаточно развита, что связано с отсутствием позитивной мотивации к самостоятельной работе, со слабой реализацией подхода, согласно которому независимость может эффективно перерасти в практические упражнения.
Установлено, что недостаточное внимание уделяется проблеме развития самостоятельности учащихся на практических занятиях по английскому языку, а организационные и содержательные аспекты развития самостоятельности не принимаются во внимание.
1. Пидкасистый, П.И Самостоятельная деятельность учащихся Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1972. – 34с.
2. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М., 1981. – 254 с.
3. Архангельский, С.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.И. Есипов. – Москва: Учпедгиз., 1961. – 34 с.
4. Молибог, А.Г. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов. – Известия АНН РСФСР. – 1961. – Вып. 115. – С. 20-25.
5. Назимов, Р.А. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация). Методическое пособие для русистов (электронное издание) / Е.И. Пассов. – СПб: «Златаус», 2015. – 57 с.
6. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И.А. Ильницкая. – М.: Знание, 1993. – 187 с.
7. Огородников, И.Т. Педагогика / И.Т. Огородников. – М., Учпедгиз, 1954. – 326 с.
8. Павилени, Р.И. Понимание речи и философии языка и новое в зарубежной лингвистике: Теория речевых актов / Р.И. Павилени. – Сб. М.: Прогресс, 1986. – 380-389 с.
9. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. М. 1980. – 66 с.
10. Полат, Е.С. Метод проектов на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. – №2. – С. 3-10.
11. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. – М.: Знание, 1983. – 298 с.
12. Осницкий, А.К. Психолошя самостоятельности / А.К. Осницкий. – М.: Нальчик, 1996. – 155 с.
13. Копешева, А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку / А.В. Копешева. – С-Пб.: КДРО, 2005. – 88 с.
14. Жарова, Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / Л.В. Жарова. – Л., 1982. – 18 с.
15. Таш, Э. Принципы организации самостоятельной работы учащихся во внеурочное время/ Э. Таш // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24210.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты