Правовые основы налогообложения предпринимательской деятельности
ЧИУПП (Частный институт управления и предпринимательства)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовые основы налогообложения предпринимательской деятельности»
по дисциплине: «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности»
2021
45.00 BYN
Правовые основы налогообложения предпринимательской деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Правовое обеспечение предпринимательской деятельности
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современной Республике Беларусь налогообложение является одним из основных противоречий между обществом и государственной властью. Создание справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечивающей ее четкость, предсказуемость и стабильность, является важным условием для повышения организациями Республики Беларусь своей деловой и инвестиционной активности на пути к созданию рыночной экономики. Мировой опыт показывает, что эта задача является одной из самых сложных, поскольку требует учитывать и оптимизировать сочетание двух противоречивых тенденций: во-первых, найти пути увеличения поступлений в государственный бюджет, а во-вторых, снизить налоговое давление на производителей, увеличить инвестиционные возможности.
Изучение понятия налогов и складывающихся из них систем налогообложения является неотъемлемой составляющей современного экономического развития любого общества.
Налоги выступают наиважнейшим необходимым звеном экономических отношений в обществе. Они выступают в качестве основного источника доходной части бюджетов всех уровней и являются наиболее эффективным инструментом в механизме государственного регулирования социально-экономических отношений. Обложение налогами располагается на стыке абсолютно всех социально-политических и финансовых интересов сообщества. От эффективности и рациональности распределения между плательщиками налогового бремени, зависит успех индивидуальной и совместной предпринимательской деятельности, а, следовательно, и богатство нации в целом.
Рыночные преобразования в Республике Беларусь активизировали работу по совершенствованию системы налогообложения, государственного налогового управления и создали позитивные условия для воздействия на параметры налогообложения самими налогоплательщиками, обусловили необходимость развития налогового менеджмента и, соответственно, анализа расчетов организации на налоги и сборы. В Республике Беларусь активно проводятся налоговые реформы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на снижение налоговой нагрузки субъектов хозяйствования, затрат на налоговое администрирование, времени на исчисление и уплату налогов, в том числе посредством электронного декларирования. Все эти налоговые реформы направлены на улучшение процесса налогового управления. Вся приведенная выше информация подтверждает актуальность темы курсовой работы.
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для того, чтобы рассмотреть понятие налогообложения предпринимательской деятельности, необходимо рассмотреть такие явления и их понятия как налоги, налоговые системы и их виды.
Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни [6, с.29]. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Этим и определяется актуальность выбранной темы курсовой работы. Налоги, как и вся налоговая система, являются одним из главных инструментов управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия [17, с.59].
Но основная роль налогов заключается в том, что они призваны формировать финансовые ресурсы государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей [7, c. 5].
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раскрывая вопрос законодательства Республики Беларусь о налогообложении предпринимательской деятельности, необходимо отразить сначала вопрос о правовом регулировании в нашем государстве налогообложения в целом.
Правовое регулирование налоговой системы обусловлено наличием соответствующей законодательной базы, на которой она базируется. Такая база именуется как налоговое законодательство.
В соответствии со ст. 3 НК налоговое законодательство – это система принятых на основании и в соответствии с Конституцией нормативных правовых актов [8].
Исходя из данного определения, видно, что главный нормативный правовой акт в сфере налогового законодательства – это Конституция – Основной закон Беларуси.
Конституционно-правовое регулирование налоговых отношений предопределено не только публичностью аппарата налоговой сферы, но и публичностью и государственно-властной природой налогового права. Конституция Республики Беларусь закрепляет только главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются, в частности, в налоговом праве. Конституционные нормы регулируют непосредственно отношения налоговой сферы, однако чаще всего такое регулирование осуществляется посредством развития конституционных основ в текущем налоговом законодательстве. Например, ст. 56 Конституции Республики Беларусь, которая предусматривает, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и других платежей, конкретизируется и 17 39 получает свое развитие в рамках налогового законодательства, которое закрепляет правовые основы как функционирования всей налоговой системы, так взимания отдельных налогов и сборов.
Ст. 3 НК к налоговому законодательству относит:
- НК и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;
- декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
- международные договоры Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К настоящему времени в республике практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, которая несмотря на ее объемность, позволяет плательщику найти ответ практически ответ на любой вопрос, возникающий при исполнении им налоговых обязательств. Принятие Налогового кодекса – единого систематизированного законодательного акта в сфере налогообложения, являлось главным событием для регламентации сферы налогообложения. Налоговый кодекс декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев. Отдельные положения Налогового кодекса внедряются поэтапно.
На сегодняшний день актуальность совершенствования внутренней структуры налогов сохраняется. Налоговый кодекс не допускает введение налогов, сборов и пошлин, либо дифференциацию налоговых ставок в зависимости от форм собственности, гражданства физического лица.
Действующая в Республике Беларусь налоговая система направлена главным образом на увеличение бюджетных поступлений, т. е. налоги выполняют в основном фискальную функцию. Вместе с тем наряду с фискальной направленностью особое значение в Республике Беларусь в переходный период, должны приобретать стимулирующая и регулирующая функции налогов.
В настоящее время стимулирование деятельности субъектов малого предпринимательства является одним из ключевых направлений социально-экономической политики Республики Беларусь. Налогообложение выступает одним из косвенных методов государственного регулирования в данной области, и его изменения могут как активизировать функционирование малого бизнеса, так и существенным образом его замедлить.
Разработка налоговой политики и принятие решений налоговой администрацией требует всестороннего анализа действующей практики налогообложения, а также результатов, достигнутых в процессе государственного регулирования. В последние годы в Республике Беларусь изменения в Налоговый кодекс и иные нормативные правовые акты, непосредственно либо косвенно касающиеся налогообложения субъектов малого предпринимательства, вносились неоднократно.
1 Брызгалин, А.В. Презумпция невиновности в налоговых отношениях: сущность и вопросы практического применения / А.В. Брызгалин // Хозяйство и право. – 1999. – № 9. – С. 52-62.
2 Василенка, А. Ю. История становления налоговой системы Республики Беларусь и основные направления ее развития на современном этапе / А. Ю. Василенка // Новая Экономика. – 2018. – №. 2. – С. 206-212.
3 Домбровская, Е. Н. Налоги и налогообложение: курс лекций / Е. Н. Домбровская, Е. А. Коровушкин. – Витебск: УО «ВГТУ», 2015. – 86 с.
4 Захарьин, В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В. Р. Захарьин. – М.: Кнорус, 2016. – 256 с.
5 Киреева, Е. Ф. Национальная налоговая система Беларуси: основные этапы становления и развития / Е. Ф. Киреева // Социально-экономическое развитие организаций и регионов Беларуси: эффективность и инновации: м-лы докладов Межд. науч.-практ. конференции. – 2017. – С. 28–31.
6 Киреева, Е. Ф. Налоговая политика. Курс лекций для специальности 1-26 01 01 «Государственное управление» / Е. Ф. Киреева. – Минск: БГЭУ, 2015. – 80 с.
7 Киреева, Е. Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – Минкс: БГЭУ, 2015. – 447 с.
8 Комментарии к Налоговому кодексу Республики Беларусь на 2016 год // Налоги в Беларуси. – 2016. - № 2 (386). – С.19-38.
9 Николаева, Ю. Н. Сравнительный анализ налоговой системы Республики Беларусь с налоговыми системами других государств / Ю. Н. Николаева, Р. А. Штырев // М-лы докладов 49 Межд. науч.-практ. конференции преподавателей и студентов; Витебский государственный технологический университет. – 2016. – С. 250–252.
10 Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: Закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://etalonline.by/
11 Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://etalonline.by/
12 О налогообложении [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 янв. 2018 г., № 29 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
13 Основные направления налоговой политики на 2017 год и итоги деятельности налоговых органов Гродненской области за 2016 год [Электронный ресурс] / Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. – Режим доступа: http://oshmiany.gov.by/uploads/files/IPG/2017-fevral-Nalogovaja-politika.pdf.
14 О Совете Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]: закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., № 424-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.06.2015 г. № 268-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15 Павличенко, Ю. В. Роль налогового менеджмента в современной организации / Ю. В. Павличенко, Г. С. Шелкоплясова // Материалы XIII научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». Том третий. Экономика. – Ставрополь СевКавГТУ, 2016. – 190 с.
16 Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т. Т. 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 336 с.
17 Слепцов, В. В. Оптимизация налогообложения // Эпоха науки. – 2018. – №13 – С. 59-60.
18 Таможенный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 204-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2009 № 43-З) // Консультант Плюс - Беларусь. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь - Минск, 2021
19 Тарасова, В. Ф. Налоги и налогообложение: учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. — 3-е изд., перераб. — Москва: КНОРУС, 2018. — 494 с.
20 Титаева, А. В. Налоговое планирование и экономическая безопасность организации / А. В. Титаева, Ю. Н. Ледакова. – М.: журн. «Налоговый вестн.», 2016. – 287 с.
21 Шевцова, В. В. Налоговая система республики Беларусь: этапы становления и тенденции развития / В. В. Шевцова // Управление и экономика народного хозяйства России: сборник. – 2020. – С. 288-291.
22 Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев; под ред. Д. Г. Черника. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 364 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты