Наглядное обеспечение учебных занятий по трудовому обучению по разделу Работа с бумагой
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Наглядное обеспечение учебных занятий по трудовому обучению по разделу Работа с бумагой»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Наглядное обеспечение учебных занятий по трудовому обучению по разделу Работа с бумагой
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
Введение
Глава 1. Особенности трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.1 Задачи и содержание подготовительного периода трудового обучения
1.2 Диагностика достижений как основа для конкретной программы обучения
1.3 Особенности методики обучения в подготовительном периоде
Глава 2. Особенности обучения работе с бумагой и картоном учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения
2.1 Анализ программы трудового обучения (1-5 класс)
2.2 Методика обучения работе с бумагой и картоном учащимися с интеллектуальной недостаточностью
2.3 Комплект наглядных материалов на уроках трудового обучения в 4 классе вспомогательной школы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. В системе образования особое место занимает начальная ступень образования, которая закладывает фундамент для будущих знаний. Переход к рыночным отношениям, вызвавший радикальные изменения в обществе, требует нового подхода к образовательным функциям общеобразовательной школы и, естественно, совершенствования образовательного процесса.
«Значение и функции начальной школы в системе непрерывного образования определяются не только ее преемственностью с другими звеньями образования, но и, прежде всего, устойчивой, уникальной ценностью этого уровня в формировании и развитии личности ребенка. В этой связи основной функцией начального уровня является формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой коммуникативной готовности учащихся к активному взаимодействию с окружающим миром.
Большинство технологических занятий в начальной школе посвящено работе с бумагой и картоном. Бумага и картон сами по себе – кладовые фантазии и фантастические игры. А если совместить это с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь» [3, с. 43].
Изготовление игрушек из бумаги и картона – кропотливый труд, увлекательный и очень приятный. Важность использования бумаги в деятельности ребенка привлекла внимание А.С. Макаренко. Он отметил, что материалы (бумага, глина, дерево и т.д.) наиболее близки к обычной человеческой деятельности: из материалов человека создаются ценности и культура.
Изготовление изделий из бумаги и картона требует от ребенка ловких действий, постепенно рука становится уверенной, аккуратной, пальцы становятся гибкими, это очень важно.
«Ручной труд способствует развитию чувственной моторики – координации глаз и рук, улучшению координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. При работе с бумагой и картоном большое внимание уделяется умственному развитию учащихся, развитию их мышления и внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только плановой функции речи, но и речевой регуляции поведения.
Работа по изготовлению бумажных и картонных изделий способствует личностному развитию учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей развиваются такие качества, как решительность, настойчивость, умение довести начатое дело до конца» [1, с. 46].
Глава 1. Особенности трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.1 Задачи и содержание подготовительного периода трудового обучения
Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако основная задача трудового обучения – дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определённой специальности.
Знания, полученные школьниками на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач (ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу). Необходимо отметить, что вспомогательная школа не дает своим воспитанникам политехнического образования. В связи с особенностями умственного развития детей такая задача, в силу ее недоступности для учащихся, не ставится учебными программами общеобразовательных предметов. Следовательно, она не может решаться и в трудовом обучении. В то же время трудовое обучение во вспомогательной школе содержит отдельные элементы политехнизации. Так, большинство учебных программ по труду включают, кроме изучения основной, знакомство со смежными профессиями. Например, картонажное дело изучается вместе с переплетным; слесарное дело включает ознакомление с работой сверловщика, токаря, фрезеровщика; обучение нескольким специальностям предусматривает программа сельскохозяйственного труда.
У подавляющего большинства учащихся вспомогательной школы могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленнее, чем у умственно полноценных учащихся, и наблюдается существенное отставание в развитии способности к переносу навыков. Отсюда вытекает необходимость в значительном увеличении сроков трудового обучения [5, с. 43].
Наибольшая сложность трудового обучения во вспомогательной школе состоит в формировании обобщенных умений – способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. Такая особенность обучения обусловлена интеллектуальной недостаточностью школьников.
Глава 2. Особенности обучения работе с бумагой и картоном учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения
2.1 Анализ программы трудового обучения (1-5 класс)
«Основным нормативным документом, определяющим содержание трудовой подготовки в специальной (коррекционной) школе VIII типа, а также требования к знаниям, навыкам и способностям учащихся с интеллектуальными проблемами, является государственная программа специального образования. Учебный материал в программе распространяется по годам обучения с учетом психофизических и возрастных особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Пояснительная записка к программе определяет задачи, которые должны решаться на уроках трудового воспитания в первых классах специальной школы:
- воспитание положительных качеств личности учащегося (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе, уважение к людям труда);
- передача начальных знаний по видам работ, развитие самостоятельности, формирование интереса к труду и организационных навыков (своевременное поступление на занятия, работа только на своем рабочем месте, правильная утилизация материалов и инструментов и т.д.)» [11].
Наряду с общими задачами в программе есть и специальные направления, связанные с коррекцией психической активности школьников. К ним относятся формирование умения ориентироваться в задаче, заранее планировать ход работы над изделием, контролировать свою работу.
«Программа включает в себя следующие виды работ:
- работа с глиной и пластилином:
При работе с глиной и пластилином программа предлагает моделирование объектов различных геометрических форм на образце (шарики, овощи и фрукты, кубики, батончики, автобус, грузовик, посуда), стилизованные фигуры птиц и животных (утка, курица, кошка, белка), детали макетов и бесплатные композиции по сказкам («Репка», «Колобок», «Маша и медведь» и т.д.). В процессе обучения формовке учащиеся должны овладеть знаниями о пластмассовых свойствах глины и пластилина, об их применении.
Программа предусматривает формирование детских методов работы с глиной и пластилином, таких как прокатка, прокатка пластмассового материала, прессование на поверхность шарика, моделирование из цельной детали, соединение деталей путем размазывания и т.д.» [8, с. 21].
Заключение
Анализ литературных источников показал, что трудовое обучение детей на уровне младших классов вспомогательной школы способствует развитию их личностных и образовательных качеств. Мы определили основные направления в выделении задач и содержания подготовительного этапа в трудовом обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. Мы определили, что есть необходимость в формировании различных сфер развития ребенка на данном возрастном этапе.
Нами была выделена необходимость диагностики собственной профессиональной деятельности в рамках трудового обучения. Мы рассмотрели основные направления и формы диагностики достижений в рамках выполнения конкретной деятельности с наглядными материалами, и мы можем сделать вывод о том, что диагностика может проходить как с точки зрения педагогов, так и самостоятельно самими учащимися.
Дети с легкой степенью интеллектуальной недостаточности могут быть подготовлены к трудовой подготовке на занятиях с использованием различных материалов для детского труда. Их разнообразие является одной из предпосылок эффективной подготовительной работы.
Мы определили особенности программы трудового обучения детей с интеллектуальной недостаточностью (1-5 классы). Мы определили основные направления программы и ожидаемые результаты от ее реализации. Нами было выявлено, что программа направлена на развитие личности, которая может формировать основополагающие навыки и принципы работы, направленные на развитие трудового энтузиазма.
Мы определили основные направления и формы методики обучения детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью работе с бумагой и картоном. Нами были определены основные направления и технологии, которые способствуют активизации и обучению детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью обучению работе с бумагой и картоном. Нами были рассмотрены основные способы работы с бумагой и картоном, а также методические особенности данной работы.
Нами были подобраны наглядные материалы, которые обязательно должны способствовать развитию творческой и трудовой активности детей 4 класса в рамках вспомогательной школы.
В ходе своей работы мы определили основные научные и методические условия, которые способствуют применению наглядных материалов в рамках трудового обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Результаты исследования могут быть полезны специалистам и исследователям, которые строят свою деятельность на основе формирования представления о применении наглядных средств для трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
1. Акименко, И.П. Темп работы учащихся вспомогательной школы в трудовых процессах и педагогические пути его повышения: Автореферат диссертация кандидата педагогических наук. – М., 1946. – 50 с.
2. Амоков, В.Б. Искусство аппликации: Книга для занятий с детьми младшего и среднего возраста. – М.: Школьная Пресса, 2002. – С. 45–86.
3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги / З.А. Богатеева. – М.: 2003. – 23 с.
4. Бондарева, Н.Д. Начальная школа / Р.М. Миначева. // Трудовое обучение –№4. – 2000. – С. 17–86.
5. Быстрицкая, А. Бумажная филигрань / А. Быстрицкая. – М.: Академия, 2003. – 36 с.
6. Васенков, Г.В. Технология обучения профессионально-трудовым навыкам учащихся коррекционных школ VIII вида // Коррекционная педагогика. – 2010. – № 2. – С. 5-15.
7. Выгонов, В.В. Практикум по трудовому обучению / В.В. Выгонов. – М.: 1999. – 135 с.
8. Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика: Учебник для вузов / В.В. Воронкова, А.А. Дмитриев, И.А. Горшенков. – М.: Дрофа, 2009. – 267 с.
9. Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги / Б.Г. Гагарин. – Ташкент. 1998. – 26 с.
10. Гусакова, A.M. Методика трудового обучения / Е. И. Мишерева. – М.: Академия, 1990. – 289 с.
11. Дульнев, Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев. – М.: Просвещение, 1969. – 258 с.
12. Конышева, Н.М. Наш рукотворный мир / Н.М. Конышева. – М.: Академия, 2006. – 245 с.
13. Конышев, Н.М. Чудесная мастерская / Н.М. Конышева. – М.: 2005. – 27 с.
14. Конышева, Н.М. Секреты мастеров / Н.М. Конышева. – Смоленск.: 2002. – 214 с.
15. Конышева, Н.М. Умелые руки / Н.М. Конышева. – Смоленск.: 2002. – 344 с.
16. Пинский, Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1985. –128 с.
17. Рожнев, Я.М. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских / Я.М. Рожнев. – М.: Академия, 2001. – 219 с.
18. Огерчук, Л.Ю. Технология труда в начальной школе. Работа с клеем и ножницами / Л.Ю. Огерчук. – М.: Школа–Пресс, 2004. – 214 с.
19. Федотов, Г.Я. Дарите людям красоту / Г.Я. Федотов. – М.: Академия, 2005. – 68 с.
20. Шинкаренко, В.А. Методика трудового обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений спец. образования с белорус. и рус. яз. обучения / В.А. Шинкаренко. – Минск: Изд. Центр БГПУ, 2013. –103 с.
21. Шинкаренко, В.А. Модификация теста SIWIT и его апробация в Беларуси / В.А. Шинкаренко // Интеграция в рынок труда выпускников вспомогательных школ-интернатов : пособие / Г. Схраверус [и др.] ; пер. с голландского В. Хейстеркам ; под общ. ред. В.А. Шинкаренко. – Минск, 2018. – 108 с.
22. Шинкаренко, В.А. На пути социализации. Особенности методики трудового обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях образовательной интеграции / В.А. Шинкаренко, Ю.М. Лазаревич // Пачатковая школа. – 2011. – № 7. – С. 61–64.
23. Шинкаренко, В.А. Организация трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью (6–10 классы): учеб.-метод. пособие / В.А. Шинкаренко. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014. – 80 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты