ВВЕДЕНИЕ
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО ИНСПЕКТОРА МИЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ПОЧВЕ ПЬЯНСТВА И АЛКОГОЛИЗМА
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТАКТИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ УЧАСТКОВЫМ ИНСПЕКТОРОМ МИЛИЦИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ПОЧВЕ ПЬЯНСТВА И АЛКОГОЛИЗМА
3 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН В ЛЕЧЕБНО-ТРУДОВОЙ ПРОФИЛАКТОРИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Государство несет ответственность, как перед отдельным гражданином, так и перед обществом в целом в части укрепления правопорядка, противодействия противоправным деяниям, среди которых по своей массовости одно из центральных мест занимают правонарушения, связанные с появлением в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения.
Существенная роль в ее решении принадлежит органам внутренних дел (милиции), так как, будучи специальным субъектом управления, именно милиция осуществляет защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охраняет общественный порядок и обеспечивает общественную безопасность в государстве, реализует государственно-властные полномочия по применению мер административного пресечения. Эффективность и законность применения указанных мер зависит от четкой нормативной регламентации оснований, порядка и процедуры их реализации.
В этой связи интерес представляет изучение уже существующего института принудительной медико-социальной реадаптации граждан в условиях ЛТП и изыскание новых резервов для его применения в отношении лиц, допускающих наряду с совершением административных правонарушений под воздействием ПАВ опасное поведение для себя и (или) окружающих.
Несмотря на эффективность применения метода медико-социальной реадаптации в условиях ЛТП, в большинстве стран постсоветского пространства такая система еще не возрождена, хотя отдельные исследователи приходят к выводам о целесообразности ее существования.
На наш взгляд, в действующем административном законодательстве недостаточно четко определены основания и процедура применения отдельных мер административного принуждения, что негативно отражается на результатах деятельности милиции по пресечению правонарушений, связанных с появлением в общественных местах в состоянии опьянения.
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО ИНСПЕКТОРА МИЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ПОЧВЕ ПЬЯНСТВА И АЛКОГОЛИЗМА
Правовую основу системы профилактики правонарушений составляют Конституция, законы, нормативно правовые акты органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, регулирующие вопросы профилактики правонарушений.
Правоохранительные органы – это государственные органы и общественные организации, которые на основе закона, признаны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, общество и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять меры государственного принуждения или общественного воздействия к лицам, нарушившим законность и правопорядок [1, с.23].
На правоохранительные органы возложены функции по осуществлению законности и правопорядка, гарантию соблюдений прав и свобод граждан. В соответствии с Конституцией правоохранительные органы основываются на принципах законности, равенства граждан и юридических лиц перед законом, приоритета прав и свобод человека и гражданина.
Для правоохранительной деятельности характерно осуществлять деятельность юридическими способами воздействия, применяемые меры воздействия должны соответствовать требованиям законодательства. Правоохранительная деятельность возлагается на уполномоченные государственные органы, осуществлением деятельности является факт или сообщение о совершении правонарушения или правонарушения либо предупреждение [2, с.46].
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТАКТИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ УЧАСТКОВЫМ ИНСПЕКТОРОМ МИЛИЦИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ПОЧВЕ ПЬЯНСТВА И АЛКОГОЛИЗМА
Современная концепция демократического государства, основанного на верховенстве права, базируется на положениях государства-гаранта, характеризующихся тем, что оно не только провозглашает общечеловеческие ценности, права и свободы личности, но и принимает масштабные меры по реализации этих признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в качестве приоритетных для всех правоохранительных органов.
В таких случаях милиция является одним из важнейших инструментов (средств) обеспечения государством таких гарантий. Уникальность деятельности милиции заключается в том, что, являясь частью национального механизма реализации национальных интересов и национальной политики, она является широчайшим институтом обеспечения гарантий, прав и свобод граждан при выполнении правоохранительной функции [4, с. 14].
Деятельность органов внутренних дел возникают в рамках коллективного сообщества – государства, состоящего из индивидов, когда важнейшие стороны их жизни обеспечиваются одной или несколькими организациями, уполномоченными государственной властью и принятыми этой властью законами для выполнения задач социального регулирования. Они действуют от имени государства и уполномочены применять принудительные меры в крайних случаях.
Следует подчеркнуть, что основные направления повышения эффективности деятельности милиции связаны с социализацией и укреплением связей между населением. Эти положения полностью соответствуют модели партнерства в отношениях между милицией и обществом.
Основным элементом деятельности милиции является «установление контроля над преступностью», которая пресекается всеми доступными средствами, предусмотренными законом. В результате определение милицейской деятельности различается по общей социальной направленности. Профессиональная социализация становится задачей и сутью работы современной милиции [5, с. 68].
3 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН В ЛЕЧЕБНО-ТРУДОВОЙ ПРОФИЛАКТОРИЙ
В условиях реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь до 2025 года, реформирования учреждений и органов, исполняющих наказания, ретроспективный подход к совершенствованию наказания и исполнения наказаний в отношении осужденных, больных алкоголизмом, предупреждения рецидива правонарушений с их стороны, важен как никогда.
Учет положительного опыта, накопленного по данному вопросу, является залогом в деле большей оптимизации назначения и исполнения наказаний в отношении осужденных, больных алкоголизмом. Как отмечает Б. С. Эбзеев, мудрые берут из исторического прошлого не пепел, а огонь [11, с. 3], а, по мнению С. Е. Нарышкина, принимая новые решения, полезно опираться на прошлое [12, с.14].
А. Х. Саидов указывает на то, что историко-сравнительный анализ очень важен в случаях, когда нормативное решение проблемы неоднократно видоизменялось [13, с. 19].
Впервые выделение осужденных, больных алкоголизмом, в отдельную категорию было осуществлено в Англии. П. И. Люблинский в работе «Очерки условного суда и наказания в современной Англии» описывает организацию принудительного лечения заключенных и иных лиц данной категории [14, с. 638].
Принудительное лечение выражалось в полном лишении свободы на продолжительный срок с подчинением определенной дисциплине. «Назначаемое на два-три года оно с субъективной стороны значительно тяжелее легких наказаний, но зато оно дает заключенному серьезный шанс оздоровления и освобождает общество от эксцессов алкоголизма. Общество и государство принимают более серьезную заботу о судьбе привычного пьяницы, которая влечет за собой значительное увеличение затрат, но выгоды от которой, несомненно, во много раз превышают эти затраты» [14, с. 641].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие основные выводы.
Административное правонарушение, связанное с появлением в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, – это противоправное, виновное, общественно опасное деяние физического лица, нарушающее законодательно установленный порядок поведения в общественных местах и создающее угрозу общественной и личной безопасности, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.3 КоАП, выступает общественная безопасность. Это обусловлено тем, что появление граждан в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения создает возможность нанесения ущерба национальным интересам, является одной из причин распространения алкоголизма, а также способствует формированию мотива и умысла на совершение правонарушения.
Более того, нахождение граждан в состоянии опьянения в общественных местах благоприятствует росту уличной преступности, так как лица в состоянии алкогольного опьянения сами нередко становятся объектами преступных посягательств.
В литературе предлагается новая классификация мер административного принуждения при выявлении правонарушений, связанных с появлением граждан в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения:
1) меры административного пресечения — доставление и административное задержание;
2) меры, направленные на обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, — медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
3) меры защиты социальной направленности — помещение на вытрезвление и принудительное лечение от алкоголизма.
1. Сальников, В.П. Убеждение и принуждение в деятельности органов внутренних дел : пособие / В.П. Сальников, В.П. Федоров. – Ленинград : Изд–во Высш. полит. уч–ща МВД СССР, 1989. – 92 с.
2. Кондрашов, Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения / Б.П. Кондрашов. – М.: Юрист, 2018. – 281 с.
3. Каплунов, А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ) : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.14 / А.И. Каплунов. – М., 2015. – 498 с.
4. Серебрякова, И.М. Административно-юрисдикционная деятельность милиции Республики Беларусь: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / И.М.Серебрякова. - Минск, 2008. - 26 с.
5. Крамник, А. Н. Административно-деликтное право: учебное пособие / А. Н. Крамник. – Минск: Издательский центр БГУ, 2015. – 236 c.
6. Добриян, С.В. Административно – юрисдикционная деятельность органов внутренних дел: учеб. пособие / С.В. Добриян [и др.]. – Минск: Академия МВД, 2015. – 115 с.
7. Еропкин, М.И. Правовые основы организации и административной деятельности советской милиции: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / М.И. Еропкин. – М., 1956. – 270 с.
8. Бланков, А. С. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие / Бланков А. С., В. М. Фокин. – СПб.: Питер, 2018. – 222 с.
9. Досюкова, Т. В. Уголовно-исполнительное право / Т.В. Досюкова, А.А. Рождествина. - М.: Омега-Л, 2015. - 272 c.
10. Галаган, И.А. Административная ответственность / И.А. Галаган. – Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 2006. – 2-е изд., перераб. и доп. – 252 с.
11. Эбзеев, Б. С. Конституции 20 лет: государство, демократия, личность сквозь призму практического конституциализма / Б.С. Эбзеев // Журнал конституционного правосудия. – 2015. – № 6. – С. 31–42.
12. Нарышкин, С. Е. Депутаты и эксперты обсудили будущее экономики и рубли / С.Е. Нарышкин // Российская газета. – 2016. – 21 февр. – С.13-22.
13. Саидов, А. Х. Сравнительное правоведение и законотворчество / А.Х. Саидов // Журнал зарубежного законодательства сравнительного правоведения. – 2016. – № 1. – С. 16–22.
14. Люблинский, П. И. Очерки уголовного суда и наказания в современной Англии / П.И. Люблинский. – СПб., 1911. – 725 с.
15. Паше-Озерский, Н. Н. Об опасном состоянии личности преступника / Н.Н. Паше-Озерский. – Киев, 1913. – 40 с.
16. Жижиленко, А. А. Меры социальной защиты в отношении опасных преступников / А.А. Жижиленко. – СПб., 2017. – 40 с.
17. Скиба, А. П. Исполнение уголовных наказаний в отношении больных осужденных: теоретико-прикладное исследование : автореф. дис. … д-ра юрид. наук / А.П. Скиба. – Рязань, 2016. – 38 с.
18. Бехтель, Е.Э. Опыт принудительного лечения алкоголиков в условиях специализированного лечебно-трудового отделения закрытого типа : автореф. канд. мед. наук / Е.Э. Бехтель. – Днепропетровск, 2016. – 17 с.
19. О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 104-З [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20. Федорович, А.Л. О необходимости направления в лечебно-трудовой профилакторий лиц, представляющих особую социальную опасность, в ускоренном порядке / А.Л. Федорович // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2018. – С. 91–92.
21. Бриллиантов, А. В. Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах / А.В. Бриллиантов, С.И. Курганов. – М.: Проспект, 2018. – 224 c.
22. Селиверстова, В.И. Уголовно-исполнительное право: учебник для юридических вузов / Селиверстова В.И. – Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2016. – 392 с.
23. Шевцов, Ю.Л. Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь: ответы на экзаменационные вопросы / Шевцов Ю.Л. – Мн.: Тетралит, 2016. – 272 с.
24. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» : решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 24 дек. 2009 г. №Р-420/2009 [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
25. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З: Принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.