Сравнительный анализ парламентов в различных типах политических систем
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Сравнительный анализ парламентов в различных типах политических систем»
по дисциплине: «Сравнительная политика»
2021
45.00 BYN
Сравнительный анализ парламентов в различных типах политических систем
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Сравнительная политика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРЛАМЕНТА
2 ВИДЫ ПАРЛАМЕНТОВ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
3 ПОЛНОМОЧИЯ ПАРЛАМЕНТА В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современный парламент, высший орган представителей народа, выражает суверенную волю народа и призван регулировать важнейшие общественные отношения, главным образом через принятие законов, контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент имеет много других полномочий. Он образует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах он избирает президента, формирует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т. д.
Актуальность темы курсовой работы определяется важностью и востребованностью понимания конституционно-правового статуса парламента как важной основы формирования и развития современных демократических государств.
Исследование вопросов организации власти в других государствах, представляет собой как научный, так и практический интерес. В 90-е годы прошлого столетия наше государство перешло на демократический путь развития, и анализ организации власти на основах демократии, которые включают в себя и разделение властей, выборность высших государственных законодательных органов при наличии альтернативности и конкуренции, имел большое значение, так как именно тогда совершался выбор между различными формами организации власти. Сегодня для нашего государства также остро стоит вопрос о реализации демократических принципов, создания действенной системы разделения властей. Именно поэтому, обращение к исследованию организации власти в других государствах, определения плюсов и минусов такой организации, представляет собой большое значение.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРЛАМЕНТА
Слово «парламент» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и орфографии является французским, происходящим от parler (говорить). Дело в том, что после норманнского завоевания, начавшегося победой 14 октября 1066 г. Вильгельма Завоевателя в битве при Гастингсе, началось не просто господство норманнов, но и офранцуживание англосаксонской цивилизации. Впервые только в 1363 г. канцлер открыл заседание парламента речью на английском языке, но еще и в начале XVI в. английские законы писались по-французски. В первые столетия после завоевания сами короли и их жены были французами, военно-политическая знать была того же происхождения. Более того, даже средний класс постепенно осваивал французский язык, элементы французской культуры и образа жизни. Не удивительно, что короли произносили присяги на французском языке. Фактически этот язык стал политическим языком Англии [1, с.11].
Предвестниками современных парламентов можно считать народные собрания, которые существовали в греческих городах, в Древнем Риме, вече в древнем Новгороде.
На этих собраниях граждане или их представители регулярно обсуждали наиболее актуальные вопросы. В XII– XIII вв. в Испании и Англии возникают первые парламенты, которые играют роль представительного органа государственной власти. Однако парламент как общенациональное представительное учреждение, как важнейший орган государственной власти в складывающейся системе разделения властей, отличный от феодальных сословных представительных учреждений, возникает в эпоху буржуазных революций. В этот период в трудах Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, Вольтера сформировалась концепция парламентаризма. Парламент согласно этой концепции является единственным общегосударственным представительным органом законодательной власти, призванным принимать законы, выражающие народный суверенитет, охраняющие права и свободы человека.
2 ВИДЫ ПАРЛАМЕНТОВ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Для того, чтобы рассмотреть тему исследования курсовой работы необходимо более детально изучить вопрос что такое политическая система и ее виды.
Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть.
Классификация политических систем необходима для сравнительного политического анализа нескольких систем, выявления общего и особенного в их структуре, функциях и механизмах функционирования.
Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.
- Политические системы англо-американского типа характеризуются секуляризованной (т.е. светской) политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.
3 ПОЛНОМОЧИЯ ПАРЛАМЕНТА В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Определение реальной роли парламента в осуществлении государственной власти является достаточно сложным вопросом, учитывая огромный разрыв между правовым и практическим статусом этого политического органа. Конституционная догма и теория наделяют парламент законодательным верховенством и независимостью и считают парламент носителем суверенитета народа. Однако на практике в некоторых странах парламент низводится до статуса вспомогательного органа. Структурные изменения в государстве XX века вызвали соответствующие функциональные изменения. Утрата центральной роли парламента в системе высших органов государственной власти привела к изменению его функций и предметной компетенции, хотя эти процессы практически не нашли отражения в конституционном праве [9, с. 241].
Для более точного определения истинной роли парламента необходимо определить его функции, то есть основные направления его деятельности. Классификация и персонализация функций парламента должны основываться на следующих основных критериях:
– положение парламента в системе государственной власти и его взаимоотношения с другими государственными институтами;
– компетенция парламента;
– практическая роль парламента в осуществлении социального управления государством. Из этих критериев только второй критерий (емкость) относительно стабилен, так как формальные изменения емкости относительно редки. Что касается двух других критериев, то они очень подвижны и изменчивы, поскольку напрямую зависят от соотношения политических сил и уровня развития общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исследование парламента и парламентаризма предусматривает, что определение существования парламентов не предполагает введения парламентских систем на прочной основе.
В данной работе мы исследовали одну из основных структур законодательной власти – парламент, раскрываем понятие парламента и виды иностранных парламентов, изучаем порядок формирования парламента, его внутреннюю структуру и организацию, а также рассматриваем вспомогательные органы иностранных парламентов.
Детальное изучение предмета раскрывает мировой опыт парламентской деятельности, ее положительные и отрицательные стороны. Знание этого опыта особенно важно сегодня, которая только встала на путь построения правового государства. Сегодня нам необходимо подвести итоги конституционного опыта международного сообщества, выделить положительные стороны этого опыта, а затем применить его в нашей стране с учетом конкретных условий.
На основе анализа зарубежных парламентов нами подтверждается положение о том, что формирование двухпалатных парламентов является наиболее характерным для федеративного устройства государства, так как отражает разумный способ организации представителей интересов субъектов федерации на уровне федеральных органов государственной власти. Конституционная сущность двухпалатных парламентов основывается на общих методах и принципах, поскольку все они призваны отражать политическое и территориальное устройство государства и представлять интересы территориальных и национальных общин.
На основе анализа контроля зарубежных парламентов выдвигается вывод о необходимости расширения контроля. Контрольная функция парламента является одной из наиболее широко признанных функций.
1. Автономов, А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А.С. Автономов, В.А. Сивицкий, А.И. Черкасов. - М.: Юриспруденция, 2018. - 400 c.
2. Александров, А.И. История развития парламентаризма и современность // Актуальные вопросы развития российского парламентаризма на современном этапе: материалы «круглого стола». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — С. 10-15.
3. Баглай, М.В. Конституционное право зарубежных стран / ред. М.В. Баглай. - М.: Норма, 2018. - 819 c.
4. Иванников, И.А. Конституционное право зарубежных стран / И.А. Иванников. - М.: Дашков и К°, 2014. - 443 c.
5. Ларин, А.Ю. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: курс лекций. Гриф МО РФ / А.Ю. Ларин. – М.: Наука, 2018. - 520 c.
6. Леван, Чихладзе Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Чихладзе Леван. - М.: Феникс, 2018. - 962 c.
7. Лупу, А. А. Конституционное право зарубежных стран / А.А. Лупу, И.Ю. Оськина. - М.: Дело и сервис, 2013. - 668 c.
8. Маклаков, В. В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 896 с.
9. Маклаков, В. В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / В.В. Маклаков. - М.: Инфотропик Медиа, 2017. - 896 c.
10. Михаил, Ф. Чудаков Конституционное государственное право зарубежных стран / Михаил Ф. Чудаков. - М.: Харвест, 2013. - 784 c.
11. Мишин, А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А.А. Мишин. - М.: Юстицинформ, 2017. - 531 c.
12. Монтескье, Ш. Л. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955. С. 295.
13. Оразов, Э.X. Контрольные функции парламента: зарубежный опыт // Актуальные проблемы современного права в научных исследованиях молодых ученых-юристов: материалы научно-практической конференции аспирантов и соискателей, посвященной 40-летию Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации (Москва, — М.: РПА Минюста России, 2010. — С. 229-232.
14. Осавелюк А. М. Конституционное право зарубежных стран / А.М. Осавелюк. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 576 с.
15. Петренко, А.В. Конституционное право зарубежных стран / А.В. Петренко. - М.: АСТ, 2018. - 779 c.
16. Савельева Е.В. Современный парламент: теория и практика деятельности парламентов в зарубежных странах // Российский парламентаризм: история и современность. Материалы заседания «круглого стола» (Астрахань, 8 июля 2007 г.). — Астрахань: Изд. Дом «Астраханский университет», 2007. — С. 53-60.
17. Сафонов, В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть : учебник для бакалавров / В. Е. Сафонов, Е. В. Миряшева. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 422 с.
18. Смоленский, М.Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник / М.Б. Смоленский. - М.: КноРус, 2016. - 698 c.
19. Страшун, Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебное пособие для бакалавров / Б.А. Страшун. - М.: Проспект, 2014. - 217 c.
20. Шевчук, Денис Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебное пособие / Денис Шевчук. - М.: АВТОР, 2015. - 657 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты