Введение
Наше время — время активных и стремительных политических, экономических, социальных перемен, которые не могут не находить отражения в речи, где активно и повседневно используются обществом как средство коммуникации и общения. Современная эпоха актуализировала многие процессы в языке, которые в других условиях могли бы быть менее заметными.
Современное общество отличалась исключительно разветвленной системой форм политической борьбы и, следовательно, политической речи. Мы вошли в эпоху постиндустриального информационного общества, в котором всем необходимо владеть не только формой разговорного ораторского выступления, а также и всеми методами устного политического диалога. Современная политическая речь достаточно близка к тому, что названо «связями с общественностью», поскольку данные связи ставят целью продвижения в обществе собственных идей.
В условиях политической борьбы цель любого политика – добиться влияния среди общества, утверждения своих принципов управления государством, которые являются отражением определенных идеологических взглядов.
Каждый политик, занимающий определенную позицию в словесных единоборствах, является оратором. Своей речевой деятельностью создает определенный образ, который бывает более или менее убедителен для тех, с кем политик общается. Иногда оратор берет паузу, предпочитая временно не выступать, поскольку в политической риторике нет ничего значимее вовремя сказанного слова. Но пауза означает лишь выжидание для осуществления очередного речевого удара.
Весьма актуально стоит сегодня вопрос о том, какой же должна быть речь политика XXI века, чтобы уметь убедить собеседников в своей правоте, чтобы поверить ей могли миллионы жителей страны, чтобы своей логичностью, образованностью и эмоциональностью она могла характеризовать политического деятеля как высококультурного, знающего свое дело, человека, который бы смог завоевать доверие масс, повести их за собой, завлечь своей идеей. В настоящее время повышенный интерес к речи политического деятеля обусловлен не только тем, что люди услышали то, о чем думали, но не могли высказаться, но также и тем, что этот необходимый обществу смысл облечен в яркую выразительную форму благодаря публицистическому и ораторскому искусству политика.
Глава 1. Сущность речи в политической коммуникации
Политическая коммуникация представляет собой процессы выработки, передачи политической информацией, которая имеет свойство структурироваться политическую деятельность и одновременно придаёт ей новое значение. Политическая коммуникация выступает своеобразным информационным полем в сфере политики.
Политика не существует вне человеческой деятельности, различных способов взаимодействия ее носителей, связывающих и направляющих на значимую общественно-политическую жизнь. Коммуникация предполагает некоторую информацию, мысль, эмоцию, которые передаются от одного лица к другому, представляющие собой специфическую форму взаимодействия и общения людей.
Известно, что эффективное языковое воздействие необходимо в использовании ярких примеров, подтверждающих правоту говорящего и дополнительно апеллирующих к эмоциям слушателей. Грамотный политик должен уметь убедительно учиться отстаивать собственные позиции в определенных вопросах, ведь его речь должна быть аргументирована. Задача аргументации состоит в том, чтобы обосновать необходимое положение, сделать его истинным для адресата.
Необходимо отметить, что одним из наиболее действенных средств убеждения является включение в речь знакомых адресату прецедентных высказываний. Политика не существует вне человеческой деятельности, в способах взаимодействия носителей, вне коммуникационных процессов, политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики. Ее роль в политической жизни общества сопоставима, с образным выражением политолога Ж.М. Коттрэ, со значением кровообращения для организма человека [2, с. 15].
Наиболее полное толкование политической коммуникации дано известным французским социологом Р.Ж. Шварценбергом. Он определил, что процесс передачи политической информации, посредством циркуляции между различными элементами политической системы, является непрерывным процессом обмена информацией, которая осуществляется как между индивидами, так и между управляющими.
Глава 2. Речевые особенности средств массовой информации и проблемы их функционирования
Важным средством политической деятельности является речь. Политическая коммуникация реализует социальную власть над большой аудиторией, что вынуждает политического деятеля организовывать собственную речь так, чтобы управлять процессом её восприятия другими людьми. С другой стороны, власть аудитории над политиком заключается в том, что она заставляет его проявлять себя публичной персоной, демонстрировать себя через речь.
Не случайно поэтому одно из направлений риторической критики связано с интерпретацией психологических особенностей людей на основании анализа их устных и письменных текстов. Это особенно важно, когда циркулирующая информация избыточна, противоречива. В этих условиях возрастает значение средств прогноза действий политиков на основании изучения их публичных выступлений. Парадокс заключается в том, что сегодня роль политической коммуникации как фактора, определяющего человеческое поведение, незначима. Поэтому не удивительно, что политики не придают политическим выступлениям большого значения и, как следствие, считают возможным выходить к аудитории неподготовленными, в результате их речь содержит избыточное количество ошибок.[24]
В свою очередь речь в средствах массовой информации – это взаимосвязанная система источников сообщений, связанных между собой различными каналами информации. Первостепенно в источниках СМИ включены периодическая печать, радио, компьютерные накопление, обработка, передача и прием информации. Их действия заключаются в систематическом распространении политической информации среди различных по численности аудиторий с целью утверждения духовных ценностей общества или его правящих групп, оказания идеологического и политического воздействия на получателей.
Политическое выступление и текст далеко не всегда предполагают явную презентационную цель ритора. Более того, за явно представленными целями часто понимается совсем другое. Существует мнение, что воздействие политического текста более эффективно, потому что многие реальные цели скрыты от аудитории. Ведь цели политика очевидны на предвыборных дебатах. Но в свою очередь общая цель - равнодействующая частных намерений, или подцелей. Поэтому был выполнен также анализ выступлений кандидатов в депутаты.
Глава 3. Особенности речевой политической коммуникации
3.1 Речь, как коммуникативный акт
Что подразумевается под термином «политический текст»? Трактовки в энциклопедических источниках хватает, чтобы полностью понять данный термин и дать максимально подходящее в рамках какой-то точки зрения. Прежде всего это именно текст со всеми его свойствами (связность, логичность, последовательность). Но текст, который используется в рамках политического дела, непосредственно сопряжён с ним. И имеет свои приметы. Е. А. Репина определила политический текст таким образом: он используется в политической сфере; преобладает конкретной тематикой, сопряжённая со всевозможными политическими вопросами; формируется политически активным человеком; имеет, как правило, коллективного фактического автора и множественного адресата; главная цель которого — влияние на людей для извлечения не обходимого итога.
Другими словами, политический текст — это акт политической коммуникации. Для того, чтобы политик мог получить нужный результат благодаря такому акту, нужно правильно применять языковые средства. Собственно, речевыми особенностями политической коммуникации являются возможности языка в их практической реализации в политическом тексте. Выделение речевых особенностей будет полагаться на изученные А. П. Чудиновым основные свойства политической коммуникации, так как они являются стимулом для выбора и применения уместных языковых методов. Политическая коммуникация — это главным образом речевая деятельность, в основном, за ранее подготовленная [3, с. 42].
Даже политические дебаты, где ожидается свободное высказывание мыслей политиков по теме возникшей дискуссии, в основном тоже заранее подготовлены и спланированы, в связи с чем многие вопросы ожидаемы коммуникантами, и ответы на них уже готовы. Таким образом, типовые признаки политического общения определяют и речевые особенности, используемые в ней. Ритуальность политической речевой деятельности предусматривает наложение на коммуникантов определенных ролей и статусов, именно эта особенность и определяет словестный портрет политика (манера вести диалог, наиболее часто применяемые уловки, эмоциональность или, напротив, четкость и конкретика, и тому подобное).
Заключение
Опираясь на выше сказанное, мы пришли к тому, что можно двояко относиться к теме речь как главное средств политической коммуникации, потому что объединив несколько моделей коммуникативных актов, мы можем получить представление о речи, как о коммуникационном процессе.
Лидеры государств или партий, руководители общественных, коммерческих организаций испытывают потребность в коррекции поведения людей, у них есть определенные мотивы. Они облекают их в форму идей, взглядов, мнений и передают посреднику – средствам массовой информации. Средства массовой информации выступают как источники информации, по сути, они передают собой не просто информацию, а посылки пропагандистов. Адресаты – граждане, члены групп, получают эту информацию, в их сознании формируются мнения и установки, ведущие к образованию поведенческих намерений и реализации определенного социального поведения. Результатом пропаганды становится наблюдаемое поведение. Если оно по своим основным критериям устраивает пропагандиста, то коммуникативная цель достигнута. В обратном случае начинается новый коммуникативный цикл, продолжается.
После выполнения работы были выполнены поставленные задачи:
1. Во-первых, охарактеризована сущность речи политической коммуникации, как процесса передачи политической информации и в системе и ее средств убеждения.
2. Во-вторых, описана речевая особенность как коммуникация и средство массовой информации, ее структура и специфику и проблема их функционирования. Структура ее состоит из адресанта. Информации, источника информации и адресатов. Язык является одновременно и коммуникационным процессом, и средством коммуникации, и влияет на поведение.
3. В-третьих, рассмотрена особенность речевой политической коммуникации с точки зрения существующих моделей коммуникативных актов. За основу принята коммуникативная модель Лассвелла.
Таким образом, речевые особенности определяются как одновекторный коммуникативный акт, целью которого является убеждение людей и формирование необходимого социального поведения. Сделан вывод о том, что речь, как коммуникативный акт политического развития должен оставаться позитивным, контролировать демократическое государство и правильно использоваться. Цель выполнения данной работы можно считать достигнутой.
1. Бажалкина Н.С. Роль афористичности в политическом дискурсе. Вестник Маяковского государственного областного университета. Редакционно-издательский совет: Пасечник В.В. – председатель, доктор педагогических наук, профессор. Серия Лингвистика 2009 №03, с.63-66.
2. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику. - М. : Эдиториал УРСС, 2001.
3. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: Рип-Холдинг, 2003. – 174 с.
4. Быховская И.М. Коммуникация культурная // Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 2003. С. 456-458.
5. Бондаренко С.В. Особенности создания и функционирования площадок «электронной демократии» // Полис. 2011. № 5. С. 164-178.
6. Борисенков А.А. О демократической политической культуре и политическом прогрессе // NB: Философские исследования. - 2012. - 2. - C. 53 - 74. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_81.html
7. Будаев Э. В. Методология политической лингвистики // Политическая лингвистика. - 2010. № 1.
8. Буренко В.И., Бронников И.А. Электронное гражданское общество: иллюзии или реальность? (Зарубежный опыт и отечественная практика. Политический аспект) // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1. С. 44-51.
9. Василик М.А. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2003. 615 с.
10. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М.: Прометей, 2004. 328 с.
11. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 317 с.
12. Каптерев С.Е. Политическая коммуникация: основы управления избирательным процессом. – Новгород.: ННГУ, 2003. – 342 с.
13. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. - М. : Изд-во МГУ, 1971.
14. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. – СПб.: Питер, 2003. – 368 с.
15. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 751 с.
16. Лысенкова М.Ф. Интернет-реклама в контексте политических технологий в современной России // NB: Вопросы права и политики. - 2012. - 1. - C. 1 - 20. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_73.html
17. Мелешкина Е. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М.: Весь мир, 2001. 304 с.
18. Почепцов Г.Г. Информационные войны. – М.: Рефл-Бук, 200. – 576 с.
19. Почепцов Г.Г. Пропаганда и контрпропаганда. – М.: Центр, 2004. – 452 с.
20. Политическая коммуникация: основы управления избирательным процессом. – Новгород.: ННГУ, 2003. – 342 с.
21. Свириденко С. С. Современные информационные технологии.- М.: Радио и связь, 1989.- 300 с.
22. Тимофеев Л., Тураев С. Словарь литературоведческих терминов, Просвещение 1974, 512 с.
23. Титов В.А. О действенных механизмах межкультурной коммуникации // Философия и культура. – 2012. – № 3. – С. 104-107.
24. Федотова Л.Н. Паблик-рилейшенз и общественное мнение. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с.
25. Федоренко Н.Т., Сокольская Л.И. Афористика. – М.: Наука, 1990, 420 с.
26. Fishbein M., Ajzen I. Belief, Attitude, Intention, Beh * avior: An Introduction to Theory and Research, Reading, 1975. – 358 рр.
27. Цуладзе А.М. Большая манипулятивная игра. — М.: Алгоритм, 2000. — 336 с.
28. Шейнов В.П. Психология влияния. – М.: Харвест, 2007. – 448 с.
29. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. - М., Гнозис, 2004.
30. Шейгал Е.И. Смысловая неопределенность как фактор политического дискурса//Политический дискурс в России – Н.М., 2000.