ВВЕДЕНИЕ
Понятие «культура», как известно, произошло от латинского слова «культура», что значит: обработка, возделывание, совершенствование. Первоначально это понятие характеризовало трудовую деятельность человека и ее результаты. Они охватывало широкий спектр самых разных явлений. К настоящему времени в научной литературе дано более 250 различных определений этого понятия. При этом термин «культура» чаще всего употребляется в двух значениях — в широком и узком.
В широком смысле слова понятие «культура» охватывает всё то, что создано человеком в процессе его материальной и духовной деятельности. При таком подходе культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и накопленных человеком и человечеством в процессе общественной деятельности.
В узком смысле слова под культурой понимается духовная культура, то есть совокупность духовных ценностей, производство, распределение этих ценностей, а также соответствующие им учреждения.
Вместе с материальной и духовной культурами относительно самостоятельный вид культуры представляет политическая культура. Политическая культура в свете этого – есть ничто иное, как проекция общей культуры общества на политическую жизнь той или иной страны. Политика и политическая культура как бы смешиваются, взаимно обуславливая друг друга, воздействуя друг на друга.
Политическая культура начала формироваться вместе с возникновением политической жизни, политики. С этого момента началось и ее изучение. Значительное внимание проблемам политической культуры, в частности, уделили уже мыслители Древнего мира. Однако, термин «политическая культура» появился значительно позже. В научный оборот он был введен в XVIII века видным немецким философом И. Гердером. Позднее это понятие широко стали использовать многие мыслители, представляющие самые разные направления социально-политической мысли. В настоящее время, как отмечается в научной, учебной, учебно-методической литературе, имеется 3—4 десятка определений этого понятия. Анализ этих определений дан в ряде опубликованных работ. Например, М. X. Фарукшин дает критический анализ определений понятия «политическая культура», которые предложены Г. Алмодоми и С. Вербой, Р. Карром и М. Бернстейном, Ф. М. Бурлацким и Л. Л. Галкиным.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Политическая культура начала формироваться вместе с возникновением политической жизни, политики. С этого момента началось и ее изучение. Начало изучению проблемам политической культуры было положено еще мыслителями Древнего мира. Однако, термин «политическая культура» появился значительно позже, а именно в XVIII веке был выведен в свет видным немецким философом И. Гердером. Позднее это понятие широко стали использовать многие ученые и философы, представляющие самые разные направления социально-политической мысли.
В научной литературе политическая культура чаще всего определяется как совокупность ориентации, ценностей, верований, установок. Первыми такое определение политической культуры дали американские социологи, последователи И.Гердера, Г. Алмоиди, С. Верба. Они «определили политическую культуру как совокупность психологических ориентации людей по отношению к. политическим объектам. По их мнению, политическая культура нации есть особое распределение образцов ориентации в отношении политических объектов среди представителей данной нации».
Подобные определения дают и некоторые русские исследователи. «Особенность политической культуры заключается в том, — пишет, например, К. С. Гаджиев, — что она представляет собой не политику или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, всей политической жизни, законах и правилах их функционирования» [Политология. Курс лекций: Учебное пособие.— М., 1993. — С. 94].
Однако указанное определение политической культуры, как, например, отмечает М. -X. Фарукшин, не является единственным. Так, английские политологи Р. Карр и М. Бернстейн определили политическую культуру как «установочную и поведенческую матрицу, в пределах которой расположена политическая система», как «способ политического поведения социальной группы и природу политических верований и ценностей ее членов» [Фарукшин М. X. Политическая культура общества// Социально-политические науки. — 1991, — №4. — С. 105].
Вместе с тем высказана и третья точка зрения. В частности, Р. Такер «наряду с элементами сознания в содержание культуры включает и «признанные образцы поведения» (Там же).
ГЛАВА 2
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЯПОНИИ
В современной Японии существует весь спектр политических сил, характерных для остальных развитых стран мира. В нем представлены и консервативные (или правые), и центристские, и левые партии. Вместе с тем, несмотря на внешнее сходство японских политических партий, политических институтов и процедур с их западными аналогами, политическая жизнь Японии отличается существенным своеобразием, связанным с особенностями национальной политической культуры. С чем это связано?
В первую очередь с историей Японии.
Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических контактов. Жизнь в постоянном ожидании стихийных разрушений, драгоценность малого количества пригодной для обработки земли сыграли свою роль в формировании психологии и эстетических взглядов японцев. Японская культура, в отличие от индийской и китайской культур, на рубеже Средних веков только рождалась, поэтому ей был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний.
С XVII в. и до середины XIX в. Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись только с Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции сформировалось национальное своеобразие японского общества. И когда перед миром, наконец, открылась традиционная богатейшая культура Японии, она оказала позитивное влияние на последующее развитие европейской живописи, театра и литературы.
Изучив историю страны с этого момента и далее, можно с уверенностью сказать, что начало современной политической позиции было положено революциями Мэйдзи. После революции Мэйдзи японское общество, ускоренно пройдя этап промышленного развития, перехода от феодализма к капитализму, в течение нескольких десятилетий овладевает достижениями науки и техники Запада и в короткий исторический срок усваивает духовные ценности западной европейской культуры, не отказываясь, впрочем, от собственных традиций.
В связи с этим А. Тойнби отмечал, что в XVI в. европейская цивилизация была отвергнута Японией, поскольку она была представлена в первую очередь в виде чужой религии, тогда как в XIX в. западный образ жизни приветствовался, так как был представлен чужой технологией.
Действительно, японцы интересовались в основном технологическими и материальными аспектами западной цивилизации, однако новая элита не могла
ГЛАВА 3
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЯПОНИИ
Ключевая особенность японской политической культуры заключается в ее уникальной способности сочетать, казалось бы, совершенно не похожие элементы, заимствованные из традиций иностранных государств. Так было в середине VII (рефомы Тайка), XIX (реставрация Мэйдзи) и XX («обратный курс» Ё.Сигэру) веков, когда японские власти, столкнувшись с кризисом, были вынуждены начать преобразования. Япония использовала законодательные нормы (кодексы танского Китая, Конституции Пруссии, США), копировала ключевые институты, даже на уровне языковой риторики старалась соответствовать нормам страны-реципиента. Тем не менее, политическая культура во все эпохи сохранила две ключевые особенности функционирования института верховной власти и властной элиты, которые содержательно практически не изменились за многовековую историю страны.
Важными ценностями для японского общества выступают традиция, преемственность, корпоративизм. В их основе лежит восходящий к конфуцианству социально-психологический и этический стереотип «ва» («равновесие», «гармония»).
Если европейская цивилизация отличается необыкновенной динамичностью, то японская — столь же удивительной устойчивостью, своеобразным консерватизмом. Может быть, именно поэтому в Японии спокойно и серьезно обсуждается проблема введения английского языка как второго официального языка в стране. В любом случае многие официальные документы рекомендуется переводить на английский язык для рассылки их через Интернет.
К важным принципам всех отношений в Японии следует отнести понятие «ва», приблизительно переводимое на русский язык как «принцип гармонии». «Ва» ориентирует социальный организм на поддержание бесконфликтных отношений, неприятие оппозиционности, игнорирование и подавление мнения меньшинства.
На практике такая установка реализуется через противопоставление общественно предписанных норм поведения и высказываемых взглядов («татэмаэ») и личной позиции индивида («хоннэ»). В жизни японского социального организма «хоннэ» имеет права ценности только для самооценки и самовосприятия личности, но в случае его расхождения с общественно признанным «татэмаэ» данной группы «хоннэ» индивидуума невозможно не только отстаивать, но даже высказывать. В силу этого предпочтение «татэмаэ» перед «хоннэ» ради поддержания общественной гармонии в традиционной японской культуре фактически ставит вне закона появление альтернативной позиции в социальных отношениях. Данный принцип
ГЛАВА 4
СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЯПОНИИ
4.1 ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением политической власти и государственности.
В наиболее общем смысле политическое сознание - это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.
Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.
Содержание политического сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Это содержание группируется на следующих трех уровнях:
· Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;
· Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий;
· Обыденный уровень политического сознания — повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни. Другое название этого уровня — «общественная психология».
Политическое сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы, т.е. упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.
Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение – это способ существования культуры.
Характерные черты политической культуры:
1) представляет собой продукт исторического развития общества, результат коллективного политического творчества;
2) закрепляет устойчивые связи между элементами политического процесса, стабильные стороны политического опыта;
3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;
4) гарантирует целостность и интегрированность политической сферы;
5) координирует жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;
6) характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.
Политическая культура в Японии - индикатор сочетаемости в политической системе традиционного и современного, общего для всех социальных групп и присущего лишь отдельным из них, общечеловеческого и национально-самобытного.
Состояние и динамика политических отношений показывает, прежде всего, как решается вопрос о власти в стране, каким общественным силам она принадлежит, какими способами осуществляется и какими средствами ведется в обществе борьба за власть. Современная Япония - одна из наиболее высокоразвитых в индустриальном отношении капиталистических стран, где власть в значительной степени принадлежит трем основным слоям класс буржуазии: крупному бизнесу, верхушке ЛДП и высшему эшелону бюрократии. Однако правящие круги, реализуя через политическую систему свои собственные интересы, не могут не считаться в той или иной степени с интересами др. классов и слоев общества - остальной части класса капиталистов, средних слоев, рабочего класса, которые защищают др. политические партии, профсоюзы, общественные организации и движения.
1. Василенко И.А. Политология. - М.: Высш. школа, 2004.-288 с.
2. Демидов А.И. Основы политологии. - М.: Высш. школа, 1995.-271 с.
3. Касьянов В.В. Политология для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.-384 с.
4. Курс политологии / Под ред. А.Г. Грязновой. - 2_е изд. - М.: ИНФРА_М, 2003.-460 с.
5. Япония: Справочник / Под общ. ред. Г.Ф. Кима и др.; Сост. В.Н. Еремин. - М.: Республика, 1992.-543 с.
6. Политология. Курс лекций: Учебное пособие.— М., 1993. — С. 94
7. А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. Политология в схемах и комментариях. 2005
8. Фарукшин М. X. Политическая культура общества// Социально-политические науки. — 1991, — №4. — С. 105
9. Василенко И.А. Политология. - М.: Высш. школа, 2004.-288 с.
10. Демидов А.И. Основы политологии. - М.: Высш. школа, 1995.-271 с.
11. Касьянов В.В. Политология для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.-384 с.
12. Курс политологии / Под ред. А.Г. Грязновой. - 2_е изд. - М.: ИНФРА_М, 2003.-460 с.
13. Япония: Справочник / Под общ. ред. Г.Ф. Кима и др.; Сост. В.Н. Еремин. - М.: Республика, 1992.-543 с.
14. Гаман-Голутвина О. В. Развитие категории «политическая культура» в общественно-политической мысли // ПОЛИТЭКС. – 2005. – №2. – С. 38 – 50.2.
15. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы: этнопсихологические очерки. – М.: ВиМ, 1996.- 400 с.3.
16. Еремин В.Н. Политическая система современного японского
17. А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. Политология в схемах и комментариях. 2005
18. Молодяков, В.Э. История Японии. ХХ век. / В. Э. Молодяков, Э. В. Молодякова, С. Б. Маркарян. - 2-е изд. - М.: ИВ РАН, Крафт+, 2009. - 528 с.
19. Все о Японии. - М.: Профит Стайл, 2008. - 608 с.
20. Елисеефф, В. Японская цивилизация / В. Елисеефф, Д. Елисеефф; пер. с фр. И. Эльфонд. - М.: АСТ Москва, 2008. - 528 с.
21. Ольшанский, Д. В. Основы политической психологии /Д. В. Ольшанский. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 496 с.
22. Потёмкин, В. Взаимодействие культуры и политики в японском обществе / В. Потёмкин // Власть. - 2008. - № 2. - С. 52-55.
23. Бояркина, Н. Верить в будущее. Несмотря на угрозу ядерной катастрофы /Н. Бояркина // Аргументы и факты в Белоруссии. - 2011. - 29 марта. - С. 7.
24. Овчинников, В. В. Сакура и дуб. Впечатления и размышления о японцах и англичанах / В. В. Овчинников. - Минск: Народная асвета, 1987. - 430 с.
25. Пронников, В. А. Японцы (этнопсихологические очерки) /В. А. Пронников, И. Д. Ладанов. - М.: Наука, 1985. - 348 с.