ВВЕДЕНИЕ
В постсоциалистических государствах, начиная с начала 1990-х годов, появилась новая политическая система, которая допускает существование политической оппозиции как на левой, так и на правой сторонах.
Так, теперь формируются новые отношения между государством и обществом, люди, которые попадают в рамки правой области, принимают во внимание демократический опыт человеческого сообщества. Одним из элементов этого процесса является формирование и функционирование политической оппозиции.
Все это напрямую влияет на институционализацию политической оппозиции, актуализирует проблемы функционирования оппозиционных партий, движения, деятельность их лидеров. К институционализации здесь относится создание комплекса различных ассоциаций граждан, недовольных существующим политическим режимом из-за постоянно ухудшающегося качества их жизни. В этих условиях возникает множество теоретических и практических проблем для партий и движений, которые выступают против их политических взглядов на этот режим.
Проблема политической оппозиции давно интересует мыслителей в общих философских и общих социальных терминах. Сегодня проблемы функционирования оппозиции затрагиваются в работе как партийных лидеров, так и движений, а также ряда исследователей. О проблемах политической оппозиции часто пишут в современной Российской Федерации: Абрамов В.Н., Воскресенский А.Е. Гаврилов Г.А.
Актуальность работы состоит в необходимости формирования состоятельной оппозиции в любом государстве – это и есть причина необходимости ее рассмотрения на теоретическом уровне, а также определения ее способов, средств действия.
Предметом исследования являются основные закономерности, тенденции формирования и функционирования политической оппозиции и ее деятельность.
Цель состоит в том, чтобы проанализировать сущность и формы оппозиции и проблему развития современной оппозиции.
Цель образует задачи:
- определить понятие оппозиции;
- рассмотреть средства ее действия;
- выделить методы действия оппозиции.
К методам работы относятся:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод;
- исторический метод.
Работа состоит из трех глав, а также введения, заключения и списка использованных источников. Список использованных источников состоит из пятнадцати наименований, большинство из которых - актуальные статьи современных авторов.
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ОППОЗИЦИИ
1.1 Понятие политической оппозиции
1.1 Понятие политической оппозиции
В разных политических режимах оппозиция играет разную роль. При тоталитарном режиме власти, уничтожая все самоорганизующиеся группы, тем больше они пытаются подавить саму возможность организованной политической оппозиции в эмбрионе; при авторитарным правлением оппозиция преследуется, поскольку она рассматривается властями как угроза для себя и для стабильности существующего режима и пропагандируется как антигосударственный феномен.
В демократических условиях оппозиция является важной частью политического процесса, для нормального функционирования которого необходимо повернуть правящие партии. Таким образом, в Великобритании и ряде ее бывших колоний лидер крупнейшей оппозиционной партии (то есть партия, занявшая второе место на парламентских выборах) получает королевскую зарплату на уровне министра, поскольку считается, что он выполняет важную функцию для общества и государства; эта партия называется «оппозицией Ее Величеству» и формирует так называемый «теневой кабинет», чьи «министры» заняты мониторингом и критикой деятельности правительства в их направлении и разработкой для них оппозиционных программ [7]. Если партия приходит к власти, как правило, они автоматически занимают соответствующие места в правительстве.
Оппозиция (от латинского «оппозиция, возражение») в политике является партией или группой, выступающей против правящей партии или мнением, поддерживаемым большинством. Кроме того, политическая деятельность партий, групп и движений, которые выступают против курса правительства и борются за государственную власть с правящей партией (партиями).
ГЛАВА 2 СРЕДСТВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В словарях термин «средства» определяется как приемы, способы, предметы, приспособления, используемые для достижения какой-либо цели. Почти так же толкуется и слово «методы»: приемы, система приемов в какой-либо деятельности. В политике в качестве средств (методов) деятельности можно рассматривать любые акции, деяния, поступки, совершаемые индивидуально или коллективно и направленные на сохранение или изменение существующей социально-политической реальности.
Полный перечень средств политики дать невозможно. Назовем лишь основные из них:
- митинги, демонстрации, шествия и манифестации;
- выборы, голосования и референдумы;
- политические речи, манифесты и призывы;
- собрания и заседания;
- встречи, переговоры и консультации; приказы, распоряжения и декреты;
- реформы и контрреформы;
- восстания, перевороты и путчи;
- революции и контрреволюции;
- террористические акции и войны [2]. Как видно, среди средств и методов политического действия есть как мирные, так и немирные формы.
Возможный набор применяемых различными социальными субъектами средств и методов политического действия зависит от особенностей конкретного общества, его политической культуры. Индивидуальные и коллективные агенты политического действия в специфических условиях используют и конкретные средства, т.е. определенный набор акций, приемов, поступков. Однако если политическое действие начинает выходить за определенные рамки, то оно наталкивается на противодействие господствующих в обществе групп. Это значит, что политическая система организована ими так, что не позволяет социальным субъектам выходить в использовании политических средств за определенные, как правило, установленные законом рамки. И сами господствующие группы в целом также ограничены законом в использовании политических средств.
ГЛАВА 3 СПОСОБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В политике всегда существовали средства жесткие или крайние, нацеленные на быстрое получение результата с затратой максимума сил и ресурсов, требующие значительного напряжения человеческих эмоций и возможностей, и средства мягкие или умеренные, использование которых дает множество промежуточных результатов, требует большего времени и не порождает столь острых конфликтов, как первый тип средств.
Склонность к использованию крайних средств политической деятельности, неприятие каких-либо промежуточных форм называется политическим экстремизмом, в рамках которого можно выделить несколько разновидностей:
- программный экстремизм, облик которого определяется типом идеологии, принятой цели. Такой экстремизм характерен для расизма, фашизма, требующих для осуществления своих политических целей уничтожения политических противников или радикального ограничения их прав;
- ситуационный экстремизм, использование крайних средств политической борьбы здесь навязывается, задается положением, в котором находится субъект, не оставляющим иной возможности, кроме обращения к крайним, наиболее жестким средствам политической борьбы, например, в условиях сопротивления иностранным захватчикам, или разгуле в обществе преступности;
- эмоциональный экстремизм возникает как массовая стихийная реакция на то или иное событие, решение, резко меняющее положение, в котором находилась группа людей, требующее немедленного ответного действия, но не дающее времени для его организации [4].
В рамках экстремистских форм политической деятельности может использоваться достаточно широкий набор средств достижения целей. Но наиболее распространенным оказывается насилие, в политике выражающееся в использовании разнообразных разрушительных по отношению к противнику или политической организации действий. К насилию в политике прибегают прежде всего в силу его способности компенсировать недостаток как объективных условий, так и многих средств достижения политических целей [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сказать, что тема роль и место оппозиции в деятельности государства была и остается одной из самых актуальных и обсуждаемых тем в современной политической науке.
Явление оппозиции как социального явления присуще самой природе человеческого общества из-за его неоднородности и различий в интересах отдельных лиц, социальных групп и господствующих субъектов. Оппозиция обусловлена групповой природой политики как социального явления, когда противодействие социальным и политическим интересам связано с участием в власти, ее завоеванием, оппозицией, распространением ресурсов, принятием решений. Оппозиция является интегративной характеристикой проявления оппозиционной активности и является одной из ведущих закономерностей современного демократизирующего общества.
Оппозиционная контрэлита функционировала в той или иной форме на протяжении всей истории. Исторический опыт показывает, что ответственная оппозиция и, соответственно, ответственная контрэлита, как правило, склонны разрабатывать конструктивные альтернативные предложения, публиковать действия членов правительства и искать власть исключительно цивилизованными методами. Когда общество находится в неустойчивом состоянии, на этапе становления или реформы, конструктивная оппозиция, как показывает опыт ведущих стран мира, может и должна стать источником и движущей силой и важнейшим оздоровительным фактором.
Механизм взаимодействия элит и контрэлит, власти и оппозиции должен функционировать на основе разделения властей, создания сдержек и противовесов, ограничения власти большинства над меньшинством. Под развитым демократическим режимом элита власти и оппозиционная контрэлита являются полноправными политическими партнерами.
По прогнозам политологов, сегодня власть будет нуждаться в оппозиционных партиях, как только правительство начнет болезненные реформы. Массовые митинги падают, список лидеров также меняется на наших глазах. Все это признаки кризиса оппозиции, ее неспособность предложить новую повестку дня.
Укрепление любой политической силы состоит из двух частей. С одной стороны - от интеллектуального укрепления тех людей, которые составляют политическую власть, а с другой - от электоральной поддержки, то есть от поддержки определенных идей граждан, что, в свою очередь, требует повышения политической грамотности населения.
1.Абрамов, В.Н Многопартийность в постсоветской России: тенденции, проблемы, общественные потребности / В.Н. Абрамов // М., Магистр, 2005.
2.Воскресенский, А.Е. Политическая оппозиция в современном российском обществе: состояние и тенденции развития / А.Е. Воскресенский // М.: Проспект 2008.
3.Гаврилов, Г.А. Модели политической оппозиции: теоретико-методологический анализ / Г.А. Гаврилов // М.: Сфера, 2010.
4. Гельман, В.Я. Политическая оппозиция в России: вымирающий вид? Э В.Я. Гельман // Полис. – 2004. – №4.
5. Ефанова, Е. В. Политическая оппозиция как субъект электорального процесса: факторы участия, типы /Е.В. Ефанова // https://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-volgogradskogo-gosudarstvennogo-universiteta-seriya-4-istoriya-regionovedenie-mezhdunarodnye-otnosheniya. – 2017. - №5.
6. Молодежная оппозиция как субъект политической системы современной России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnaya-oppozitsiya-kak-subekt-politicheskoy-sistemy-sovremennoy-rossii-1. – Дата доступа: 28.02.2018.
7. Назаров, И.И. Политическая оппозиция как катализатор политического процесса современных государств / И.И. Назаров // Вестник Тамбовского университета. Серия: Политические науки и право. – 2015. - №4.
8. Региональная оппозиция как субъект политического участия: теоретические и прикладные аспекты проблемы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-oppozitsiya-kak-subekt-politicheskogo-uchastiya-teoreticheskie-i-prikladnye-aspekty-problemy. – Дата доступа: 28.02.2018.
9. Тимофеева Л.Н. Власть и оппозиция: проблемы легитимации и коммуникации // Народ - партии - власть. Общественно-политические движения как предмет исследования. // Сост. Е.И. Хаванов. - М., 2011 г.
10.Пашенцев, Е.Н. Оппозиционные партии и движения современной России / Е.Н. Пашенцев // М. 2010.
11.Пешков, В.П. Оппозиция и власть: обостренное восприятие В.П. Пешков // М., 2006.
12.Роговин, В.З. Власть и оппозиция / В.З. Роговин // М. 1995.
13. Стром, А.В. Методологические основы евразийского интеграционного пространства / А.В. Стром // Философско-гуманитарные науки : сб. науч. статей . - Минск: РИВШ, 2016. - С. 125-132.
14.Сулакшин, С.С. Современная российская многопартийность: видимость и сущность / С.С. Сулакшин // М.: 2011.
15. Шишкина, В.И. Политическая оппозиция в современной России: стратегии развития в региональном пространстве / В.И. Шишкина // Вестник Поволжского института управления. – 2015. - №1.