Введение
Один из главных принципов Европейского Союза - это принцип "пространство без внутренних границ". Под ним понимается необходимость сформировать единый внутренний рынок и создать возможност и для свободного передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов на всей территории Европейского Союза.
Чтобы достичь этих целей необходимо создать единую для всех стран-участниц транспортную систему. В общем и целом, именно на достижение этой цели и направлена транспортная политика Европейского Союза.
Важно помнить, что транспорт, хоть и является отраслью материального производства, но при этом он не создает новых материальных ценностей и, значит, не увеличивает богатство общества. Его «продукция» - деятельность по территориальной перевозке грузов или людей. Помимо этого, транспорт так же непосредственно и весьма значительно влияет на перемещение вещей и населения: на миграцию, торговлю, рабочую силу. Все это и является причиной для его значимости в социальной и экономической отраслях Евросоюза и определяет потребность в создании и проведении Евросоюзом общей транспортной политики.
Суть проводимой Евросоюзом транспортной политики можно свести к объединению разобщенных транспортных систем стран-участниц Европейского союза в одну, общую для все стран, систему. Однако, как бы это не провозглашалось в договорах Европейского Союза, на деле процесс создания единой транспортной системы оказался едва ли не самой сложнейшей из всех поставленных перед Европейским Союзом задач. Долгое время он и вовсе оставался на старом, досоюзном, уровне.
Такая ситуация была связана с тем, что, не смотря на стремление стран-участниц к объединению, они долго противились самой идее передать вопрос транспортных систем в ведение органов Европейского Союза.
Глава 1 Понятие транспортной политики
Изучение вопроса транспортной политики ЕС я полагаю правильным начать с определения самого понятия «транспортная политика». Если обратиться к Большому словарю юридических терминов, то там дается следующее определение понятию «политика» - это общие принципы, которыми руководствуется государство при управлении государственными делами.
Таким образом, транспортная политика – это общие принципы, которыми руководствуется государство, при управлении своей транспортной сферой. На основании такого определения, можно сделать вывод о том, что для наиболее глубокого понимания транспортной политики ЕС и понимания всех ее особенностей с последующим переложением их на реалии Республики Беларусь и получения положительного результата для транспортной системы нашей страны, необходимо всесторонне изучить основные положения транспортной политики ЕС, транспортную систему ЕС, а так же основные положения и источники правового регулирования и планы развития транспортной системы ЕС на ближайшее будущее.
Основополагающим положением транспортной политики ЕС является принцип «свободного передвижения». Так как ЕС создавалась с целью объединения европейских стран и их рынков в единую экономическую зону, свободную от ограничений на перемещение товаров, людей, денежных средств, логично предположить, что транспортная политика ЕС также имеет в своем основании главной целью – объединение национальных транспортных систем в единую, наднациональную транспортную систему.
Основой для формирования транспортной политики ЕС являются заложенные еще в Римском договоре от 25 марта 1957 г. принципы. В них прямо устанавливается необходимость проведения общей транспортной политики. Важность этих установок сложно переоценить. Ведь для того, чтобы товары и люди действительно свободно перемещались по территории
Глава 2. Правовое регулирование транспортной политики Европейского союза
В рамках транспортной политики ЕС транспортный сектор обеспечивается специальными нормами, которые устанавливают Европейский парламент и Совет.
Упомянутые нормы совместно с положениями раздела VI «Транспорт» части III Договора о функционировании Европейского союза [18] являются источниками транспортного права Европейского союза, при этом стоит отметить, что сами положения Договора не претерпели существенных изменений с самого момента его заключения в 1957 г. Для транспортной политики и транспортного права Евросоюза наиболее важными из всех положений являются ст. 70, 71 и 80. Определенное значение для регулирования транспортного сектора имеют также положения раздела XV "Трансъевропейские сети" части третьей Договора о ЕС. [14, с. 637].
Как уже упоминалось в первой главе, объем полномочий ЕС в области транспортной политики можно свести к следующему:
· установление общих правил, применимых к международным транспортным перевозкам, происходящих с территории или на территорию государства-члена, или пересекающим территорию одного или нескольких государств-членов;
· условия, на которых нерезиденты, представляющие транспортные услуги, могут оказывать их на территории государства-члена;
· меры по повышению безопасности на транспорте и все другие необходимые положения;
Полный объем этих полномочий устанавливается и регулируется специальными документами, принимаемыми как совместно всеми странами-участницами, так и специализированными органами Евросоюза. Также источниками транспортного права зачастую оказываются нормы
Глава 3 Возможности применения результатов осуществления транспортной политики ЕС в сфере транспорта Республики Беларусь
Если сравнить настоящий уровень развития транспортной системы Республики Беларусь с прошлым уровнем развития транспортных систем стран Евросоюза, то можно обнаружить сходство между теми проблемами, которые ЕС решило в процессе реализации своей транспортной политики и теми, которые Республика Беларусь испытывает сейчас.
Транспортный сектор Беларуси включает в себя автомобильный, городской электрический, железнодорожный, воздушный и водный транспорты. Руководство сектором осуществляет Министерство транспорта Беларуси, в подчинении которого находится также единственный оператор железных дорог в стране – Белорусская железная дорога.
Стоит отметить, что в последние годы наблюдается снижение эффективности работы данного сектора в связи с ухудшением технического обеспечения грузовых и транспортных перевозок, вызванного старением подвижного состава и замедлением темпов обновления его парка. Около 60% грузовых автомобилей и 70% автобусов эксплуатируются более 10 лет, средний срок службы грузовых тепловозов составляет от 12 до 27 лет. Интенсивность грузовых железнодорожных перевозок в Беларуси продолжает снижаться.
Немаловажно, что Белорусская железная дорога сохранила статус монопольного оператора. Поэтому дальнейшее развитие сектора железнодорожных перевозок затруднено – нет конкуренции, стремления к развитию, следовательно - недостаточно инвестиций, что затрудняет улучшение железных дорог.
Автомобильные перевозки, наоборот, остаются довольно открытыми для конкуренции, несмотря на то, что государственные транспортные предприятия продолжают пользоваться привилегированным положением, что хорошо заметно в сравнении с их конкурентами из частных компаний.
Заключение
Подводя итоги данной работы можно сделать сразу несколько выводов о транспортной системе Евросоюза.
Изучив процесс формирования транспортной политики ЕС в разные годы, и задачи, которые ею ставились и ставятся, делаю вывод, что компетенция органов ЕС в области формирования транспортной политики не ограничивается только вопросом объединения транспортных систем. Помимо этого, транспортная политика решает такие вопросы, как безопасность транспорта для окружающей среды, его эффективность, надежность, экономичность, усиление конкурентоспособности, устанавливает нормы технического и фискального регулирования транспорта. При необходимости – вводятся возрастные цензы на управления транспортными средствами, снимаются или устанавливаются таможенные барьеры.
Все ограничения, а также права и обязанности стран-участниц Евросоюза устанавливаются специальными нормативными актами. Нормативные правовые акты, принимаемые Евросоюзом в целях регулирования транспортной системы, является прямым отражением транспортной политики Евросоюза.
Как можно увидеть, наибольшее количество нормативных актов, принимаемых Евросоюзом, направлено на регулирование экономических вопросов, укрепление позиций союзных перевозчиков на мировой арене, помощь в приобретении ими конкурентоспособности или ее укреплении. Однако при обнаружении пробелов и в других сферах, при обнаружении отличных от экономических «слабых мест» транснациональной транспортной системы, Евросоюзом тут же принимаются меры по их нейтрализации.
Транспортная политика Евросоюза весьма продумана и составляется на достаточно длительный срок. Однако из того, что главной целью транспортной политики является создание экономической зоны без границ,
1. Директива 99/94/EC: офиц. сайт Европейского союза. URL: http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31999L0094:EN:NOT (дата обращения: 03.05.2012).
2. Договор о Европейском Союзе. [Электронный ресурс] // http://eur-lex.europa.eu/JOHtml.do?uri=OJ:C:2010:083:SOM:EN:HTML
3. Договоры, учреждающие европейские сообщества (Founding treaties): офиц. сайт Европейского союза. URL: http://eur-lex.europa.eu/en/treaties/index.htm#founding (дата обращения: 03.05.2012).
4. Европейская Комиссия: офиц. сайт. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:52001DC0370:EN:NOT
5. Европейская Экономическая Комиссия. Европейская Экономическая Комиссия в эпоху перемен. // Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк; Женева, 1988. Е/ЕСЕ/1357. 114 с. С. 47.
6. Егиазаров В.А. Транспортное право: учебник. М.: Юрид. лит, 2008. 272 с. С. 2.
7. Иншакова А.О. Основные тенденции развития современной политики в области транспортного права Европейского Союза // Транспортное право. Международное, публичное и частное право. 2006. №1(28). С. 7–12.
8. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О., Калиниченко П.А. и др. Право Европейского Союза: учеб. пособие / отв. ред. С.Ю. Кашкин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. 464 с.
9. Малеев Ю.Н. Европейское транспортное право // Европ. междунар. право / отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, П.В. Саваськов. М.: Междунар. отношения, 2005. С. 230–257.
10. Право Европейского Союза: учебник / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: ТК «Велби; Проспект» 2009. С. 636–637.
11. Энтин Л.М. Вступительная статья // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Россия и европейское право» (11–12 мая 2000 г.). М.: НОРМА, 2001.
12. Л.О. Бабынина; Транспортная политика ЕС: проблемы и перспективы.
13. Эмирова А.Е; Трансформация транспортных систем в условиях глобализации мировой экономики.
14. Н.А. Глушакова, А.А. Герасимович; Европейское право; Учебно-методическое пособие для студентов специальности правоведение; Горки, БГСХА, 2015.
15. Е.В.Пак, Т.Н.Полянова; Единая политика транспортного союза: как пример для евразийского экономического союза.
16. В.В.Мацкевич; Транспортная политика Европейского союза и пути ее реализации.
17. Е.С.Громогласова; Опыт транспортной политики Евросоюза для Евразии.
18. Д.В.Овчинкин; Правовые основы транспортной политики и транспортное законодательство ЕС.
19. Ильин Н. Ю.. Основы права Европейского Союза / Н. Ю. Ильин. — М. : Норма. — 224 с. — (Краткие учебные курсы юридических наук)., 2008. 2008.
20. Жиленкова Е. Е.; Донецкий национальный университет экономики и торговки имени Михаила Туган-Барановского; Транспортная политика Европейского Союза.
21. А.А. Иванов; Основные проблемы европейского транспортного права.